Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

Потерянные сокровища аббатства Сен-Дени

В эту субботу предлагаю смотреть на красивое. Помню, что собиралась написать вторую часть про Лувр, просто захватила новая тема. Давно уже хотела собрать по возможности все едва уцелевшие вещи из сокровищницы Сен-Дени, ставшие сегодня музейными экспонатами. Представляете, как их мало осталось, если все можно перечислить. Некоторые просто очень малы или представляют собой лишь фрагменты бывшего большого произведения. Сокровищница была очень богата, и мы еще не говорим о книгах, в аббатстве ведь был скрипторий и библиотека. К Лувру эта тема тоже так или иначе относится, большинство сокровищ там хранится. Плюс некоторую часть хранит Национальная библиотека Франции, самый неочевидный для библиотеки предмет там, но уж как вышло. Да еще в другие музеи, в другие страны попали вещи. Большая заслуга по обогащению сокровищницы принадлежит, конечно, аббату Сугерию, просвещенному любителю старины, перестроившему главную базилику в готическом стиле, впервые на территории Франции, но основание абб

В эту субботу предлагаю смотреть на красивое. Помню, что собиралась написать вторую часть про Лувр, просто захватила новая тема. Давно уже хотела собрать по возможности все едва уцелевшие вещи из сокровищницы Сен-Дени, ставшие сегодня музейными экспонатами. Представляете, как их мало осталось, если все можно перечислить. Некоторые просто очень малы или представляют собой лишь фрагменты бывшего большого произведения. Сокровищница была очень богата, и мы еще не говорим о книгах, в аббатстве ведь был скрипторий и библиотека. К Лувру эта тема тоже так или иначе относится, большинство сокровищ там хранится. Плюс некоторую часть хранит Национальная библиотека Франции, самый неочевидный для библиотеки предмет там, но уж как вышло. Да еще в другие музеи, в другие страны попали вещи.

Вот такой неожиданный аббат Сугерий с картины Симона Вуэ из Musée d'arts de Nantes. около 1632/1634 годов. Часть ныне исчезнувшего ансамбля, заказанного кардиналом Ришелье для его Галереи выдающихся людей в Пале-Рояль.
Вот такой неожиданный аббат Сугерий с картины Симона Вуэ из Musée d'arts de Nantes. около 1632/1634 годов. Часть ныне исчезнувшего ансамбля, заказанного кардиналом Ришелье для его Галереи выдающихся людей в Пале-Рояль.

Большая заслуга по обогащению сокровищницы принадлежит, конечно, аббату Сугерию, просвещенному любителю старины, перестроившему главную базилику в готическом стиле, впервые на территории Франции, но основание аббатства уходит во времена легендарные, первая часовня считается заложенной самой св. Женевьевой, найденные захоронения датируются второй половиной VI века, так что и представить сложно, сколько там до революции собралось сокровищ, ценных даров, пожертвований. История самого аббатства - это совсем отдельный разговор, но мне буквально пришлось (не выдержала, да), после просмотра одного сериала, написать про Длань (или Руку попросту) правосудия, поэтому и всплыла тема сокровищницы Сен-Дени. Предупреждаю, в тексте будет много слов на "К": корона, король, коронация и производные и очень много картинок.

Филипп VI Валуа и его сын молятся Святому Дионисию.  © Bibliothèque nationale de France. Français 24948. начало XVIe в. Хроники Сен-Дени и королей Франции.
Филипп VI Валуа и его сын молятся Святому Дионисию. © Bibliothèque nationale de France. Français 24948. начало XVIe в. Хроники Сен-Дени и королей Франции.

Состав ее, конечно, на протяжении веков не был постоянным, что то пропадало во времени, что-то пытались украсть, что-то продавали. Сокровищница часто использовалась королями, известно, что Филипп VI Валуа (тот, который молится на картинке) забрал оттуда в 1340 году семь золотых корон и крест. В 1360 г. выкуп короля Иоанна Доброго из английского плена обошёлся аббатству в тысячу золотых монет. В начале XV века, когда Сен-Дени был занят англичанами, Карл VI забрал обратно раку Святого Людовика, которую только что передал монахам, переплавил её и получил 2000 золотых экю.

Поэтому монастырская сокровищница не просто место хранения, это вложения, капитал, который можно реализовать в случае нужды, пишут, что как-то аббат без колебаний приказал переплавить золотую статую Святого Иоанна, чтобы оплатить услуги мясника аббатства.

Nicolas-André Monsiau/ Коронация Марии Медичи 13 мая 1610 в Сен-Дени.
Nicolas-André Monsiau/ Коронация Марии Медичи 13 мая 1610 в Сен-Дени.

Такое, конечно, не могло произойти с коронационными регалиями. В королевском аббатстве, где хоронили королей, короновали королев, которому даровали земли и различные привилегии, которое вообще было духовной опорой не только монарха, но монархии, хранились предметы, используемые при священном обряде коронации, из Сен-Дени их везли в Реймс. Несколько предметов уцелели.

Сама сокровищница располагалась в отдельном здании с южной стороны, т.е справа от главного портала, не сохранилась. Если верить авторам XIX века, то хранились сокровища в шкафах, сделанным около 1560 года по заказу кардинала Лотарингского, замки были заказаны и изготовлены в Германии и открывались с помощью четырех разных ключей. Ближайшие ко входу шкафы занимали как раз коронационные предметы, включая коронационную одежду правящего монарха. Реликвии разных святых, в том числе св. Дени и его соратников, и украшенные реликварии, книги в драгоценных переплетах, кресты, античные сосуды, камеи, митры и посохи, оружие и доспехи, в том числе, как считается, доспехи Жанны д'Арк.

Корона королевы
Корона королевы

Короли передавали аббатству свои короны, сделанные для коронации. Корона императора Карла Великого, золотая, украшенная крупными рубинами, сапфирами и изумрудами была переплавлена еще в 1590 г., когда Католической лиге были нужны деньги. До революции осталась чуть меньшего размера, возможно корона королевы. Как утверждается, короной Карла Великого короновались все монархи до Генриха III. Но время, когда они были сделаны неизвестно, Филипп-Август завещал обе короны аббатству, так что к Карлу Великому их относит традиция.

Корона Святого Людовика из золота, украшенная очень крупными камнями, изумруд из нее (ну, вероятно, это он) сегодня хранится в Музее естественной истории (см. галерею). Эта корона была реликварием, под шпинелью находился шип из Тернового Венца.

ф. 342v, Филипп VI Валуа назначен регентом Français 6465. Jean Fouquet. 1455-1460 Великие хроники Франции. © Bibliothèque nationale de France. Женщина- уже вдова Жанна д’Эврё.
ф. 342v, Филипп VI Валуа назначен регентом Français 6465. Jean Fouquet. 1455-1460 Великие хроники Франции. © Bibliothèque nationale de France. Женщина- уже вдова Жанна д’Эврё.

Корона Жанны д’Эврё, королевы Франции, жены Карла IV. Она изготовлена из золота, украшена рубинами и сапфирами, а также несколькими жемчужинами и используется для коронации королев, которая проходит в церкви Сен-Дени.

Кроме того, в сокровищнице хранились слоновая кость и изделия из нее, рог нарвала, даже китовый хвост какое-то время. Т.е она представляла собой своего рода кабинет редкостей. Богатую одежду завещали аббатству, для последующего использования в церковном облачении. Пишут, что и коронационные мантии перешивались на литургические украшения. Там же оставались и те восковые фигуры королей, которые делали после их смерти. Людовик XIV и тут отличился, после его смерти этот ритуал уже не проводился. Плюс дары иностранных благодетелей.

Неизвестный автор. Антирелигиозный карнавал в ноябре 1793 г. Реликвию какую-то несут уничтожать.
Неизвестный автор. Антирелигиозный карнавал в ноябре 1793 г. Реликвию какую-то несут уничтожать.

30 сентября 1791 года революционные комиссары прибыли в Сен-Дени, чтобы изъять его богатства, что-то отправили в Кабинет древностей Национальной библиотеки, другие передали в Лувр, возможно сочли их заслуживающими внимания. Остальные экспонаты были отправлены на Монетный двор для разборки и переплавки. В 1794 году число сохранившихся предметов составило 80. В 1798 году в Лувре еще и аукцион был проведен «предметов, бесполезных для искусства и образования».

В 1706 году монах Мишель Фелибьен оставил важное свидетельство о сокровищнице – гравюры, вошедшие в его труд «История королевского аббатства Сен-Дени во Франции». Эти гравюры показывают содержимое пяти шкафов, малую часть, конечно.

ВИТРИНА №1

-9

С этого рисунка почти ничего не сохранилось. Золотая статуэтка-реликварий Богоматерь. Королева Жанна, супруга Карла  IV Красивого, последнего Капетинга старшей ветви. Эту вещь она подарила аббатству 27 апреля 1339, о чем на ней имеется надпись, похоже, вместе с тем Иоанном, который достался мясникам (см. выше). И частично сохранившийся посох кантора Гийома де Рокмона 1394 г. Две короны Генриха IV изготовленные для его коронации, а также скипетр и Рука Правосудия (вот она же левая? отчаялась в них разбираться), которые он привез из Шартра, где был коронован, для помещения в сокровищницу в силу древнего обычая хранить там коронационные украшения.

ВИТРИНА № 2

-11

Здесь побогаче, но, кажется, остались вещи, которые просто невозможно было никуда применить, а именно изделия из слоновой кости: переплетные пластины рукописей, вероятно времени Карла Лысого 850–870 гг. и более поздние, небольшая скульптура и камея. На гравюре изображены три короны: по бокам 2 коронационные короны Людовика XIII, в центре - позолоченная серебряная корона, которая использовалась на похоронах Анны Австрийской.

Музей искусств Тафта. Цинцинати
Музей искусств Тафта. Цинцинати

Это уничтоженный серебряный реликварий, хранивший голову св. Иллария. На воротнике- большое украшение (см. галерею) - камея с изображением Августа (Рим, между 25 г. до н.э. и 20 г. до н.э. и мне вот интересней всего узнать, как она попала в Сен-Дени), ее почему-то передали в Кабинет древностей библиотеки, хотя в оправе вполне себе драгоценные камни.

ВИТРИНА № 3

-15

Обратите внимание на две последних фотографии: это античное блюдо из камня змеевика и инкрустацией золотыми рыбками в более поздней оправе использовалось во время литургии, как дискос или патена у католиков. Кажется, не нашла подтверждения, и на коронациях. И драгоценная застежка с геральдической лилией XIV века, сначала ее относили к Людовику Святому, потом - к Карлу V, но свидетельств не имеется. Здесь мы видим справа сбоку корону Людовика Святого, две коронационные короны Людовика XIV. Та, что подвешена- похоронная его супруги Марии-Терезии (говорят, его тоже где-то имелась).

ВИТРИНА № 4

-17

Здесь мы видим справа внизу корону Карла Великого (ну т.е. ту, вторую), а слева от креста - корона Жанны д'Эврё С этой витрины сохранилось больше всего предметов.

Видите на гравюре справа некую конструкцию? Назначение ее до сих пор не ясно, только ли реликварий, потому что в основании хранились мощи святых, переносной киворий, модель церкви в разрезе. Ясно, что конструкция была полностью украшена драгоценными камнями: более 700 жемчужин, 2 аквамарина, рубины, аметисты, 135 изумрудов, 209 сапфиров, гранаты. Акварель сделали перед переплавкой, сохранилось только навершие - аквамариновая инталия и профилем Юлии, дочери императора Тита.

Этим произведением, а так же крестом Дагоберта, что изображен на гравюре слева любовался аббат Сугерий, по его же признанию. Крест был сделан ок. 630 г. королевским ювелиром Элигием (Элуа). До 1610 г. он возвышался над главным алтарем, потом его перенесли на ограду хора.

Вот на этой картине прекрасно виден алтарь, украшенный золотым фронтоном, подарком императора Карла Лысого и над ним крест Дагоберта. Пишут, что даже по сохранившемуся фрагменту (и по картине) видно, что такую тонкую работу сегодня не повторить, техника утрачена.

Чаша Птолемеев
Чаша Птолемеев

Очень важный предмет - чаша Птолемеев или кубок Соломона из Александрии (между 50 г. до н.э. и 50 г.), вырезанная из монолита сардоникса. В XVI в. считалась самой дорогой, не ценной, а дорогой, в денежном эквиваленте, вещью в сокровищнице. Использовалась при коронации королев в Сен-Дени.

Так же здесь можно увидеть коронационные регалии. "Жуайёз", легендарный меч Карла Великого, по отношению к которому почти всегда используют формулу "так называемый", он сделан гораздо позже Шарлеманя, примерно в XII в. и включает сегодня элементы разных времен, как и ножны. Тем не менее меч является одним из старейших коронационных предметов, наряду со шпорами. Рука правосудия и скипетр Карла Великого, который опять же не по времени (XIV в.), а по изображению и символическому значению относится к императору.

Витрина № 5

-23

Еще есть пятая гравюра, с реликвариями, которые не дошли до нас и коронационными одеждами, там, видите, даже сапоги с геральдическими лилиями у стеночки, но не нашла, какому они корою принадлежали, по логике, вроде должны бы Людовику XVI, но встретилась версия, что наоборот Людовику Великому XIV-му. Так что предстоит выяснить еще.

Ну и еще в галерее некоторое количество сокровищ, которые не идентифицировали с изображенными на гравюрах или их на них нет, вроде шахмат Карла Великого, которые опять же были сделаны сильно после императора (первые два фото - одна шахматная фигура, король, их несколько, но комплект неполный), или я просмотрела.

Ну вот, точно знаю, что забыла, точно не написала про трон Дагоберта, порфировую ванну Карла Лысого и корону Людовика XV (надо?), но я устала писать, а вы, наверняка читать, так что спасибо, вышло как всегда эээ подробно, да.

Читайте телеграм, там будет рог единорога и его полезные свойства