60 лет в небе. Сотни боевых вылетов. И тысячи пилотов, которые впервые поднимались в воздух именно на нём.
МиГ-21, советский истребитель, прозванный «Голубем мира», уходит на покой. В сентябре 2025 года Индия официально выведет его из эксплуатации.
Это не просто списание старого самолёта. Это знак: наступает новая эра. И если верить последним сообщениям, Россия готова передать Индии не только истребители нового поколения, но и технологии к ним.
🛩 «Голубь мира» отлетался
Истребитель МиГ-21 — это легенда советской авиации, которую Индия приняла как свою. Первый МиГ-21 прибыл в страну в 1963 году. С тех пор прошло более 60 лет, и эта машина до сих пор летает на боевых дежурствах.
Церемония прощания с МиГ-21 состоится 19 сентября 2025 года на базе ВВС в городе Чандигарх. Будут показательные полёты, выставки, ветераны авиации и высшее командование.
✈ МиГ-21 — самый массовый сверхзвуковой истребитель в истории.
✈ Более 11 000 экземпляров выпущено по всему миру.
✈ В Индии истребитель выпускался по лицензии.
✈ Получил прозвище «Голубь мира» — за простоту, скорость и универсальность.
Этот самолёт прошёл с Индией три войны, сотни инцидентов и тысячи учений. И теперь, спустя шесть десятилетий, его эпоха официально завершится.
🔄 Взамен — либо Су-35, либо Су-57
С уходом МиГ-21 в ВВС Индии образуется серьёзная "дыра" — самолётов становится меньше, а замену ждать неоткуда. Тут и появляется главный вопрос:
Чем заменить МиГ-21?
Сначала речь шла о Су-35 — современном истребителе четвёртого поколения, у которого много общего с хорошо знакомыми Индии Су-30МКИ.
Но буквально недавно СМИ сообщили: Индия может сделать выбор в пользу новейшего Су-57 — самолёта пятого поколения.
И тут становится жарко.
📦 Что предлагает Россия?
Согласно статье издания Military Watch Magazine, Москва предложила Индии не только поставку Су-57, но и полный доступ к их «начинке» — включая исходный код боевого программного обеспечения.
Это почти беспрецедентный шаг.
💬 «Похоже, что Индия заинтересована именно в Су-57, так как речь идёт не просто о покупке, а о передаче технологий и возможном лицензионном производстве», — отмечает MWM.
То есть Индия может не просто купить самолёты, а собирать их у себя, на своих заводах, как это уже происходило с другими машинами, например, Су-30МКИ.
🤔 А почему не Су-35?
На первый взгляд, Су-35 — более логичный выбор: он проверен в эксплуатации, его можно поставить быстрее, и индийские пилоты уже умеют с ним обращаться (опыт на Су-30МКИ пригодится).
Но Су-57 — это будущее, и Индия, судя по всему, хочет войти в новый класс боевой авиации, не теряя времени.
📊 Чем интересен Су-57?
Вот несколько фактов о российском истребителе пятого поколения, который, возможно, скоро появится в индийских ВВС:
- Многофункциональный истребитель, разработан для завоевания превосходства в воздухе
- Скорость — до 2 600 км/ч
- Радиус действия — более 1 500 км без дозаправки
- Радар малозаметности, аналог стелс-технологий
- Может нести новейшие ракеты Х-59МК2, Р-77-1 и гиперзвуковые боеприпасы
- Оснащён комплексом РЭБ и системами автоматического боя
- Управление боем может вестись в полуавтоматическом режиме
Это самолёт, который не просто «летает и стреляет», а сам может анализировать обстановку и помогать пилоту принимать решения.
💡 Что это значит для Индии?
Если переговоры с Россией действительно завершатся соглашением, Индия может получить:
- новейшие самолёты пятого поколения
- доступ к технологиям, которых нет даже у многих членов НАТО
- возможность локального производства
- ускоренный переход на качественно новый уровень в военной авиации
А значит — независимость в этом направлении, о которой Индия мечтала давно.
📍 Почему это важно?
МиГ-21 уходит — это факт. И чем быстрее Индия найдёт замену, тем меньше будет просадка в её оборонной способности.
Россия предлагает готовое решение, и, похоже, даже больше: полноценное партнёрство.
Если сделка по Су-57 состоится, это может стать одной из крупнейших программ военно-технического сотрудничества между странами за последние 20 лет.
🚀 Прощание с МиГ-21 — не просто формальность. Это символ перемен. Индия стоит перед выбором: идти по проверенному пути с Су-35 или делать шаг в будущее с Су-57.
Судя по всему, выбор уже сделан.
И если он подтвердится, мы увидим одну из самых крупных авиационных сделок десятилетия.
И всё это — на фоне красивого, почти киношного прощания с «Голубем мира», который 60 лет назад стал началом индийской сверхзвуковой эпохи.
МНОГОУВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Автор канала недавно перенёс операцию по удалению злокачественной опухоли головы, прошел курс химиотерапии. Онкология 3 стадии. Как никогда нужна ваша поддержка! К тому же, монетизация на Дзене практически прекратилась.
Если хотите поддержать проект и помочь автору в это трудное время, можете отправить донат через кнопку в правом нижнем углу. Это официальная возможность от Дзена. Платеж через СБП в два клика.
Никого насильно не призываю и милостыню не прошу. Просто, для тех кто по-братски захочет поддержать, сообщаю о возможности.
Ваша поддержка очень важна, и мы благодарны каждому из вас!