Десять лет две армии охотились за одним человеком. Неграмотный сын бухарского чиновника превратился в призрак, который мог появиться в любой точке огромного региона и снова раствориться в песках.
- За его голову советское правительство и афганский король готовы были заплатить состояние. Имя Ибрагим-бек стало легендой еще при жизни.
В старой Бухаре, где время словно остановилось в средневековье, этот человек родился в семье высокопоставленного чиновника эмира. Отец Исанходжа занимал важный пост в администрации, сын получил военное образование и дослужился до капитанского чина. Жизнь текла размеренно и предсказуемо - служба, семья, медленное продвижение по карьерной лестнице.
Когда рухнул привычный мир
В 1920 году этот мир взорвался. Части Красной армии Михаила Фрунзе штурмом взяли Бухару. Эмир Сеид Алим-хан в панике бежал в Афганистан, бросив подданных на произвол судьбы. Новая власть объявила о ликвидации "феодально-абсолютистских режимов" и интеграции всей Средней Азии в советский Туркестан.
Для людей вроде Ибрагим-бека это означало конец привычного существования. Офицерские чины отменили, аристократию объявили врагами народа, религию записали в пережитки прошлого. Что оставалось делать профессиональному военному, который всю жизнь служил эмиру?
Ибрагим-бек выбрал сопротивление. Но он не был единственным - по всей Восточной Бухаре, на территории современного Таджикистана, поднимались отряды недовольных. Началось то, что враги назвали "басмачеством" - от тюркского слова "басмак", налет.
Борьба за лидерство
Поначалу самой яркой фигурой среди повстанцев был не Ибрагим-бек, а турецкий авантюрист Энвер-паша. Бывший военный министр Османской империи, один из организаторов геноцида армян, после поражения Турции скрывался в Европе от международного трибунала.
- Большевики пригласили его в Москву через Карла Радека. План был грандиозный - использовать авторитет Энвера среди мусульман для поднятия революции против британского империализма на Востоке. Но турецкий военачальник быстро понял, что большевики - лишь инструмент для достижения собственных целей.
Прибыв в 1921 году в Бухарскую республику как военный советник, Энвер-паша при первой возможности перешел на сторону басмачей и попытался стать их верховным лидером.
Это не понравилось местным командирам, включая Ибрагим-бека. Летом 1922 года отряд Красной армии под командованием армянина Якова Мелькумова ликвидировал турецкого авантюриста. Ибрагим-бек не поднял палец, чтобы помочь сопернику.
Неграмотный правитель
После смерти Энвер-паши Ибрагим-бек стал бесспорным лидером басмачей. В поселке Гиссар он собрал курултай полевых командиров и объединил разрозненные отряды под своим началом. Парадокс заключался в том, что человек, который едва умел читать и совсем не умел писать, оказался талантливым администратором.
- Он создал настоящее государство в государстве. Упорядочил сбор налогов с подконтрольного населения, наладил снабжение армии, установил дисциплину среди полевых командиров. Из собранных средств выплачивал жалованье не только курбаши, но и рядовым бойцам - невиданная роскошь для повстанческой армии.
Его войско было пестрым - узбеки, таджики, туркмены сражались бок о бок под зеленым знаменем ислама. Для многих жителей региона Ибрагим-бек был не бандитом, а защитником веры и традиций, которые большевики пытались искоренить.
Бегство в Афганистан
Борьба была долгой и кровавой. Шесть лет советские войска выжигали басмаческие очаги, но окончательно сломить сопротивление удалось только в июне 1926 года. Ибрагим-бек с остатками отрядов ушел в северные провинции Афганистана.
- Там он устроил лагеря для беженцев из СССР и базы для подготовки рейдов через границу. Советское правительство задабривало афганского короля Амануллу-хана, но тот не торопился воевать с басмачами. Более того, когда в 1928 году против Амануллы восстал Хабибулла Калакани, Ибрагим-бек поддержал мятежника.
В январе 1929 года Калакани захватил Кабул, и курбаши признали его своим повелителем. Но удача оказалась временной. Осенью 1929 года против Калакани выступил Мухаммед Надир-шах при поддержке британцев. Новый король не собирался терпеть сепаратистов на севере страны.
Последняя охота
К 1930 году деятельность Ибрагим-бека стала угрожать целостности и СССР, и Афганистана. Он провозгласил создание независимого исламского государства узбеков и таджиков - прямой вызов обеим столицам.
- В июне 1930 года афганское правительство пошло на беспрецедентный шаг - разрешило ввод частей Красной армии на свою территорию для разгрома басмаческих баз. Операцию возглавил все тот же Яков Мелькумов, который когда-то убил Энвер-пашу. Но и на этот раз Ибрагим-бек ускользнул, вовремя уведя основные силы.
Осенью в дело вступили афганские войска под командованием Шаха Махмуд-хана. Поначалу королевская армия терпела поражения - горцы знали каждую тропу, каждое ущелье. Но весной 1931 года перевес сил сказался. Главные силы Ибрагим-бека разгромили под Талуканом, 35 пленных курбаши публично казнили в Ханабаде. Сам легендарный командир опять сумел исчезнуть.
Возвращение домой
В июне 1931 года Ибрагим-бек собрал оставшихся сподвижников и объявил: кто хочет - может уходить. С ним осталось всего двести человек, самых верных и отчаянных. До него доходили слухи о массовом недовольстве дехкан коллективизацией в советской Средней Азии. Может быть, настало время для последнего броска?
Они перешли Амударью и вступили на советскую территорию. Ибрагим-бек говорил своим людям: "Везде от нас требуют сдать оружие. Пойдем на север, в родные места, лучше погибнуть там. Пусть меня лучше застрелят большевики, чем афганцы".
Но на родине его уже ждали. Против двухсот басмачей подняли три кавалерийские бригады, стрелковую дивизию, авиационный отряд. Такие силы против горстки отчаянных людей.
Конец легенды
23 июня 1931 года спецназ ОГПУ под командованием Султана Мукумова окружил отряд Ибрагим-бека под Дербентом в Сурхандарьинской области. Завязался жестокий бой. Курбаши потерял почти всех людей, но сам в очередной раз ускользнул.
Несколько дней он скрывался в знакомых с детства местах, но силы были неравными. При переправе через реку Кафирнаган его выследил и схватил местный колхозник Гюль-Ходжа Назар. Конец оказался прозаичным - не героическая гибель в бою, а предательство односельчанина за денежную награду.
- Ибрагим-бека этапировали в Ташкент, быстро судили и 31 августа 1931 года расстреляли. С его смертью закончилась целая эпоха. Последний великий курбаши унес в могилу мир, который больше никогда не вернется.
Многие жители Средней Азии еще долго вспоминали его не как бандита, а как человека, который до конца остался верен своим убеждениям. В мире, где все рушилось и менялось, он был одним из немногих, кто не предал ни веры, ни традиций, ни товарищей. Даже враги отдавали ему должное за это.
Друзья, спасибо за прочтение, не забывайте поставить лайк, оставить комментарий и подписаться!
----------------------------------------------------------------------------------------------