Найти в Дзене
СамЭлектрик.ру

ПУЭ-7 умерли, да здравствуют ПУЭ-8? Новый статус ПУЭ и проблема дублирования НТД

Оглавление

Правила устройства электроустановок (ПУЭ) утратили обязательный характер в связи с отсутствием регистрации в Минюсте России. Согласно позиции Минэнерго (письмо № 05-1798 от 23.03.2023), ПУЭ применяются «добровольно», если не противоречат действующему законодательству. Однако требования, указанные в Правилах, дублируются в многоуровневой системе нормативно-технической документации (НТД).

Пересечения с действующими нормативными документами

Рассмотрим, где требования ПУЭ пересекаются с существующими требованиями, указанными в НТД и НПА:

1) Техническое регулирование. Закон № 184-ФЗ, ТР ЕАЭС (например, ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»).

2) Промбезопасность. ФНиП Ростехнадзора в области промышленной безопасности.

3) Строительные нормы. СП 256.1325800.2016, ГрК РФ.

4) Пожарная безопасность. Закон № 123-ФЗ.

5) Земельный кодекс РФ, положения о ЗОУИТ.

Пересечения Правил Устройства Электроустановок с существующими документами
Пересечения Правил Устройства Электроустановок с существующими документами

Стратегические пути переработки ПУЭ

Такая ситуация создаёт правовые коллизии и избыточность контроля, требующую консолидации требований. Разумеется, что проблему нужно решать.

Путь 1. Полная интеграция в систему Технических регламентов

Суть метода – это распределение норм ПУЭ по отраслевым ТР ЕАЭС и национальным стандартам. Такое решение, безусловно, имеет свои достоинства, как устранение дублирования через прямое включение требований к оборудованию в ТР ЕАЭС (например, электрозащиты – в ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость»).

Однако есть и минусы. Например, длительность согласования между странами ЕАЭС, риск фрагментации правил проектирования электроустановок.

Путь 2. Разработка свода правил (СП) «Электроустановки зданий и сооружений»

Этот путь предполагает создание единого СП в рамках системы строительных норм. К достоинствам можно отнести гармонизацию с ГрК РФ и СП 31-110-2003, учёт специфики объектов (например, жилых зданий – гл. 7.1 ПУЭ).

Минусы у такого решения тоже есть. Это ограниченность сферой строительства (не покрывает промышленную эксплуатацию), необходимость координации с Минстроем и Росстандартом.

Путь 3. Сохранение ПУЭ как отраслевого стандарта с поэтапной заменой

Согласно такого решения, предполагается выпуск «ПУЭ-8» в статусе рекомендаций с синхронной отменой устаревших глав.

Плюсы: минимизация регуляторного шока для отрасли, возможность актуализации отдельных разделов. Минусы: сохранение рисков противоречий с ФНиП и ГОСТ, отсутствие обязательной силы снижает исполнимость.

Путь 4. Функциональное разделение по объектам регулирования

Этот путь предполагает создание пакета документов по нескольким секторам.

Суть пути №4
Суть пути №4

Такое решение позволит учесть специфику и произвести чёткое разграничение зон ответственности ведомств.

К недостаткам можно отнести риск возникновения «белых пятен» на стыках регламентов; сложность согласования терминологии.

Ключевые этапы реализации для всех стратегий

1. Аналитический этап (2025–2026). Инвентаризация дублирующих норм в ПУЭ, ФНиП, СП, ТР ЕАЭС. Оценка соответствия требованиям ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий».

2. Разработка замещающих документов (2026–2028) создание рабочих групп с участием Минэнерго, Ростехнадзора, Минстроя, публичное обсуждение проектов на regulation.gov.ru.

3. Поэтапная отмена глав ПУЭ (2028–2030). Приоритет устаревших разделов.

4. Внедрение финального пакета (с 2032). Переподготовка персонала (с учётом требований к дублированию). Актуализация КоАП для ссылок на новые НТД.

Заключение

Переход от ПУЭ к современной нормативной системе неизбежен из-за изменения парадигмы технического регулирования. Наиболее сбалансированными являются:

1. Комбинированный подход: интеграция базовых требований безопасности в ТР ЕАЭС (Путь 1), а также разработка СП для строительной сферы (Путь 2).

2. Этапная трансформация: выпуск «ПУЭ-8» как временного моста (Путь 3) с последующим переходом к функциональным стандартам (Путь 4).

Критическим фактором успеха станет координация ведомств: Минэнерго (энергоустановки), Ростехнадзор (промбезопасность), Минстрой (проектирование). Требуется закрепить статус новых документов ссылками в КоАП и законах, чтобы избежать правового вакуума после 2025 г., когда отраслевые стандарты утратят силу.

P.S. ПУЭ - рекомендация?

Тем, кто говорит, что ПУЭ - "всего лишь" рекомендация. Вы правда думаете, что ПУЭ написали идиоты? Правило это правило. И писали их люди умнее нас с вами.
На первой странице написано - все электроустановки должны соответствовать требованиям.
Хотел бы я посмотреть как вы будете доказывать инспектору энергонадзора о том что это рекомендация. А он даст команду на отключение.
И включат это только после устранения замечаний.

Вы лучше поспорьте и докажите что земля плоская, шансов больше.

Другие публикации на канале по вопросу статуса и изменений ПУЭ:

-----------------------------------

Благодарю за внимание!

Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и делитесь опытом в комментариях!

Заходите в гости в ВК и ТГ. Там тоже интересно)

Если есть желание, канал можно поддержать материально.

Внимание! Автор делится своим мнением и не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!