Когда в стране остро не хватает самолетов, вспомнили про тех, кто уже полвека честно служил небу. Советский Ан-2, в народе просто «кукурузник», снова может подняться в воздух — несмотря на возраст, нехватку топлива и десятилетия простоя.
Почему о нем заговорили снова? Как выяснилось, эта машина до сих пор незаменима — особенно там, где нет дорог, а людям нужно летать.
💬 «Ан-2 еще полетает!»
Так уверенно говорит Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР и председатель комиссии по гражданской авиации при общественном совете Ространснадзора. И он знает, о чём говорит:
«Это разумное временное решение. Новых самолётов нет, а летать нужно уже сейчас. Часть Ан-2 имеет лётный ресурс, часть требует ремонта — нужно посмотреть, посчитать, понять, сколько двигателей в наличии», — объясняет он.
И правда — десятки старых Ан-2 по всей стране стоят в ангарах, заброшенных аэродромах и музеях, но далеко не все из них списаны окончательно. Многие можно восстановить и вернуть в небо.
❗ Один нюанс — нет бензина
Вот тут и начинается самое интересное. Двигатели, которые стоят на этих самолетах — АШ-62, — до сих пор могут работать. Но они "едят" авиационный бензин, который в России больше не производят.
Да-да, звучит абсурдно, но факт:
«Сейчас этот бензин приходится покупать в Финляндии — и по совсем не маленькой цене», — добавляет Смирнов.
Но, как уверяет эксперт, эта проблема решаема. Заводов, которые могут наладить выпуск нужного топлива, хватает — нужно только чёткое решение сверху и заказ.
🚁 Альтернатива пока в разработке
Пока инженеры разрабатывают новые модели, летать просто не на чем. Вот что сейчас происходит в авиапроме:
- ТВРС-44 «Ладога»
- Ил-114-300
- ЛМС-901 «Байкал»
- ЛМС-192 «Освей»
Эти самолеты в теории должны заменить старичков вроде Ан-2. Но есть одно большое «но»: они пока только в проекте, в производстве или на испытаниях. А люди в регионах хотят летать уже сейчас — не через пять лет.
✈ СП-30: надежда на будущее
Но есть одна модель, которая уже в железе — это учебный самолет СП-30. Его разрабатывают в Таганроге, и уже поступили первые заказы.
Об этом рассказал врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь:
«Самолет вызывает интерес, он идет на замену Як-52 — одному из самых массовых учебных самолетов. Уже в портфеле 30 заказов, включая зарубежные поставки», — сообщил он.
📍 Что известно о СП-30:
- Выпускается с 2023 года
- Более 80% компонентов — российские
- За два года построено 20 самолётов
- Используется для подготовки пилотов ДОСААФ
- Цена — от 14 млн рублей
- Есть заказы из Казахстана и Узбекистана
«ДОСААФ по достоинству оценил характеристики машины. Планируется закупить 180 таких самолётов», — добавил Слюсарь.
📦 Почему снова Ан-2?
Потому что проблемы региональной авиации в России как были, так и остались. Люди из отдалённых посёлков не могут добраться в города. А ведь Ан-2 может сесть почти на любой площадке — хоть на поле, хоть на грунтовой полосе.
Он нетребователен к инфраструктуре, вместителен, и надёжен в эксплуатации. Кстати, вот интересные факты об этом самолёте:
- Первый полёт — 1947 год
- Выпускался более 60 лет
- Выпущено свыше 18 000 экземпляров
- Максимальная скорость — 260 км/ч
- Дальность полета — 990 км
- Вместимость — до 12 пассажиров или 1 500 кг груза
- Может взлетать и садиться с коротких полос
Ан-2 называли «летающим трактором» — за неприхотливость и выносливость.
⚙️ Что дальше?
Сценарий может быть таким:
- Запускают ремонтную программу старых Ан-2
- Заводы налаживают выпуск нужного бензина
- Параллельно разрабатываются и новые модели
- СП-30 заменяет старые учебные Як-52
- Идёт плавное обновление авиационного парка
Это не фантазия, а реальная перспектива, если принять решения уже сейчас, а не ждать, пока все снова остановится.
📢 А пока — «кукурузники» снова на старте
В ближайшее время Россия может вернуть в небо сотни старых, но надёжных Ан-2, которые станут временной, но жизненно важной опорой для малой авиации.
Да, они не новые. Да, требуют внимания. Но если отремонтировать, заправить и запустить, они снова будут работать. Не хуже, чем раньше. А может, даже лучше.
🛩 В условиях, когда новых самолётов не хватает, а людям нужно передвигаться, возвращение Ан-2 — это не шаг назад, а временная подушка безопасности.
Это история про то, как советская техника снова оказывается полезной. Про то, что сделано на совесть. И про то, что иногда лучшее решение — самое простое.
Пока одни обещают — другие просто берут и летают.
МНОГОУВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Автор канала недавно перенёс операцию по удалению злокачественной опухоли головы, прошел курс химиотерапии. Онкология 3 стадии. Как никогда нужна ваша поддержка! К тому же, монетизация на Дзене практически прекратилась.
Если хотите поддержать проект и помочь автору в это трудное время, можете отправить донат через кнопку в правом нижнем углу. Это официальная возможность от Дзена. Платеж через СБП в два клика.
Никого насильно не призываю и милостыню не прошу. Просто, для тех кто по-братски захочет поддержать, сообщаю о возможности.
Ваша поддержка очень важна, и мы благодарны каждому из вас!