Найти в Дзене
Степная уралика

В небесной юрте

Позади нас река Урал. А мы – на краешке урало-тобольской равнины, на одном из нетронутых сельским хозяйством участков Зауральского пенеплена. Сюда катила из Центральной Азии и Прииртышья волна кочевников. Здесь одно из кочевых племен раннего Средневековья оставило свой материально-культурный след: курган с «усами». Небольшая площадка с каменной вымосткой, а от нее тянутся на восток два сто-с-лишним-метровых рва, две «клешни» с остатками небольших каменных осыпей по концам. С вершины холма весь видимый комплекс кажется мне частью громадной бабочки, крылья которой – безбрежный волнующийся ковыль. Бабочка летит, пошевеливая усами, на восток, к солнцу. А мы – на ней. Тоже летим. В далекое прошлое. В мир высшей смысловой реальности. Версий о происхождении и назначении курганов с «усами» много. Традиция возводить эти архитектурные комплексы бытовала в Центральном Казахстане, Тургае и Южном Зауралье, на территориях, осваиваемых кочевым скотоводческим населением. Курганы с «усами» относят к IV

Позади нас река Урал. А мы – на краешке урало-тобольской равнины, на одном из нетронутых сельским хозяйством участков Зауральского пенеплена.

Сюда катила из Центральной Азии и Прииртышья волна кочевников. Здесь одно из кочевых племен раннего Средневековья оставило свой материально-культурный след: курган с «усами».

Вид археологического памятника Новоактюбинский I на Яндекс-картах
Вид археологического памятника Новоактюбинский I на Яндекс-картах

Небольшая площадка с каменной вымосткой, а от нее тянутся на восток два сто-с-лишним-метровых рва, две «клешни» с остатками небольших каменных осыпей по концам. С вершины холма весь видимый комплекс кажется мне частью громадной бабочки, крылья которой – безбрежный волнующийся ковыль. Бабочка летит, пошевеливая усами, на восток, к солнцу. А мы – на ней. Тоже летим. В далекое прошлое. В мир высшей смысловой реальности.

-3

Версий о происхождении и назначении курганов с «усами» много. Традиция возводить эти архитектурные комплексы бытовала в Центральном Казахстане, Тургае и Южном Зауралье, на территориях, осваиваемых кочевым скотоводческим населением. Курганы с «усами» относят к IV-VII векам н.э. Курган Новоактюбинский I начал изучаться недавно (с 1990-х годов прошлого века) и таит в себе, как и вся проблематика «усатых» комплексов, много загадок.

-4

По одному из предположений, строители здешнего «усатика» – тюркоязычное протоболгарское племя (его представители, до того обитавшие в лесостепях Восточного Казахстана и Западной Сибири, к 463 году обнаружились в Причерноморье и к концу V века в составе Огурского союза главенствовали в причерноморских и северокавказских степях). Особенность подобных комплексов Южного Зауралья в том, что предметы, найденные здесь (узда, наконечники, изделия полихромного стиля, преобладающая часть типов керамики), перекликаются с предшествующей ираноязычной гунно-сарматской материальной культурой. У гунно-сарматов (II - IV вв. н.э) прототюрки заимствовали отдельные элементы быта и духовной жизни, помогающие выжить в степи.

-5

Курганы с «усами», скорее всего, ритуально-жертвенный комплекс, где кочевническое скотоводческое племя собиралось весной или летом и приносило в жертву лошадей, овец (находки костяков животных, обломки ритуальных сосудов говорят в пользу этой версии).

-6

Сам же комплекс представляет собой модель кочевого аула (А.Х. Маргулан). «Усы» – два ряда юрт, мужских и женских. Они соединяются у загона для скота. Собираясь в этом смоделированном ритуальном пространстве, древние скотоводы молили своих богов, чтобы реальные аилы были полны еды, питья и… здоровья, счастья, взаимопонимания.

-7

По мнению С.Г. Боталова, ритуальный комплекс – идеализированная модель самой кочевнической юрты с восточным входом и главным местом («тором») на западе. Северный «ус», слева от главного места, символизировал женскую половину, а южный – мужскую. Жертвоприношение и поминальное пиршество в этой сакральной «юрте» обещало скотоводческому роду благоденствие на весь новый земледельческий цикл.

-8

Артем П., который проводит для нас экскурсию по памятнику археологии, в детстве, во время раскопок, приезжал сюда из родного села на велосипеде, общался со студентами-историками. С тех пор тема «усатых» курганов не оставляет его. Артем изучает научную литературу о Новоактюбинском I. Нет-нет, да вывозит сюда своих детей, чтобы шире было их мировоззрение.

-9

Нам Артем говорит: «Теперь я знаю, что номады – не миф. Не что-то отстраненное. Они были здесь, рядом с нами, пасли скот, боялись засухи и болезней, бились за свои родовые пастбища, влюблялись друг в друга. Они рядом, они никуда не делись…»

Что читать (смотреть):

Любчанский И.Э., Бытковский О.Ф. Курганы с усами: Новоактюбинский I, Солончанка IX, Новокондуровский I // Археология Южного Урала. Степь (проблемы культурогенеза) – 2006

Грудочко И.В. Курганы с «усами». Эпоха поздней древности и раннего средневековья урало-казахстанских степей (IV-VII вв. н.э.). – Будапешт, 2020.

Курганы с «усами». Археолог Иван Грудочко // Государственный исторический музей Южного Урала (канал YoyTube). – 2020. – URL: www.youtube.com/watch?v=Js...

Попов С. Тайны пятимаров. – Челябинск, 1982.