В конце XIX века Кузнецкий Мост и Петровка были любимыми улицами модников. Здесь прививался вкус и обсуждались последние новости. Самым заметным зданием променада был универмаг «Мюр и Мерилиз» — того самого готического здания с башенками, напротив Большого театра. Сегодня он всем известен как ЦУМ.
Его создатель, шотландец Арчибальд Мерилиз, успешно вел торговлю в Петербурге, а в 1880-х перебрался в Москву. Сначала фирма арендовала места под оптовую торговлю на Кузнецком Мосту. Затем в 1908 построил семиэтажный универмаг для розницы по проекту модного тогда архитектора Романа Клейна.
Покупки как аттракцион
Универмаг задумывался как приключение. «Этажи! Сверканья! Бредовая множественность вещей! Невиданный взмах лестниц!» — описывает Анастасия Цветаева визит в место, которое интриговало всех. Москвичи вовсю обсуждали его диковинки: вращающиеся двери, перед которыми застывали от страха, и лифты — «комнатки», скользящие вверх и вниз, как из романа Жюля Верна «Паровой дом».
Привлекало покупателей и новое правило — фиксированные цены. Никакого торга, который отнимал силы и время, тем более, что товаров здесь было немыслимо — аж 80 отделов! Найти можно было все: от готового платья, фарфора и игрушек до мебели, картин и даже чучел животных. Не растеряться и ничего не забыть помогали блокнотики с карандашами — для пометок о товарах, которые потом можно было доставить. Поражали и примерочные — темные, но с особым освещением как на улице, чтобы дамы могли оценить вечерние образы как на прогулке в городе.
«Мюр и Мерилиз» превратили шопинг в развлечение. Ну а те, кто не мог прийти на Петровку, с удовольствием заказывали товары из любого города страны — всем желающим рассылался каталог, выходивший четыре раза в год.
Популярный каталог рассылался вместе с образцами тканей.
Из переписки Антона Чехова мы знаем, что и он был среди поклонников универмага и выбирал себе зимние головные уборы из Ялты. Даже двух своих собак он назвал в честь магазина — Мюр и Мерилиз.
Старые новые променады
Реклама магазина тоже была нестандартной. Владельцы не хотели закрывать сказочный фасад, поэтому напоминание об универмаге поджидало москвичей прямо на прогулках — на люках под ногами с надписью «Мюр и Мерилиз», которые до сих пор можно найти на тротуарах. И, конечно, как и сто лет назад, витрины фешенебельного магазина останавливают взгляды.
Кузнецкий Мост и Рождественка — живая московская история. Здесь и сегодня царит атмосфера блестящих старых улиц, роскоши и красоты, только вместо карет и криналинов — электрокары и дизайнерские кеды. Район остается рафинированным и привлекающим публику, которая ценит качество, сервис и новаторство.
Для поклонников района в нескольких минутах прогулки от ЦУМа строится жилой комплекс делюкс класса «Рождественка 8». Современная архитектура в окружении исторических зданий разных столетий – от палат Тверского подворья XVII века до здания Московского международного банка XIX века — новый адрес с историческим смыслом.
У каждого клубного дома внутри ансамбля «Рождественка» - свой характер, который выражается через архитектурный язык. На улице Рождественка – дом с колоннами. Этот элемент связывает его с историческим контекстом вокруг, но не подражает ему. На Кузнецком мосту – дом с 12-метровой аркой, сквозь которой открываются палаты Тверского подворья. Внутренняя территория комплекса сочетает в себе публичную часть двора с палатами и приватную, в которой расположен ландшафтный парк с фонтаном и множество камерных пространств для уединенного отдыха резидентов. Здесь находятся три клубных дома: 10-этажный корпус, дом с трехуровневыми таунхаусами и корпус с мезонетами. Их архитектура – оммаж старинным белоснежным палатам. Со стороны Варсонофьевского переулка комплекс «Рождественка 8» дополняют два клубных дома. Один из них – трехэтажный особняк конца XIX века, в котором когда-то была легендарная «пирожковая», так полюбившаяся жителям района и студентам МАРХИ. Потом здание заняли офисы, а теперь здесь будут располагаться четыре резиденции клубного дома. Исторический фасад особняка бережно отреставрируют.
В районе Кузнецкого моста, как нигде в Москве, ощущаются стиль и вкус жизни той столицы, которая не спешит, а царствует. История здесь не просто сохраняется, она продолжается.