Найти в Дзене
Искусство воспитания

Главная ошибка в объяснении — делать всё за ребенка. Педсовет "Свободного фортепиано" учит действовать иначе.

Лето — традиционно горячая пора… для переживаний педагогов. Уроки закончились, пьесы разучены, а что будет с навыками? «Он всё забудет!» — шепчет внутренний паникёр. Как подступиться к теме летних занятий без давления, конфликтов, как это делается по методике «Свободного фортепиано»? Эти и другие насущные вопросы мы разобрали на первом онлайн педсовете — в уникальном формате, созданном специально для преподавателей, интересующихся современным, живым подходом к обучению фортепиано.
Педсовет ведёт Татьяна Смирнова, автор методики, вместе с Валерией Жакулиной — педагогом и концертирующим пианистом. Здесь можно задать любой вопрос и получить практичные, человечные ответы — без формализма, строгости и шаблонов. Лето. Повторять или оставить в покое? Да, повторять. Но не по принципу «Повторяй, а то забудешь!», а через игру в концерт. В нашей методике пьесы получают медали, наклейки и звёздочки — как будто они живые. Их хочется сыграть снова. Предложите детям выступить дома перед игрушками, п

Лето — традиционно горячая пора… для переживаний педагогов. Уроки закончились, пьесы разучены, а что будет с навыками? «Он всё забудет!» — шепчет внутренний паникёр. Как подступиться к теме летних занятий без давления, конфликтов, как это делается по методике «Свободного фортепиано»?

Эти и другие насущные вопросы мы разобрали на первом онлайн педсовете — в уникальном формате, созданном специально для преподавателей, интересующихся современным, живым подходом к обучению фортепиано.
Педсовет ведёт Татьяна Смирнова, автор методики, вместе с Валерией Жакулиной — педагогом и концертирующим пианистом. Здесь можно задать любой вопрос и получить практичные, человечные ответы — без формализма, строгости и шаблонов.

Лето. Повторять или оставить в покое?

Да, повторять. Но не по принципу «Повторяй, а то забудешь!», а через игру в концерт. В нашей методике пьесы получают медали, наклейки и звёздочки — как будто они живые. Их хочется сыграть снова. Предложите детям выступить дома перед игрушками, пригласить родственников или записать «выступление» на видео. Сегодня концерт для мишки и зайца, завтра — для мамы и бабушки. Атмосфера — не обязаловка, а радостное творчество.

Ученикам постарше — другой подход. Вместо «ты должен» — вопрос: «Как ты сам хочешь сохранить форму? Какие пьесы хочешь повторить?». Мы учим планировать: что, когда и как. Показываем, что без практики происходит откат — как в спорте. Главное — не командовать, а сопровождать: в методике мы помогаем вырасти ответственной, музыкально мыслящей личности.

-2

Как развивать внимание и самостоятельность?

На помощь приходит… волшебный карандаш! Он «разговаривает» с учеником, мягко подсказывая, где можно ошибиться. В такой игре ребенок сам находит неточности — и испытывает радость от того, что справился без подсказки. Так формируется внутренняя осознанность, а не зависимость от педагога. На уроке мы не исправляем, мы помогаем «пьесе» стать лучше — вместе с воспитанником.

-3

Ошибки. Повторяющиеся. Бесконечные?

Знакомо. Но и здесь — только через доброжелательность и игру. Вместо «наконец-то правильно!» — фразы вроде: «Отлично получилось! Давай закрепим? А теперь усилим успех». Мы меняем не только отношение ученика к ошибкам, но и эмоциональный фон занятий: меньше давления — больше уверенности.

Постановка руки: игра вместо контроля

С первого занятия важно дать понять: пианист — это ты. А пальцы — твои ученики. Ты за них отвечаешь. Педагог может только советовать. Это превращается в игру: ребенок начинает «руководить» своими руками. Плюс эстетические метафоры: балерина не танцует косолапо, пианист не играет с опущенным запястьем. Это не требование — это уважение к искусству.

-4

А можно ли учиться, просто слушая?

Не только можно, но и нужно. В методике действует правило: три раза послушай — один раз сыграй. Учим детей слушать разных исполнителей, сравнивать, обсуждать нюансы. Так развивается слух, воображение и способность к внутреннему предслышанию. А ещё — мотивация: «Хочешь быстрее выучить — послушай сначала».

А если ребенок… расхотел?

Такое бывает. Особенно если семья не музыкальная, если появился младший брат или уехали на дачу. Но главное — не контроль, а уважение. Музыка — это дело ребенка. Дома должно быть тихо, когда он занимается. Его стоит хвалить. Говорить: «В нашей семье теперь есть музыканты». А не: «Он ещё долго бренчать будет?»

-5

Педсоветы по методике «Свободное фортепиано» — это не просто ответы на вопросы. Это поддержка, вдохновение и переосмысление своей роли в профессии. Здесь мы не «учим», а вместе с детьми проживаем музыку. С интересом, с уважением, с удовольствием.

Подключайтесь к чату «Педагог фортепиано 3.0», пишите свои вопросы и приходите на онлайн педсоветы по средам в 10:00.
Всё меняется, когда мы начинаем слышать друг друга.