Найти в Дзене

Ничтожный монумент. В Вологде памятник Сталину хотят демонтировать второй раз. Так решили суд и прокуратура

Арбитражный суд Вологодской области признал незаконным контракт между Вологодским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником и предпринимателем из Подмосковья Екатериной Ложеницыной по изготовлению и установке на территории музея памятника Иосифу Сталину.

Интересно, конечно, только ли обнаруженные экономические нарушения подвигли прокуратуру на оспаривание контракта, но это мы если и узнаем, то позднее.

А пока суд решил признать контракт ничтожным (что означает демонтаж памятника), а деньги — 10,5 млн рублей — вернуть в бюджет.

Примечательно, что

похожий памятник на этом месте уже стоял и во второй половине XX века был демонтирован — в рамках борьбы с последствиями культа личности.

Предмет споров (и часть «единой и неделимой цепи нашей истории», по словам губернатора области Георгия Филимонова) — бронзовая ростовая фигура Сталина, установленная на невысоком постаменте. Три месяца — с декабря 1911 по февраль 1912 года — Сталин занимал комнату на втором этаже деревянного дома по улице Ульяновой, когда был сослан в Вологду.

Появление памятника Филимонов анонсировал в октябре 2024 года, а открывал его в декабре. Заявляя, что важно «изжить навязанный извне комплекс неполноценности по поводу истории нашей страны», что «мы обязаны ценить прошлое во всем многообразии, понимая и принимая в том числе и неоднозначные его страницы», и что «при всем понимании неоднозначной интерпретации роли личности мы должны признавать великие достижения».

Иск прокуратуры был подан 4 апреля, первое заседание суда прошло 24 июня, второе (и последнее) — 9 июля.

Представитель прокуратуры области Ольга Иволга заявила в суде: «Считаем контракт ничтожным ввиду допущенных нарушений при закупке и нарушений при формировании цены контракта» (стоимость, по мнению прокуратуры, завышена).

Также прокуратура полагает, что было нарушено положение законодательства о защите конкуренции: закупка проведена необоснованно у единственного поставщика без проведения конкурсных процедур.

Кроме того, контракт заключили с Ложеницыной, но прокуратура уверяет, что памятник создан другим мастером — Константином Кубышкиным, хотя вопросы авторского права на суде не рассматривали.

Кроме того, контракт заключили с Ложеницыной, но прокуратура уверяет, что памятник создан другим мастером — Константином Кубышкиным, хотя вопросы авторского права на суде не рассматривали.

Привлеченные в качестве третьих лиц Министерство культуры и Министерство финансов области выступили против признания контракта недействительным, адвокат ответчика Станислав Мельник, отвечая на упреки в завышенности цены, говорил, что изготовление памятника — длительный и дорогостоящий процесс (с моей точки зрения, памятник совершенно банальный и отнюдь не шедевр — стоящий Сталин в шинели).

Суд, однако, возражения отмел и решил: контракт признать ничтожным, а деньги вернуть в бюджет.

Реакция губернатора Филимонова последовала почти сразу же: он заявил, что «странный ажиотаж на ровном месте пытались раздуть вокруг памятника И.В. Сталину», что «обсуждаются лишь правовые нюансы процедуры оформления документов, а не судьба монумента», что «у минкульта области и юридического блока правительства региона есть свои полноценные правовые аргументы» и что «сам объект вне обсуждения; будет стоять, спешу успокоить фантазеров».

Вообще-то, судя по судебному процессу, обсуждалась именно судьба монумента, потому что признание контракта ничтожным и возврат денег означает его демонтаж. «Полноценные правовые аргументы» на Арбитражный суд не подействовали. А «будет ли он (памятник.) стоять», выяснится после рассмотрения дела в следующей судебной инстанции.

P.S.

В прошлом году жители Вологодской области собрали более трех тысяч подписей под петицией против установки памятника Сталину.

В ней, в частности, говорится:

«Обсуждения в социальных сетях фиксируют уже сейчас волну негодования и возмущения по поводу данного решения. Такую реакцию людей можно понять. За последние десятилетия многими накоплен архив сведений о судьбах своих семей. Численность людей, подвергнувшихся репрессиям, по некоторым оценкам, достигает более 10 миллионов человек. Расстрельные полигоны — в памяти огромного количества семей, как по всей России, так и на территории Вологодской области. Воздвигать памятник И.В. Сталину — значит оскорбить память, честь и достоинство этих семей. Установка такого памятника обесценивает результаты политической реабилитации».