Найти в Дзене
Инжектор Правды

Поленом по педали: реальная история дровяных машин СССР

Советский автомобиль на дровах — звучит как байка от деда, но нет, всё по-настоящему. Сейчас, в эпоху электрокаров и умных ассистентов, идея машины, которую нужно топить дровами, кажется фантастикой. А вот в тяжёлые времена, когда бензин был на вес золота, изобретательность делала своё дело. Да-да, в СССР ездили машины, работающие на дровах — и не просто ездили, а решали реальные задачи. История началась в 30-х годах прошлого века. В стране вовсю готовились к войне, потом пришла сама война, а затем долгие послевоенные годы. И всё это — с дефицитом топлива. Бензин был слишком ценен, чтобы просто так лить его в баки. А вот лес — пожалуйста, бери не хочу. Так и начали появляться машины с газогенераторами. Если не грузить терминами — это такая здоровенная бочка, прикрученная к кузову, в которую закладывались поленья. При медленном горении, почти без доступа воздуха, выделялся газ — смесь угарного и других газов, которую и закачивали в мотор. По сути, превращали дерево в горючее прямо на х
Оглавление

Советский автомобиль на дровах — звучит как байка от деда, но нет, всё по-настоящему. Сейчас, в эпоху электрокаров и умных ассистентов, идея машины, которую нужно топить дровами, кажется фантастикой. А вот в тяжёлые времена, когда бензин был на вес золота, изобретательность делала своё дело. Да-да, в СССР ездили машины, работающие на дровах — и не просто ездили, а решали реальные задачи.

Зачем машине дрова?

История началась в 30-х годах прошлого века. В стране вовсю готовились к войне, потом пришла сама война, а затем долгие послевоенные годы. И всё это — с дефицитом топлива. Бензин был слишком ценен, чтобы просто так лить его в баки. А вот лес — пожалуйста, бери не хочу. Так и начали появляться машины с газогенераторами.

-2

Как это работало?

Если не грузить терминами — это такая здоровенная бочка, прикрученная к кузову, в которую закладывались поленья. При медленном горении, почти без доступа воздуха, выделялся газ — смесь угарного и других газов, которую и закачивали в мотор. По сути, превращали дерево в горючее прямо на ходу. Пахло, коптило, зато ехало!

Примеры в металле

Один из самых известных образцов — ГАЗ-42. Это был тот же старый добрый ГАЗ-АА, только с навешенной газогенераторной установкой. Сбоку торчали трубы, сзади — топка, на крыше — запас дров. На вид — хоздвор на колёсах. А по факту — настоящее средство передвижения.

Разгон? Ну, скажем, неспешный. Если обычный ГАЗ-АА шёл под 70 км/ч, то его древесный собрат — дай бог 40. И то если не в горку. А чтобы завестись — нужно было сначала растопить установку. Представьте: утро, мороз, водитель с топором и охапкой дров, чтобы просто завести грузовик.

А были плюсы?

Не поверите — были. Главное — независимость от бензина. В деревне, где заправки в радиусе 100 км, машина на дровах — это почти роскошь. Запас дров — и поехали. Да и в условиях войны, когда каждый литр топлива на счёту, такие машины были настоящим спасением.

-3

Почему ушли в прошлое?

Потому что это была пытка. Постоянная возня с топкой, фильтрами, гарью и золой. Водители обжигались, пачкались, да и техника изнашивалась быстрее. Как только ситуация с топливом наладилась, от газогенераторов избавились. Сейчас такие экземпляры — редкость, чаще всего в музеях или на выставках ретро-техники.

Ну и что?

Машина на дровах — не шутка, а реальность, в которую сегодня трудно поверить. Это история о том, как техника адаптировалась к суровым условиям. И пусть мы уже давно не топим авто поленьями, помнить такие факты — интересно. Кстати, представьте, если бы Tesla выпускала "лесную" версию...

А вы бы рискнули поездкой на такой технике? Или всё же ближе привычная розетка в гараже? Делитесь в комментариях, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал — у нас тут ещё много необычного!Советский автомобиль на дровах — звучит как байка от деда, но нет, всё по-настоящему. Сейчас, в эпоху электрокаров и умных ассистентов, идея машины, которую нужно топить дровами, кажется фантастикой. А вот в тяжёлые времена, когда бензин был на вес золота, изобретательность делала своё дело. Да-да, в СССР ездили машины, работающие на дровах — и не просто ездили, а решали реальные задачи.

-4

Зачем машине дрова?

История началась в 30-х годах прошлого века. В стране вовсю готовились к войне, потом пришла сама война, а затем долгие послевоенные годы. И всё это — с дефицитом топлива. Бензин был слишком ценен, чтобы просто так лить его в баки. А вот лес — пожалуйста, бери не хочу. Так и начали появляться машины с газогенераторами.

Инженеры по всей стране ломали голову: как ездить без бензина? Некоторые предложения были на грани фантастики — например, ставить в кузов угольные печки или использовать спирт. Но самым реалистичным и массовым стал именно дровяной газогенератор.

Как это работало?

Если не грузить терминами — это такая здоровенная бочка, прикрученная к кузову, в которую закладывались поленья. При медленном горении, почти без доступа воздуха, выделялся газ — смесь угарного и других газов, которую и закачивали в мотор. По сути, превращали дерево в горючее прямо на ходу. Пахло, коптило, зато ехало!

На холодную машину заводить было непросто: нужно было сначала разжечь топку, дождаться образования газа, прогреть систему. Иногда это занимало полчаса, особенно зимой. Но если всё сделать правильно — можно было тронуться. Правда, раз в 30–50 километров нужно было останавливаться и чистить фильтры. Автомобиль буквально "дышал" через слой золы.

Примеры в металле

Один из самых известных образцов — ГАЗ-42. Это был тот же старый добрый ГАЗ-АА, только с навешенной газогенераторной установкой. Сбоку торчали трубы, сзади — топка, на крыше — запас дров. На вид — хоздвор на колёсах. А по факту — настоящее средство передвижения.

Кроме него, были ЗИС-21 и ЗИС-13, предназначенные для перевозки грузов и людей. Делались даже автобусы на дровах! В некоторых регионах Сибири такие машины использовались вплоть до 50-х годов. Просто потому, что другого выхода не было.

Разгон? Ну, скажем, неспешный. Если обычный ГАЗ-АА шёл под 70 км/ч, то его древесный собрат — дай бог 40. И то если не в горку. А чтобы завестись — нужно было сначала растопить установку. Представьте: утро, мороз, водитель с топором и охапкой дров, чтобы просто завести грузовик.

-5

А были плюсы?

Не поверите — были. Главное — независимость от бензина. В деревне, где заправки в радиусе 100 км, машина на дровах — это почти роскошь. Запас дров — и поехали. Да и в условиях войны, когда каждый литр топлива на счёту, такие машины были настоящим спасением.

Кроме того, топливо было дешёвым. Ну как дешёвым — просто бесплатным, если рядом лес. Для хозяйств, колхозов, артелей это была реальная альтернатива, особенно в суровые зимы, когда обычные машины простаивали.

Почему ушли в прошлое?

Потому что это была пытка. Постоянная возня с топкой, фильтрами, гарью и золой. Водители обжигались, пачкались, да и техника изнашивалась быстрее. Как только ситуация с топливом наладилась, от газогенераторов избавились. Сейчас такие экземпляры — редкость, чаще всего в музеях или на выставках ретро-техники.

Да и представьте себе: заехать на такую машину на заправку, а вам вместо топлива предлагают дрова берёзовые или сосновые, поленья метр двадцать, как положено. Улыбка — это минимум, что вызовет такой кадр.

Ну и что?

Машина на дровах — не шутка, а реальность, в которую сегодня трудно поверить. Это история о том, как техника адаптировалась к суровым условиям. И пусть мы уже давно не топим авто поленьями, помнить такие факты — интересно. Кстати, представьте, если бы Tesla выпускала "лесную" версию...

Такие истории напоминают, что за каждым техническим решением стоят конкретные условия времени. Когда нет ресурсов — приходится крутиться. И кто знает, может, когда-нибудь человечество снова достанет чертежи газогенераторов. На всякий случай.

А вы бы рискнули поездкой на такой технике? Или всё же ближе привычная розетка в гараже? Делитесь в комментариях, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал — у нас тут ещё много необычного!