Найти в Дзене

Как не надо учить слова: топ-3 способа, которые я сама использовала (и жалею)

Оглавление

Есть такая тихая боль преподавателя – видеть, как студент по старой памяти продолжает учить слова способами, которые не работают, но зато выглядят "продуктивно" или "так учили в школе". Тише эта боль становится, когда вспоминаешь, что сам все это проделывал, искренне надеясь, что наконец в голове все уляжется. Не уляглось. И сегодня не собираюсь делиться лайфхаками, а просто расскажу про три своих самых бесполезных способа учить слова. Делюсь не с позиции всезнающего учителя, а с позиции уставшего человека, который слишком поздно признал: "это не работает, и не надо притворяться, что работает".

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Первый способ – зубрежка из списка

Красивые списки в тетрадке, иногда даже цветом размеченные, где отдельно глаголы, отдельно прилагательные, отдельно слова по темам. смотрела на них, переписывала, зачеркивала, повторяла, делала "обратный перевод" и каждый раз думала: если еще пару раз их пройду – точно запомню. Нет. Не запомнила. В лучшем случае – до конца дня, в худшем – до конца недели.

“Голые” списки не дают опоры, там нет контекста, связи, не за что зацепиться, а главное – создают иллюзию продуктивности, будто бы что-то делаешь, но ничего не остается в голове. Формально – трудился, по факту – впустую.

Вторая моя ошибка – учить слова с карточек без звука и без контекста

Казалось, все логично: с одной стороны слово, с другой – перевод. Удобно, быстро, можно пролистывать в транспорте, можно повторять перед сном. Только вот мозг не говорит "cat" в вакууме. Он говорит "The cat is sleeping on the couch" или "I hate it when my cat wakes me up at 5 a.m.". И пока нет ни произношения, ни примера, учишь не слово, а абстрактный набор букв. Это как учить, как пользоваться молотком, просто глядя на картинку инструмента, но не вбивая ни одного гвоздя. И да, тогда мне казалось, что делаю "умное повторение" и "экономлю время". Сейчас понимаю, что это была экономия на реальном навыке, как будто все делала, чтобы не выйти в настоящую речь.

Третий провал – учить слишком много новых слов подряд

Впервые столкнулась с этим методом, когда ездила на занятия к репетитору за 50 километров в 10 классе. Тогда мне предложили читать по главе-двум в неделю, книжку я почему-то выбрала “1984”, а слов в тетрадке было около 100 в неделю (могло бы доходить и до 150, на что обращала внимание девушка с образованием и очевидно старше меня сегодняшней). И я учила взахлеб, читала эти списки снова и снова, листала тетрадь, снова повторяла, но когда дело доходило до урока, то спотыкалась на переводе нескольких слов с русского на английский. Спустя месяц бесконечного повторения списка, к которому прибавлялись новые слова и “недоучки” с прошлой недели, я уже в слезах балансировала между условными “gasp” и “refugee”.

Фото: Литрес https://www.litres.ru/audiobook/dzhordzh-oruell/1984-tysyacha-devyatsot-vosemdesyat-chetvertyy-nineteen-ei-70452994/
Фото: Литрес https://www.litres.ru/audiobook/dzhordzh-oruell/1984-tysyacha-devyatsot-vosemdesyat-chetvertyy-nineteen-ei-70452994/

У мозга есть пределы. Он не обязан запоминать десятки новых единиц, если не дал ему ни повтора, ни настоящей причины их запоминать. Более того, перегруз приводит к выгоранию: результата нет, и начинаешь винить себя – хотя на самом деле просто не сработал метод. И я не представляю, у кого он срабатывал у этой репетиторши, которая за все время наших непродолжительных занятий улыбнулась примерно ни разу. Ушла к другому преподавателю с объемами в 10 раз меньше и контекстом.

Как я учу слова сегодня

Что теперь делаю иначе? Простые вещи, но стабильные. Учить не больше 5–7 слов за раз, но обязательно в контексте. Повторять через день-два в речи, в учебнике. И, главное, не гнаться за количеством, больше не пытаюсь впихнуть в себя весь словарь за выходные. Лучше одно слово, которое стало своим, чем двадцать, которые растворятся на следующий день.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

А еще поняла, что никакой способ не сработает, если не связываешь слово с собственным опытом. Если не задействован твой интерес, история, фразы – мозг не включится. И вот это, пожалуй, самый важный урок – не в том, чтобы найти идеальный способ учить слова, а в том, чтобы перестать тратить время на заведомо бесполезные.

#английскийязык #учитьслова #репетитор