Есть в репертуаре "Голубых беретов" песня "В горах под Пешаваром в Пакистане". Долго думал, откуда такие конкретные детали в тексте. Оказалось - песня основана на реальных событиях.
- 26 апреля 1985 года двенадцать советских военнопленных подняли восстание в лагере Бадабер. Больше суток держались против превосходящих сил. Все погибли, но унесли с собой полсотни врагов и взорвали целую базу.
Лагерь, которого не существовало
Официально в пакистанском кишлаке Бадабер, в 35 километрах от Пешавара, располагалась гуманитарная миссия для афганских беженцев. На самом деле там готовили душманов для борьбы с советскими войсками.
Как водится в таких местах, грязную работу выполняли военнопленные - советские и афганские. Всем присваивали мусульманские имена, надеясь сломать психологически и склонить к переходу в ислам. Настоящие имена были под запретом.
К апрелю 1985-го несколько человек провели в этом аду почти три года. Представляете, что творилось в их головах? Три года унижений, надежд на обмен, которые не сбывались, мыслей о доме.
Человек, который все изменил
Перелом наступил, когда привезли нового пленного. Назвали его Абдурахмон. Как потом вспоминал единственный выживший свидетель Носиржон Рустамов, остальные сразу почувствовали в нем лидера.
- Абдурахмон оказался простым водителем из 5-й гвардейской мотострелковой дивизии. Настоящее имя - Николай Иванович Шевченко из села Дмитриевка Сумской области. Обычный парень, но с железным характером.
До его появления даже те, кого водили разгружать оружейный склад, не думали запоминать расположение объектов. Зачем? Все равно не сбежать. Шевченко начал готовить восстание.
В начале апреля привезли новую партию боеприпасов. Николай назначил день выступления - пятница, 26 апреля. Выбор был не случаен.
- По пятницам все обитатели лагеря, кроме часовых и иностранных инструкторов, шли в мечеть на молитву. Лучшего момента для нападения не найти.
Вечером 26 апреля, когда курсанты ушли молиться, пленники взяли куски арматуры и пошли в атаку. Быстро сняли двух часовых, забрали автоматы и рванули к оружейному складу.
Тут случилось то, чего боялись больше всего. Один из пленных по кличке "Исламудин" побежал к мечети - предупреждать охрану. Элемент внезапности был потерян.
Спохватившиеся душманы перекрыли восставшим путь к другим зданиям. Особенно болезненной стала потеря радиостанции. Теперь рассказать миру о секретном лагере было невозможно.
Последний бой
Двенадцать человек заперлись в арсенале и на его крыше. Требовали встречи с представителями СССР, Афганистана и Красного Креста. Но именно этого враги допустить не могли.
- Пакистан официально соблюдал нейтралитет в афганском конфликте. Признать существование тренировочных баз на своей территории означало международный скандал.
Переговоры зашли в тупик. Начался штурм. Но советские ребята, засевшие в арсенале с огромным запасом боеприпасов, отбивали все атаки. Больше суток сдерживали превосходящие силы противника.
По разным данным, они положили 120 афганских боевиков, 40 пакистанских солдат и 6 американских инструкторов. Немало для дюжины пленных!
- Когда стало ясно, что штурмом арсенал не взять, подтянули артиллерию. После нескольких залпов произошел взрыв чудовищной силы. Его зафиксировали сейсмографы - в 8 утра 27 апреля.
На месте лагеря осталась огромная воронка. Вся база была стерта с лица земли.
Долгие поиски правды
Пакистан отрицал сам факт боя. Мол, никакого лагеря не было, только помощь беженцам. Признали правду только в декабре 1991 года.
К тому времени стали известны имена 22 советских военнопленных, содержавшихся в Бадабере. Кто именно участвовал в восстании - точно сказать сложно. Выживший Носиржон Рустамов знал только мусульманские клички товарищей.
Но некоторых установили. Кроме Николая Шевченко, в восстании могли участвовать:
- рядовые Васьков Игорь Николаевич (1963 года, Костромская область), Зверкович Александр Николаевич (1964 года, Витебская область), Саминь Николай Григорьевич (1964 года, Целиноградская область), Левчишин Сергей Николаевич (1964 года, Самарская область);
- ефрейтор Дудкин Николай Иосифович (1961 года, Алтайский край);
- младший сержант Коршенко Сергей Васильевич (1964 года, Белая Церковь).
Молодые ребята, которым жить да жить. Но они выбрали смерть в бою, а не жизнь в плену.
Память, которую не стереть
В живых остались только двое - они и рассказали эту историю. Враги предпочитали молчать.
Иногда думаю - что чувствовали эти двенадцать воинов в последние часы? Понимали же, что обречены. Но не сдались. Показали, что советский солдат остается солдатом даже в самых безнадежных обстоятельствах.
История попала в песню "Голубых беретов" и стала напоминанием - подвиг не зависит от шансов на успех. Главное - не сломаться.
Друзья, спасибо за прочтение, не забывайте поставить лайк, оставить комментарий и подписаться!
----------------------------------------------------------------------------------------------