Хотя сегодня орудийная башня Толстая Маргарита по своему размеру, форме и положению является одним из самых выдающихся сооружений городской стены, история Больших Морских ворот, к которым она относится, начинается за несколько сотен лет до строительства самой башни.
Как выглядел Таллин в X–XI в., до прибытия немецких купцов и начала строительства городской стены, мы можем лишь предполагать, поскольку более поздние строительные работы, расширение города и изменение ландшафта стёрли следы самого древнего поселения. Особенно знаковым при этом является изменение ландшафта и береговой линии. После ледникового периода в Северной Эстонии происходило медленное поднятие грунта (1–2 мм в год), и поэтому море постепенно отступало. Сейчас мы знаем, что древний берег был намного ближе к нынешнему Старому городу и мог проходить приблизительно по линии современного отеля «Виру», улиц Гонсиори и Рауа. Нынешний Таллиннский пассажирский порт, с точки зрения того времени, был «под водой», и вероятно, что порт конца доисторической эпохи и начала средневековья находился гораздо ближе к северной окраине города, то есть к нынешней Толстой Маргарите. После отступления моря и поднятия грунта, порт со своими причалами и постройками перемещался всё дальше от старого города, пока не достиг своего нынешнего местоположения. Последующее развитие порта наглядно показывает, почему морские ворота Таллина появились именно там, где они находятся сегодня, и почему ведущая в порт улица Пикк стала одной из самых важных артерий Старого Таллина.
Первые сколько-нибудь достоверные сведения об укреплениях Таллина относятся к XIII в., когда в 1265 г. датская королева Маргарет издала приказ об обеспечении города валами и стенами. Отданные позже королевские приказы также касались нахождения денег для строительства укреплений, в т.ч. на строительство стены должна была идти и часть от собранных денежных штрафов, кроме того, в распоряжении города имелись собранная арендная плата и полученные от таверн и монетного двора доходы.
Где конкретно была расположена возведённая в результате этих приказов т.н. «стена Маргарет» и как она выглядела – неизвестно. Ранее исследователи полагали, что в XIII в. окруженная стеной территория была значительно меньше, а более поздние стены были возведены из старых стен с внешней стороны, расширяя таким образом укреплённую зону. Профессор Рейн Зобель, исследовавший городские укрепления Таллина, не согласен с этим утверждением и, опираясь на археологический и архитектурно-исторический анализ, считает, что по крайней мере в северной части города стена Маргарет находилась на месте более поздней городской стены, следовательно, настолько близко к морю, насколько это было возможно. Зобель считал вероятным, что для охраны порта уже была небольшая башня на месте нынешней башни Столтинга, а в стене имелись ведущие на берег ворота – нынешние Большие Морские ворота. В городской стене того времени, видимо, надвратные башни ещё не использовались, и первые Морские ворота могли представлять собой просто расположенную в стене крепкую двустворчатую дубовую дверь.
В конце XIII и в начале XIV в. защитные сооружения Таллина ещё не представляли собой такую высокую городскую стену со многими башнями, как мы её видим в настоящее время. Стены и валы могли иметь разную высоту и быть выполнены из разных материалов. В начале XIV в. укреплением города стал заниматься Йоханнес Канне, под руководством которого были построены более высокие стены, сооружены ворота и возведены новые башни. В 1359 г. впервые в источниках появляется название strandporte – Береговые ворота. Несомненно, имеются в виду Большие Морские ворота, которые в документах Таллина того времени называются также porta littoris (морские ворота) ja strantstrate porte (ворота прибрежной улицы). Впервые ворота были названы «большими» в 1384 г., и кажется, что с 1387 г. ворота окончательно получили название grote strantporte, или Большие Морские ворота. С учётом рисунков XVIII в. известно, что разрушенная ныне главная надвратная башня Больших Морских ворот была четырёхугольной и имела сводчатые арки. На основе этих рисунков Рейн Зобель также реконструировал возможную форму надвратной башни XIV в. Вероятно, башня имела высоту около 14 м и четыре этажа. На первом этаже башни располагалась арка шириной 3,5 м, которая закрывалась с помощью крепких деревянных дверей и опускающейся решётки. Второй и третий этажи башни, по-видимому, были в распоряжении привратников, там же должны были находиться лебёдки для подъёма и опускания решётки. Крыши на башне не было, на четвёртом этаже располагалась открытая площадка для солдат, оборонявших ворота. Предполагается, что три этажа башни были открыты со стороны города. Башня была полностью построена из камня, но перекрытия были деревянными.
В настоящее время от главной надвратной башни Больших Морских ворот больше ничего не осталось, она находилась на месте улицы Пикк до Толстой Маргариты. Но внимательный зритель может и сегодня определить местоположение главных ворот – городская стена, в которой располагалась башня, по-прежнему обозрима.
Известное из источников название «Большие Морские ворота» означает, что также должны были быть Малые Морские ворота. Это сооружение, к настоящему времени полностью разрушенное, находилось к востоку от Больших Морских ворот, на углу нынешних улиц Вене и Олевимяэ. Впервые в письменной форме оно упоминается в 1368–1369 гг. как Песчаные ворота; несколько лет спустя оно было известно уже как Малые Морские ворота. Данные о воротах весьма неполные, и предполагается, что они представляли собой также четырёхугольную главную надвратную башню и сооружение, снабжённое передними воротами.
На основании исследования нескольких сохранившихся письменных источников, прежде всего списков начальников башни и отчётов расходов, можно сказать, что к концу XIV в. весь Ревель был окружён приличной городской стеной и рвом. Вероятно, многие ворота, в том числе, конечно же, Большие Морские, имели уже передние ворота – дополнительные укрепления, построенные перед главными воротами. Между главной надвратной башней, передними воротами и соединяющими их стенами была образована зона, называемая цвингер. Известно, что башни городской стены были вооружены арбалетами и метательными машинами, которые позже постепенно заменили огнестрельным оружием.
Новые крупные строительные работы начались в Больших Морских воротах в 1434 г. Главная надвратная башня была укреплена и увеличена в высоте, примерно до 20 метров. В ходе начатых в 1448 г. работ, предположительно, была обновлена стена с северной стороны города, но также возможно, что в этот период был завершен новый комплекс передних ворот, располагавшийся на месте более поздней башни – Толстой Маргариты. Старые передние ворота, по-видимому, были разрушены, старый ров засыпан, стены цвингера удлинены, и построены новые передние ворота с двумя башнями. Хотя эти передние ворота были позднее разрушены уже в ходе строительства Толстой Маргариты, небольшую часть от них по-прежнему можно увидеть: считалось, что нижняя часть меньшей западной башни рядом с Толстой Маргаритой осталась именно от передних ворот, построенных в середине XV в. Эти ворота также имели крепкие деревянные двери, надо рвом проходил подъёмный мост. К передним стенам были пристроены более низкие стены, или стены пархама, которые предназначались для защиты подножия городской стены. Таким образом, можно сказать, что к концу XV в. Большие Морские ворота являлись мощным комплексом ворот со сложным строением, которые называли «новыми Морскими воротами».
Постоянная внешняя угроза и быстрое развитие оружия привели к необходимости периодической модернизации укреплений города. Вскоре после окончания основательной перестройки в 1510 г., в Больших Морских воротах начались новые строительные работы. Известно о приобретении большого количества строительных материалов у городских каменотёсов, также были закуплены брёвна, доски и черепица. В источниках упоминается «круглая башня перед Морскими воротами», но о какой башне идёт речь, к сожалению, невозможно установить. Новые сведения о строительных работах относятся к 1518 г., когда началось строительство цвингера перед Большими Морскими воротами, в городском розарии. В период с 1518 по 1529 г.
Большие Морские ворота обрели свой нынешний вид. Завершённая башня сначала называлась просто цвингером, затем – новой башней перед Большими Морскими воротами или Новой башней в Розарии. По-видимому, в XVII в. укоренилось название Розенкрац (Rosencratz), в соответствии с расположенным рядом с башней городским розарием. Для строительства новой большой башни были полностью разрушены старые передние ворота, осталась лишь цокольная часть башни с западной стороны. Было построено новое привратное здание с гораздо более широкой аркой и новая западная башня. Воротный проём был закрыт крепкой древесиной и опускающейся решёткой, направляющие пазы которой видны и сегодня. Механизм подъёма решётки был расположен на втором или третьем этаже здания ворот. Интересно отметить, что решётка сохранялась до начала XX в. и, к сожалению, была разрушена при пожаре, постигшем комплекс ворот в 1917 г., когда башня была подожжена революционерами.
_______________________________________
Перед Вами отрывок из статьи "Большие Морские ворота и башня Толстая Маргарита – свидетели истории Таллина" из журнала "Кортик" №16
Приобрести и прочитать "Кортик" № 16 полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий.