Найти в Дзене

Скорбь Сатаны: короткий обзор книги. О феминизме, Боге и людях.

Мария Корелли — женщина, которую читала вся Британия XIX века, — написала роман, в котором переплелись феминизм, религия, тщеславие и писательство как духовный путь. Я расскажу вам немного об этой книге и постараюсь обойтись без спойлеров. Так что это не саммари, а скорее затравка! Тизер! Привет, Дзен! Это снова я. И снова говорю о книгах! Сегодня на повестке дня "Скорбь Сатаны" Марии Корелли. В книги сплелось многое. Давайте без лишних предисловий: Это книга о призвании и предательстве, о женской силе (Мейвис Клер — одна из первых по-настоящему независимых героинь), о том, как легко быть купленным, и о том, как.. дьявол не соблазняет, но искусно продаёт то, что ты сам давно захотел. А цимес в том, что ОН страдает, когда ты соглашаешься. Потому что каждый твой провал — это ещё один гвоздь в его вечную ссылку от Бога. Звучит интригующе, правда? Давайте чуть подробнее и конкретнее! Свой отзыв я накатал уже в телеге. Если интересно мое мнение - велком, друзья!
А также подписывайтесь на ДЗ
Оглавление
Мария Корелли — женщина, которую читала вся Британия XIX века, — написала роман, в котором переплелись феминизм, религия, тщеславие и писательство как духовный путь. Я расскажу вам немного об этой книге и постараюсь обойтись без спойлеров. Так что это не саммари, а скорее затравка! Тизер!

Привет, Дзен! Это снова я. И снова говорю о книгах! Сегодня на повестке дня "Скорбь Сатаны" Марии Корелли. В книги сплелось многое. Давайте без лишних предисловий:

Это книга о призвании и предательстве, о женской силе (Мейвис Клер — одна из первых по-настоящему независимых героинь), о том, как легко быть купленным, и о том, как.. дьявол не соблазняет, но искусно продаёт то, что ты сам давно захотел. А цимес в том, что ОН страдает, когда ты соглашаешься. Потому что каждый твой провал — это ещё один гвоздь в его вечную ссылку от Бога.

Звучит интригующе, правда? Давайте чуть подробнее и конкретнее!

Свой отзыв я накатал уже в телеге. Если интересно мое мнение - велком, друзья!
А также подписывайтесь на ДЗЕН, осталось совсем немного до тысячи подписчиков. Круто!

О чем роман

Весь сюжет — это история бедного писателя Джеффри Темпеста, который в один момент получает огромное наследство и вместе с ним — нового "друга", загадочного и обаятельного Люцио Риманеза. Люцио — буквально воплощение изысканности: богат, умен, умеет казаться идеальным. Он становится проводником Темпеста в новый мир — мир славы, денег, лести, женщин, власти.

И вот тут начинается главное: читатель с первых же страниц понимает, что Люцио — это Сатана. Он так и говорит, так и ведёт себя, цитирует Бога и уверяет, что его изгнали несправедливо. Он не искушает напрямую, он просто рядом — позволяет тебе самому выбрать, и ты почти всегда выбираешь падение.

Но главный герой, несмотря на все очевидные знаки, отказывается это видеть. Он называет Люцио другом, доверяет ему, советуется с ним, даже после смерти близких и краха личной жизни. И только в самом конце, когда всё потеряно, он догадывается, кем был его “лучший друг”.

Немного про Сатану

Или Падшего Ангела. Или Люцифера? Да называйте как хотите! Все варианты правильные. Итак, какова его история? Кто он такой? Корелли предлагает такую интерпретацию:

Представь себе его [Сатаны] падение с небес!
«Люцифер, Сын Утра» — какое имя, какое право по рождению!
Великолепный и величественный, у самого трона Божества стоял он, этот могучий Архангел…
И вдруг он узрел… новый, крошечный мир…
И тогда Люцифер, полный ярости, обернулся к Владыке Сфер и дерзко бросил вызов, воскликнув:

«Неужели Ты сделаешь это слабое, ничтожное создание ангелом, равным мне? Я протестую против Тебя и осуждаю Тебя!»
И Голос Всевышнего, в звуке ужасном и прекрасном, ответил:
«Люцифер, Сын Утра…
Падение — твоя доля, гордый Дух, с высот, на которых ты стоял!
Каждая человеческая душа, поддавшаяся твоему соблазну, станет новой преградой между тобой и небесами.
Но каждая, что отвергнет и превзойдёт тебя — приблизит тебя к твоему утраченному дому».

Ну.. как-то так. Из этого и выходит "Скорбь Сатаны". Сатана скорбит из-за наших грехов. Парадокс в том, что он обязан стращать людей. Подначивать к этим грехам.

Помимо религиозной подоплеки, в романе есть феминистская линия, и это неожиданно для конца XIX века. Мейвис Клер — независимая, успешная, честная писательница, не поддающаяся на уговоры и манипуляции, единственный персонаж, которого уважает даже сам дьявол. На её фоне мужчины кажутся слабыми, зависимыми, жаждущими внешнего признания. Женщины, ведомые тщеславием, гибнут, а Мейвис — остаётся стойкой, чистой и непобеждённой. Возможно, это и есть подлинная сила в книге.

Поподробнее про главную героиню романа

В романе Мэвис Клер (писательница, отражающая саму Мари Корелли) добивается успеха благодаря таланту, искренности и совести, а не связям или подхалимству. Но литературные критики, которых в романе метко называют "голубятней", её презирают.

Главная героиня? Да! Ну, фактически, ей уделено очень мало "экранного времени". Но она ощущается на каждой страничке. Чертовски важный персонаж. По силе, она сравнима с Сатаной (и противопоставляется ему).

По сути, Клер - это совесть романа. На фоне всех действующих лиц, она выглядит настолько адекватной, что напоминает Мэри Сью. Но таковой не является. А еще, кажется, это единственный человек (подчеркну, человек) в романе, который не продался, не поддался на провокации, не лицемерил и не пал в глазах сатаны.

Немного про голубятню

Мэвис держит, по сути, голубятню (ну или вроде того.. в общем, множество птиц), где каждая единица названа в честь журналистов и критиков, в свою очередь представляющих модные журналы и академические круги.
Естественно, эти птицы ведут они себя как
бестолковые, самовлюблённые, ехидные снобы (как и их прототипы из мира критики), которые:

  • критикуют её книги, не читая их;
  • насмехаются над её стилем;
  • завидуют популярности;
  • открыто считают, что женщина не может писать хорошо.

Они не обсуждают смысл произведений, не разбираются в теме, а больше напоминают болтливых, завистливых людей, играющих в культуру, но далеких от искусства.

Очень комично, но до безумия красиво! Браво!

-2

Подытоживая

«Скорбь сатаны» — не просто моральная притча. Это книга о гордыне, о деньгах, о том, как легко продать душу, даже не замечая этого. И самое страшное — не в том, что Сатана существует, а в том, как легко ты начинаешь считать его другом.

Спасибо, что дочитали мою статью! Если было интересно, подписывайтесь. Ставьте лайки и всякое такое-блогерское!

Ну и немного еще вот ниже можете почитать всякого (рецензии на книги в одном посте):

📚Brainless reader
-3