Найти в Дзене

Модели железных дорог. Часть 28. Двухосный крытый грузовой вагон "Gbs 258" Пико.

Всех приветствую! Сегодня предлагаю вашему вниманию обзор модели и прототипа вагона с раздвижными дверями Gbs 258 от Пико. Данная фирма не баловала нас моделями у которых открывались двери, было еще пару моделей которые в продаже встречались крайне редко- швейцарская "теплушка" и почтовый Шихт. Поэтому такой вагончик был очень интересен в коллекции. Тем более что модели таких же вагонов очень давно производили в ТТ, во всех мыслимых расцветках, и они были очень популярны у коллекционеров. Но вначале о самих вагонах. Одной из проблем, с которой столкнулась Рейхсбан (DR) в ГДР, была нехватка крытых вагонов большой вместимости, так как большинство Gl (Glugs) были построены еще в имперскую эпоху, а так же они были старыми и изношенными, а ремонт стал слишком дорогим. В период с 1930-х по 1950-е годы новые Gl не вводились в эксплуатацию. Поэтому DR с завистью смотрела на своего «классового врага» на Западе, который в начале 1960-х годов ввел в эксплуатацию около 12 000 вагонов Glmms 61 и Gb
Оглавление
Коллаж KotRa.
Коллаж KotRa.

Всех приветствую! Сегодня предлагаю вашему вниманию обзор модели и прототипа вагона с раздвижными дверями Gbs 258 от Пико. Данная фирма не баловала нас моделями у которых открывались двери, было еще пару моделей которые в продаже встречались крайне редко- швейцарская "теплушка" и почтовый Шихт. Поэтому такой вагончик был очень интересен в коллекции. Тем более что модели таких же вагонов очень давно производили в ТТ, во всех мыслимых расцветках, и они были очень популярны у коллекционеров. Но вначале о самих вагонах.

Gbf Berlin Ostbf. Источник Берлинский ж.д. архив.
Gbf Berlin Ostbf. Источник Берлинский ж.д. архив.

1. Прототипы.

Одной из проблем, с которой столкнулась Рейхсбан (DR) в ГДР, была нехватка крытых вагонов большой вместимости, так как большинство Gl (Glugs) были построены еще в имперскую эпоху, а так же они были старыми и изношенными, а ремонт стал слишком дорогим. В период с 1930-х по 1950-е годы новые Gl не вводились в эксплуатацию. Поэтому DR с завистью смотрела на своего «классового врага» на Западе, который в начале 1960-х годов ввел в эксплуатацию около 12 000 вагонов Glmms 61 и Gbs 252, соответствующих требованиям UIC.

Требовалось решение. Государственные вагоностроительные заводы для нового строительства были загружены, поэтому возникла идея «заставить» собственные ремонтные мастерские железной дороги переоборудовать старые вагоны, как это делалось на Западе.

В отличие от DB, у DR не было новых, большегрузных крытых вагонов до 1960-х годов, за исключением только что построенных в небольшом количестве четырехосных Gagms. Здесь DR также играла в «корову» и, как и DB, начала переоборудовать старые Glms, ранее входившие в класс Dresden.

В то же время они хотели соответствовать спецификациям UIC для такого грузового вагона. Результатом стали грузовые вагоны типа Gbs (1500), почти все из которых производились на заводе RAW «Einheit» в Лейпциге с 1968 года. Первоначально вагоны классифицировались как тип Glmms 14, позже Gbs (1500), а затем переименованы в Gbs 258 на DB AG. Первые вагоны имели деревянные панели в качестве внешней обшивки, затем стали использовать гофрированные металлические листы, которыми обшивались все последующие вагоны.

Внутренняя часть этих вагонов имела деревянную обшивку. Все вагоны были длиной 14,02 м; с тормозной площадкой- 14,52 м. Грузоподъемность вагонов составляла 26 т, а скорость движения была одобрена до 100 км/ч. К 1983 году было построено 15 250 вагонов; очень похожие вагоны также поставлялись ARAD из Румынии. В 1993 году вагонам был присвоен номер типа DB-AG Gbs 258, и они оставались в эксплуатации до 2007 года. Благодаря своей многочисленности, эти вагоны вскоре стали предметом восхищения как на родине (в ГДР), так и за рубежом.

G - Крытый грузовой вагон типовой конструкции (две колесные пары)

b - Длина погрузки l ≥ 12 м и объем погрузки более 70 м³

s - одобрено для движения со скоростью до 100 км/ч

Большинство вагонов не имели ручных тормозов. Переделки также привели к появлению экспресс-вагонов, способных развивать скорость до 120 км/ч, которые также могли использоваться в пассажирских поездах. Поскольку производительность RAW «Einheit» была недостаточной для постройки новых или переоборудования старых вагонов, DR закупила очень похожие вагоны из Югославии, Румынии, Алжира, Испании и Федеративной Республики Германии.

Наибольшее количество крытых вагонов, а именно более 20 000 в общей сложности, были в значительной степени идентичны вагону UIC Gbs . Почти идентично сконструированные, Лейпцигские железнодорожные заводы также построили новые, тепло-изолированные вагоны (в просторечии известные как «банановые вагоны»), а также, с 1979 года, различные вагоны для перевозки персонала, как новые, так и переделанные из Gbs 1500 (Со временем некоторые вагоны были переоборудованы или отремонтированы для других целей, в том числе, появилось 88 почтовых вагонов).

Несколько сотен этих вагонов также были оборудованы двенадцатью двухъярусными складными кроватями, которые висели в сложенном виде у стен во время обычного использования грузового поезда. Однако вагоны также использовались в качестве транспортных средств для перевозки войск. В этом случае кровати были разложены и покрыты соломенными мешками, чтобы обеспечить солдатам более или менее комфортное место для сна (в просторечии вагоны называли «бронетранспортер»).

Кроме того, Лейпцигские железнодорожные заводы и Waggon Union Siegen также поставляли соответствующие вагоны с поворотной крышей.

Gbs [1500] с поворотной крышей. Источник Google.
Gbs [1500] с поворотной крышей. Источник Google.

Gbs 258 были присвоены диапазоны номеров 151 3 000 - 151 9 999 и 152 0 301 - 152 5 999 в DB AG. Ранее, Gbs [1500] в DR имели номера 150 0000 - 150 7999.

Длина: 14,52 метра___Высота: 3,915 метра___Ширина: 2,60 метра

Меж осевое расстояние: 8,00 метра___Между буферами и осями: 3,01 метра (тормозная платформа — 3,51 метра)

Высота пола: 1235 метра___Высота стенок: 2,25 метра___Длина кузова: 12,70 метра

2x4 вентиляционных шлюза___Площадь пола: 33 м2___Объем: 82,2 м3

Дверной проем (шxв): 2,50 метра x 2,15 метра.

Источники:

Wiki Startseite - Wiki Bahnbilder.de

https://www.stefancarstens.de/ohne-holz

Вагоны: крытый изотермический вагон Ibblps 379

2. Модели в Н0 (1:87).

1. Пико до 1990 г.

Скан из каталога Пико 1986 г. Источник Google.
Скан из каталога Пико 1986 г. Источник Google.

Фирма Пико выпустила модель этого вагона в середине 80-х годов. Модель уже имела накладные поручни. К 90-му году в линейке уже несколько вариантов этого вагона: грузовой, изотермический и почтовый:

Скан из каталога Пико 1990/91 г. Источник Google.
Скан из каталога Пико 1990/91 г. Источник Google.

Впервые на модели вагона применена конструкция поворотных колесных пар.

К концу 80-х вагон уже поставлялся в "мягкой" коробке:

2. Пико новое.

Модель Пико 2000-х. Источник Google.
Модель Пико 2000-х. Источник Google.

Впоследствии модель была слегка модернизирована, установлены динамические механизмы сцепок и современные кол. пары. Двери так же раздвигаются. В линейке появились более поздние версии DB AG и других стран.

Сравнение старой и новой моделей (сверху новая):

По поводу ходовых качеств: поворотные кол. пары - зло. Как у Пико так и у Роко, одинаково сходят на остряках стрелок, правда не всегда. Еще зависит от профиля колеса. Новое Пико ходит заметно лучше.

3. БРАВА.

Gbs от BRAWA. Источник Google.
Gbs от BRAWA. Источник Google.

Большое разнообразие расцветок, приписок и рекламы, так же все варианты конструкции данного вагона представила фирма Брава. Модели выполнены превосходно, имею одну такую: без косяков, ездит без нареканий, детализация- высокая. Двери не сдвигаются, хотя сделаны отдельными деталями.

Gbs от BRAWA. Источник оф. сайт.
Gbs от BRAWA. Источник оф. сайт.

4. Экс. трейн. (Exact Train).

Модели этой фирмы не уступают по качеству исполнения фирме Брава, а да же превосходят ее. Почти у всех раздвигаются двери. Накладные детали -металл.

Еще один вариант этого вагона другой постройки, с гладкими бортами:

5. Роко.

Данная фирма не делает модели вагонов Gbs постройки ГДР, но приписки, в т. ч., и ДР. Они отличаются нижней частью стен и рамой, так же кол-вом гофр (двери раздвигаются):

Вагоны из стартового набора roco 41340. Источник Google.
Вагоны из стартового набора roco 41340. Источник Google.

Еще варианты разной приписки:

По ходовым на 3+/4-. Качество подходит больше для стартовых моделей. Так же другие варианты конструкции:

6. Мэрклин (Трикс).

Здесь так же представлены вагоны западно-германской постройки, двух видов:

Данных вагонов у меня нет, но по другим моделям фирмы могу сказать, что сделаны топорно, но добротно, к ходовым качествам вопросов нет.

7. NMJ.

Шведская фирма, как я понимаю, в кооперации с Роко, представили шведский вариант данного вагона.

NMJ Topline 608.201 Gedeckter Güterwagen Gbs. Источник Google.
NMJ Topline 608.201 Gedeckter Güterwagen Gbs. Источник Google.

8. Альфа-трейнс.

Греческий производитель. Модель по качеству на уровне А.С.М.Е. По ходовым не особо отличается от остальных.

Модель Альфа треинс. Фото из личной коллекции.
Модель Альфа треинс. Фото из личной коллекции.

9. Херис.

Еще один вариант вагона постройки ФРГ. Модель весьма неплохо катается, по качеству лучше Роко, но хуже Брава. Двери статичны.

Модель от Херис. Источник Google.
Модель от Херис. Источник Google.

А теперь несколько фото из личного архива с составом из таких вагонов:

3. Модели в ТТ (1:120).

1 БТТБ.

Здесь бал открывают старенькие модели БТТБ. Конструктивно- модель одна, а вот вариантов покраски много:

Вагоны Gbs от БТТБ. Источник Google.
Вагоны Gbs от БТТБ. Источник Google.

2. Тиллиг.

За то Тиллиг в наше время делает полно разных конструкций этих вагонов.

Модели от Тиллиг.  Источник Google.
Модели от Тиллиг. Источник Google.

Так же и со сдвижной крышей.

В ТТ я больше не знаю производителей моделей таких вагонов, возможно что Роко, но фото мне не попадалось. И мы плавно переходим в девятку.

4. Модели в N (1:160).

1. Арнольд.

На счет дверей не знаю, но точно видно что поручни не сделаны. И в обще как-то грубовато.

2. Фляйшманн.

Двери сдвигаются. Поручни накладные.

Вагоны Gbs от Фляйшманн. Источник Google.
Вагоны Gbs от Фляйшманн. Источник Google.

3. Минитрикс.

То же самое, но двери статичны. Поручни не реализованы.

Вагон Gbs от Минитрикс. Источник Google.
Вагон Gbs от Минитрикс. Источник Google.
Набор с вагонами Gbs от Минитрикс. Источник Google.
Набор с вагонами Gbs от Минитрикс. Источник Google.

4. Роко.

В отличие от Фляйша, грубее, ни поручней ни рабочих дверей.

Ну, я думаю, все на сегодня. Тема обширная, наверняка не обо всех написал, так что прошу, пишите в комменты, дополню.

А я благодарю вас за внимание,и до новых встреч на моем канале!