Сумма в квитанциях на оплату ЖКУ обычно примерно одинаковая в течение одного сезона, зимой она больше из-за расходов на отопление.
Но бывает так: начисление сильно отличается от суммы за прошлый месяц, и всё это в рамках одного сезона. В этом случае стоит проверить, нет ли в квитанции ошибок.
Рассказываем, что делать, если коммунальные платежи начислили неправильно, и куда обращаться, чтобы исправить ошибку и не переплатить.
Ошибки в квитанции на оплату ЖКУ
Квартплата складывается из нескольких обязательных платежей. В зависимости от дома счёт на оплату может приходить на одной бумаге или на нескольких.
Как правило, общая сумма квартплаты одинаковая, имеет сезонные отличия для тех домов, где жильцы оплачивают отопление по факту. Видимые изменения происходят только после индексации ЖКУ с учётом инфляции. Это происходит 1–2 раза в год после предварительного сообщения о повышении тарифов.
Ошибки в квитанциях могут быть по следующим причинам:
- Технический сбой в программе, которую использует УК или поставщик услуг для составления квитанций.
- Человеческий фактор — например, когда оператор неверно вносит показания.
- Поломка счётчиков индивидуального учёта для воды, электричества, газа и отопления.
Самый простой вариант проверить ошибку — сверить цифры в последних трёх квитанциях. Там нужно посмотреть показания счётчиков и начисления по ним. Нормативы и тарифы не должны отличаться: они утверждаются для каждого региона, при любых изменениях УК должна сообщать жильцам.
Куда обращаться, если в квитанции есть ошибка
Уточнить информацию о тарифах и заявить об ошибке в квитанции (если её получилось найти) проще всего диспетчеру УК, ТСЖ или ресурсоснабжающей организации (РСО). Сделать это можно по телефону, электронной почте, через обращение на сайте или в приложении управляющей организации. Компания обязана отвечать на все запросы пользователей, отказать она не может. Контакты организации всегда есть на квитанции.
Если решить проблему через сотрудника не получилось, следует направить письменную претензию руководству организации. Лучше сделать это лично в офисе, образец можно найти на стенде в отделении компании. Единой формы обращения нет — описать суть претензии можно своими словами, но важно оставить актуальную дату и подпись. Жалобу оформить в двух экземплярах: один останется в УК, второй — взять себе после заверения в канцелярии.
При обращении нужно подробно описать проблему, указать полные контактные данные и адрес. Копии всех обращений и ответов лучше сохранить: они могут понадобиться при дальнейшем обжаловании, если реакции не было.
УК, ТСЖ или РСО обязана отреагировать на претензию в течение 30 дней с момента обращения пользователя.
УК не отвечает: куда обращаться дальше
Если по истечении 30 дней УК, ТСЖ или РСО не отвечает, можно обращаться в Государственную жилищную инспекцию. Сделать это можно через «Госуслуги», но удобнее пользоваться профильным порталом ГИС ЖКХ. На некоторых региональных сайтах Жилинспекции есть собственные электронные приёмные — обращение можно оставить там. Например, для столицы эти функции предусмотрены на портале электронной приёмной Правительства Москвы.
Также параллельно можно оставить жалобу на организацию в Роспотребнадзор заказным письмом или на сайте ведомства. Анонимные обращения не рассматриваются — потребуется авторизация через «Госуслуги».
Если управляющая компания, ТСЖ или РСО начисляет суммы больше, чем это предусмотрено тарифами в регионе, жаловаться можно в ФАС — Федеральную антимонопольную службу. Подать претензию можно лично в филиале ведомства в вашем городе или через электронную форму. ФАС рассматривает обращения в течение 30 дней.
Последний способ: обращение в суд
Подавать иск в суд рекомендуется, когда уже были поданы обращения во все вышестоящие органы, а результата это не принесло — процесс может затянуться надолго.
Иски по таким делам рассматривают в ближайшем суде по месту регистрации. Форма для иска есть на месте, дополнительно к нему нужно будет предоставить документы: квитанции с неправильно начисленными суммами, распечатку ответов УК и других ведомств, куда уже были отправлены претензии.
Если неправильное начисление квартплаты затронуло и соседей, лучше сразу подавать групповой иск — это увеличит шансы на его одобрение судом. Пошлину оплачивать нужно только в том случае, если претензия по иску превышает 1 млн рублей.
Коротко о главном
Если за месяц начислена слишком большая квартплата, для начала стоит самостоятельно проверить данные в квитанции. Возможно, в прошлый месяц было потрачено очень много воды или света.
При ошибках в расчётах или тарифах лучше обратиться в УК, ТСЖ или РСО. В случае когда организация не идёт на контакт, написать претензию руководству. Если ответа на неё нет более 30 дней или он не устроил, можно обращаться с жалобой в Жилищную инспекцию, ФАС и Роспотребнадзор. Последний шаг — подавать иск в суд.
Если сдавать или снимать квартиру через Яндекс Аренду, по поводу договора можно не переживать. Он составлен профессиональными юристами и защищает интересы как собственника, так и жильца. Всё прозрачно и без подводных камней. Подписать его можно с помощью СМС-кода.