(статья января 2024 года)
«Говорят, что зло побеждает, когда бездействует добро.
Правда в два раза короче — зло побеждает».
(«Оружейный барон»)
Вот знаете – многие ругают фильмы про преступный мир за якобы популяризацию этого мира и этой жизни.
На мой взгляд – отчасти справедливо это только в отношении фильмов о лидерах преступного мира, о людях успешных (пусть даже временно), состоятельных и могущественных. Вот это всё – «Лицо со шрамом», «Крестный отец», да та же «Бригада». То есть – вроде и там замысел не в том, чтобы сделать им рекламу, и все заканчивают плохо, и получают по заслугам, но – «у них же было», «они же имели», «они же успели пожить». В неокрепшие мозги отдельных граждан попадает момент успеха, красивая жизнь, деньги, тачки, красивые тетки рядом, а что там кто-то погиб – мол, если «пожил», то и не жаль.
И начинают эти носители неокрепших мозгов брать пример с киношных преступных лидеров, не понимая, что и способности, и таланты там нужны другие, и не так это просто, и какой ценой это даётся, и чем это заканчивается, и действительно ли человек в конце пути будет рад тому, что у него «всё было». В итоге порой мастерски сделанные фильмы (особенно Коппола – какие разговоры тут могут быть) играют злую шутку. Мол, буду как Саша Белый. Или как Вито Корлеоне. В этом – огромный минус таких картин.
Куда полезнее для масс, на мой взгляд, картины не об успешных преступниках, а о тех, у кого сразу не заладилось. Что называется, «не получилось, не фартануло». И не увидел человек никаких плюсов преступного бытия, а в минусы погрузился практически сразу и с головой. В этом плане очень уважаю фильм «Бумер», например. Вновь вышедшая картина «Слово пацана: кровь на асфальте» - из этой же серии. Очень, ОЧЕНЬ правильное кино.
По косвенным признакам (расцвет «Ласкового мая», Горбачев, подготовка футболистов к чемпионату в Италии) понятно, что речь примерно о 88 – 89 годах. То есть это расцвет перестройки и закат советского государства. На экране – «казанский феномен», т.е. жизнь уличных гопнических банд, и судьбы главных героев на фоне этого «феномена».
Эта порода людей была и будет всегда. Подростки, не отягощенные умственно, но развитые физически, заняты мелким хулиганством, мелкими же кражами и грабежами, драками с себе подобными. Шатаются без дела, понемногу щемят более «правильных» школьников.
Если это остается на уровне отдельных людей или мелких тусовок, с этим можно справиться или этого избежать. Здесь же эти люди объединены в устойчивые банды по несколько десятков человек, спаяны довольно жёсткой дисциплиной и внутренним кодексом поведения. Сами по себе необязательно судимы, но – имеют устойчивые связи с криминалитетом. Взрослые, уже сидевшие дяди направляют, поддерживают и организуют эту шоблу. В городе, наводнённом такими устойчивыми группами (город считай поделен на районы), подростку от них особо некуда деться и не у кого попросить защиты. В итоге в эти банды втягиваются не только, так сказать, прирожденные гопники, но и вполне обычные ребятки – кто из желания отомстить, кто из желания избежать преследования.
В различных отзывах на фильм уже пронеслись какие-то блеяния – мол, «этого не было», «это очернительство» или «это всё Горбачев и перестройка». Да нет, ребята. Конкретно в Казани это сорганизовалось ещё в 70е, и разгром банд того периода не свёл явление на нет – в 80е всё расцвело ещё больше. Эта публика каталась в Москву бить и грабить местных, а само явление постепенно стало расползаться по другим городам.
Я в силу возраста СССР застал на излёте, жил в очень маленьком посёлке и с подобным явлением не сталкивался. Однако – что характерно – выцепить приметы того времени и того общества можно из вполне советских и вполне официальных источников. Такие фильмы, как, например, «Не стреляйте в белых лебедей» (1980), «Пацаны» (1983), «Чучело» (1983) дают довольно-таки невесёлую картину равнодушных, корыстных, потерявших всякие ориентиры (кроме материального успеха) взрослых и жестоких и циничных детей. Общество, которое не верит ни в какой коммунизм, не желает его строить, а других целей и ценностей попросту не видит. Заметьте – все эти картины вышли в те годы, когда ни про какого Горбачева никто ещё не слышал.
Примерно это всё и воспроизведено в «Слове пацана», только в более жёсткой форме. Подводная часть айсберга, которую не особо спешили обнародовать в СССР, но которая всё же была и которая – на фоне всех этих «чучел» и «пацанов» образца 1983 года - выглядела вполне логично.
В сериале полно взрослых, которые либо отрицают происходящее («нет у нас никаких группировок»), либо не понимают его, либо понимают, но совершенно не знают, что с этим делать.
Человек, задолбанный гопниками в школе и на улице, приходит в группировку, потому что «надоело быть чушпаном». И добро бы он просто ушёл от постоянных унижений и грабежей -он ведь нашел там то, чего ему не может дать общество. Чувство локтя. Чувство товарищества. Простые и – на первый взгляд – справедливые правила. Культ силы. И все – и участники групп, и родители, и менты – понимают (хотя и не принимают), что официальная идеология против этих «пацанских понятий» - фальшива и никчемна.
Именно об этом фильм – о том, что свято место пусто не бывает, и если детьми не занимаются власть и общество, ими займётся кто-то другой. И, скорее всего, это будет персонаж не добрый и не бескорыстный.
И что с этим делать, тоже непонятно. Разве что поубивать их, но – общество на это не пойдет. Посадка этих людей в тюрьму эту болезнь не устранит – город через какое-то время обогатится новыми «авторитетными» урками, старую молодежь сменит новая, а связи с криминалом станут только крепче.
Нужно что-то другое. Это другое нужно государству. Нужно родителям. Нужно ментам. Нужно самим гопникам и их жертвам. Так и говорит один из главных героев – Вова-Адидас: мол, чем-то не тем мы занимаемся. А вот чем надо? Уж точно не пойти в комсомол варить джинсы на продажу под прикрытием ветхой идеи и не менее ветхого знамени... Знамя другое, речи другие, вранья больше, а устремления и делишки-то схожие...
В реальной жизни банды не успели пожрать страну – страна умерла по другим причинам. Банды в итоге отчасти пожрали друг друга, отчасти были сметены волной наркомании и алкоголизма, отчасти перешли в легальный бизнес. Впрочем, страна, как мне видится, до сих пор в массе своей не обрела то, что «надо» и что могло бы собой заместить вот этот улично-арестантский суррогат морали. Дай Бог, чтобы однажды обрела, и желательно не ещё одну утопическую версию «светлого будущего».
Нет смысла пересказывать сюжет – скажу лишь, что фильм многомерен. Ставит массу правильных вопросов. На какие-то даёт правильные ответы, над какими-то оставляет зрителя думать самостоятельно. Например, можно ли в этой системе вырваться из зловонных блатных правил и создать самому что-то здравое и правильное, не имея этого внутри себя. Можно ли наделать гадостей и остаться безнаказанным – нет, не то чтобы в рамках правосудия, а вообще, по жизни. Любые ли правила и понятия, созданные, вроде бы, чтобы защищать их носителей и хранить их в чистоте, стоят человеческой жизни. Куда ведёт дорога, вымощенная благими намерениями без любви к ближнему. И так далее.
Кто-то назвал сериал Крыжовникова «достоевщиной». Мол, опять – тварь я дрожащая, или право имею. Да не… какое там. Никто из этой публики даже не задаёт вопросов такого рода. Раскольников был отягощен интеллектом, образованием, совестью и много рефлексировал – эта публика изначально «имеет право» и незамедлительно это право реализует. И только жизнь в итоге даёт по башке – мол, нет, не имеешь ты таких прав. А то и вообще – такой «право имеющий» встречает на пути другого такого же, только куда более сильного. И жертвой оказывается даже не сам «право имеющий», а кто-то ему очень близкий, невинный и беззащитный, да так, что никто ничего не сможет поделать…
Все эти реалии показаны жутко и отталкивающе. Дела этой гопоты омерзительны. Понятия зверины. При том, что отдельным персонажам в отдельные моменты симпатизируешь, в итоге вопрос ровно один: почему вы, неплохие на самом деле парни, влезли в такое дерьмо? В конце даже невольно хочется, чтобы хоть у кого-то эпопея завершилась безболезненно, но – так не бывает, говорит нам автор. И с ним, несмотря на жуть и мрак происходящего, соглашаешься. Расплата догоняет каждого. А кого не догоняет, с тем всё на самом деле и всерьёз плохо.
Много чего обсудил бы с теми, кто это смотрел. Честно скажу – в наше время сильные фильмы случаются редко, и это один из тех самых случаев. Я не смогу это пересматривать, потому что это тот самый, давно вроде бы забытый жанр чернухи, характерный для конца 80х – начала 90х. Тяжелое и мрачное кино.
Взрослым фильм категорически рекомендую. Подросткам – только с комментариями взрослых. Детям – нет. Оно вроде бы и выпущено с пометкой «18+», но, понятное дело, в наше время это слабо работает. Дети порой парадоксально выбирают в жизни самую дрянь и начинают ей подражать. Вот – этого эффекта хотелось бы избежать, конечно.
Тем, кто предлагает запретить (не детям, а вообще), скажу – ребят, запретите что-нибудь себе. Жизнь и историю не запретишь. С этим надо работать. Это надо понимать и пытаться не повторить. Запретить проще всего, и от этого в таких случаях менее всего пользы.
Пару слов о режиссере и его работе. Андрей Першин, известный миру как Жора Крыжовников – это режиссер. В наше время, когда профессия режиссера и актера изрядно дискредитирована, он – именно режиссер, который знает, что делает, и умеет это делать. Мне нравится и его «Горько»- не только и не столько этим трэшевым гипертрофированным юмором, сколько вниманием к деталям и точностью изображения действительности, мелочей, характеров. В «Слове пацана» работа проделана колоссальная – быт, костюмы, повадки, характеры и многое другое. Практически не к чему придраться (ну да, да – не носили девочки в школу белый фартук каждый день, но это не главное). Крыжовников могёт. Если комедия, то действительно смех и угар. Если драма и чернуха, то жуть жуткая. Берется за задачу и решает её.
И последнее. Фильм изобилует музыкой 80х. Так вот – специально ли, случайно ли, но – в более-менее светлые моменты вспоминается то «Кино», то «Наутилус», а разгул дерьма происходит то под «Ласковый май», то под «Мираж», то под ещё какой попс. И это справедливо. Восторг, в который бабуины в «удобных тренировочных штанах» приходили от «Ласкового мая», я наблюдал своими глазами примерно в те же годы. Всё на своих местах. Если я и раньше считал эту группу и её наследие крайне неказистыми явлениями, то после просмотра сериала от песни «Седая ночь» меня просто выворачивает.