Найти в Дзене

Всё это едет домой в Россию…

«Всё это едет домой в Россию…». Слова, сказанные в конце жизни праправнуком поэта Евгения Абрамовича Боратынского Николаем Дмитриевичем Боратынским, вынесены в заголовок данной статьи. Многие годы Николай Дмитриевич бережно хранил в семейном архиве ценные реликвии, связанные с именем знаменитого предка. И уже умирая в 1989 году в своём доме в американском городе Дэвисе в Калифорнии, просил передать их в Россию, о чём написал в завещании. И сегодня 11 июля, в день памяти русского поэта Евгения Абрамовича Боратынского, мы вспоминаем об этих экспонатах и их необычной судьбе. Среди переданных на Родину вещей — миниатюры отца и матери Евгения Боратынского кисти неизвестного художника, портрет в овальной раме самого поэта в детстве и изображение Петра Алексеевича Татищева, деда жены поэта. Миниатюра Абрама Андреевича выполнена на кости и относится ко второй половине XVIII века. Работа некогда принадлежала поэту. На второй миниатюре — мать Боратынского Александра Фёдоровна в молодости. В Росс

«Всё это едет домой в Россию…». Слова, сказанные в конце жизни праправнуком поэта Евгения Абрамовича Боратынского Николаем Дмитриевичем Боратынским, вынесены в заголовок данной статьи.

Многие годы Николай Дмитриевич бережно хранил в семейном архиве ценные реликвии, связанные с именем знаменитого предка. И уже умирая в 1989 году в своём доме в американском городе Дэвисе в Калифорнии, просил передать их в Россию, о чём написал в завещании.

И сегодня 11 июля, в день памяти русского поэта Евгения Абрамовича Боратынского, мы вспоминаем об этих экспонатах и их необычной судьбе.

Русский поэт Евгений Абрамович Боратынский
Русский поэт Евгений Абрамович Боратынский

Среди переданных на Родину вещей — миниатюры отца и матери Евгения Боратынского кисти неизвестного художника, портрет в овальной раме самого поэта в детстве и изображение Петра Алексеевича Татищева, деда жены поэта.

Николай Дмитриевич Боратынский — праправнук Е.А. Боратынского
Николай Дмитриевич Боратынский — праправнук Е.А. Боратынского

Миниатюра Абрама Андреевича выполнена на кости и относится ко второй половине XVIII века. Работа некогда принадлежала поэту. На второй миниатюре — мать Боратынского Александра Фёдоровна в молодости. В России не было её изображения кроме одного карандашного наброска в старости, сделанного Евгением Абрамовичем. Поэтому возвращение в Россию такого ценного исторического документа стало настоящим подарком для литераторов и искусствоведов.

Но, пожалуй, самым важным в этой коллекции является портрет Евгения Боратынского в детстве. Он был написан ещё при жизни поэта в конце первого десятилетия XIX века русским художником немецкого происхождения Карлом Барду. Отец Барду был известным скульптором, а дядя — портретистом. Неудивительно, что мальчик пошёл по их стопам и стал художником. Он почти всю жизнь рисовал пастелью, в основном семейные портреты. Среди его заказчиков были Боратынские, Энгельгардты, Толстые, Лазаревы, Талызины.

Единственный прижизненный портрет Е.А. Боратынского в детстве
Единственный прижизненный портрет Е.А. Боратынского в детстве
Миниатюры на выставке «Читателя найду в потомстве я…» в музее-заповеднике «Усадьба Мураново». Июль, 2025 г.
Миниатюры на выставке «Читателя найду в потомстве я…» в музее-заповеднике «Усадьба Мураново». Июль, 2025 г.
Переданные в Россию миниатюры отца и матери Евгения Боратынского и портрет самого поэта в детстве
Переданные в Россию миниатюры отца и матери Евгения Боратынского и портрет самого поэта в детстве

Ценности, о которых идёт речь в статье, всегда хранились в семье Боратынских. После революции они были вывезены за границу правнучкой Евгения Боратынского Ольгой Ильиной-Боратынской. Спасаясь от Советской власти, Ольга Александровна через Сибирь и Харбину бежала в США.

Поэтесса, правнучка Е.А. Боратынского Ольга Боратынская-Ильина в своём доме в США
Поэтесса, правнучка Е.А. Боратынского Ольга Боратынская-Ильина в своём доме в США

Ольга Боратынская, в семье её называли Литой, вошла в историю как поэт Серебряного века. Свой немалый талант к стихам она унаследовала от прадеда. Ольга Александровна прожила долгую жизнь — её не стало в возрасте 97 лет. Всё её творчество было связано с потерянной Родиной и серым домом на Большой Лядской улице в Казани, где она родилась. Лита мечтала, что её книги выйдут на русском языке, но в СССР они были под запретом. Первый роман «Канун Восьмого дня» был опубликован только в 2003 году, когда поэтессы уже не было в живых.

Обосновавшись в Калифорнии, в 1933 году Ольга Боратынская-Ильина смогла перевести к себе и своих несовершеннолетних племянников — Николая, который позже и напишет завещание о передаче, Надежду, Марию и Татьяну.

Потомки поэта Е.А. Боратынского
Потомки поэта Е.А. Боратынского

Уезжая, они забрали с собой все семейные реликвии, но портреты всё-таки были представлены публике — это случилось в 1926 году на выставке, посвящённой 125-летию Евгения Абрамовича Боратынского в музее-заповеднике «Усадьба Мураново». А уже окончательно в Россию их привезла дальняя родственница семьи — художница Елена Николаевна Храмцова. Она жила в Москве, но подолгу гостила у Боратынских. И во время очередного визита Николай Дмитриевич попросил её передать реликвии в Советский фонд культуры с последующей отправкой на постоянное хранение в музей-заповедник «Усадьба Мураново». Так Елена Николаевна Храмцова стала дарительницей Российского фонда культуры. И здесь как нельзя лучше подойдут слова Евгения Абрамовича Боратынского из его стихотворения «Родина»: «Я возвращуся к вам, поля моих отцов… Усталый труженик, спешу к родной стране…».

Акт передачи. 1990 г.
Акт передачи. 1990 г.

В июле 2006 года в Муранове был сильный пожар, в котором пострадали две комнаты и ротонда усадьбы. Экспозицию удалось спасти почти полностью, не пострадали и переданные портреты. Реставрационные работы шли несколько лет. Для посетителей музей открылся в августе 2015 года.

Сегодня миниатюры Боратынских может увидеть каждый. Они представлены на выставке «Читателя найду в потомстве я…», которая в эти дни проходит в музее-заповеднике «Усадьба Мураново». Посвящена она юбилею Евгения Абрамовича.

На выставке к юбилею Е.А. Боратынского «Читателя найду в потомстве я…». Июль, 2025 г.
На выставке к юбилею Е.А. Боратынского «Читателя найду в потомстве я…». Июль, 2025 г.

В этом усадебном доме Боратынский собирался жить долго. Он хотел писать стихи и думал о том, что здесь в кругу родных и близких встретит старость. Но закончив строительство дома, Евгений Абрамович вместе с женой и детьми уезжает в путешествие по Европе. Они посещают Берлин, Дрезден, Брюссель, Кёльн. Полгода проводят в Париже. В Неаполе Евгению Абрамовичу Боратынскому внезапно становится плохо. И на следующий день великий русский поэт умирает на руках у супруги в возрасте 44 лет.

Отца и дедов портреты
В моём сердце, как звёздный свет —
Отец мой и дед поэты
И прадед большой поэт.

В одно сливаемся все мы,
Общей мечтой близки,
Строфы одной поэмы,
Воды одной реки. (Ольга Ильина-Боратынская. 1894-1991)

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры подготовлен главным хранителем О.К. Земляковой.

Фото: Российский фонд культуры, открытые источники