1989 год. США. Режиссёр Альберт Пьюн. В ролях: Жан-Клод Ван Дамм, Винсент Клин, Ральф Мёллер, Мэтт МакКолм
Время апокалипсиса: неизвестно
Причина апокалипсиса: эпидемия
Масштаб апокалипсиса: вся планета
Мало какой постапокалиптический фильм произвёл такой эффект на зрителей и оказался при этом столь прибыльным, как «Киборг» режиссёра Альберта Пьюна, снятый им по заказу одиозной голливудской студии Cannon Films. При очень небольшом по меркам Голливуда конца 1980-х бюджете в 500 тысяч долларов «Киборг» заработал в прокате 10 миллионов — ещё до того, как разошёлся по всему миру по кабельному телевидению и на VHS. Для постапокалиптики это была невероятная удача, феноменальное событие, сравнимое разве что с успехом первого «Безумного Макса». Особенно удивительное — при, мягко говоря, скромных творческих достоинствах «Киборга».
Невозможно отрицать, что Пьюн использовал трилогию Миллера как главный референс, приправив австралийский специалитет заимствованием персонажа из другого фильма — суперпопулярного тогда «Терминатора». К 1989 году Кэмерон уже выпустил первую часть своей суперфраншизы, но не успел сделать вторую, так что не исключено, что «Киборг» мог восприниматься многими неискушёнными зрителями как то самое продолжение, спин-офф или приквел кэмероновского блокбастера. Фактурный силуэт калифорнийского серфера Винсента Клина в шварценеггеровских тёмных очках на пол-лица на постере «Киборга» дополнял картину.
Не стоит их за это винить, тем более что американские критики 1980-х уже сделали эту работу лучше, чем кто бы то ни было (у «Киборга» 22% «свежести» на Rotten Tomatoes). В те лихие времена у студий вроде Cannon подобное было в порядке вещей. Они, можно сказать, сработали машинально, автоматически — ведь ещё за пару месяцев до начала съёмок ни Пьюн, ни его продюсеры, братья-израильтяне Менахем Голан и Йорам Глобус, не знали, что собираются снимать «Киборга». Жан-Клод Ван Дамм тоже ни о чём не подозревал и почивал на лаврах «Кровавого спорта» — своего единственного на тот момент прокатного хита (до сотрудничества с Cannon бельгийский спортсмен снимался только в музыкальных комедиях, в эпизодических ролях геев-каратистов).
В 1989-м Голан, Глобус и Cannon должны были снимать первый в истории кинокомикс про Человека-паука и продолжение «Властелинов вселенной». Но к моменту начала съёмок истекли лицензии на оба этих объекта интеллектуальной собственности, денег на продление братья-продюсеры почему-то пожалели, и фильмы были закрыты до старта. Однако павильоны уже были арендованы, часть реквизита изготовлена, костюмы сшиты, каскадёры, операторы, свет, грим и прочие специалисты — готовы.
Аванс, как режиссёр «Властелинов вселенной 2», получил и Альберт Пьюн — дерзкий голливудский трэшмейкер, к тому времени уже сделавший несколько фильмов. В его портфолио были и фэнтези («Меч и колдун»), и постапокалиптика («Радиоактивные грёзы» с Майклом Дудикоффом). Чтобы не терять деньги и чем-то занять дыру в графике, Пьюн буквально за пару дней написал сценарий «Киборга» — и спас несколько десятков своих коллег по цеху (и себя самого) от финансовой катастрофы.
Так костюмы Скелетора и Хи-Мена из супергеройского фэнтези превратились в одежды постапокалиптических рейдеров, а городские декорации, в которых должен был прыгать по крышам Питер Паркер, стали развалинами Нью-Йорка, разорёнными анархией после глобальной эпидемии чумы.
По замыслу Пьюна, в начале XXI века цивилизация перестала существовать: государства исчезли, культура и технологии утрачены, планета впала в первобытную дикость, а на развалинах городов творят свои чёрные дела банды жестоких головорезов. Но главной проблемой выживших является не это, а пандемия, которая так и не закончилась и продолжает выкашивать население.
В этой жуткой ситуации спасти людей может только чудо — в лице небольшой группы учёных из Атланты, которые разработали лекарство. Правда, важные составляющие спасительной вакцины оказываются заключены внутри роботизированного мозга женщины-киборга по имени Перл Профет (её роль сыграла канадская актриса и модель, первая жена Кристиана Слейтера — Дейл Хэддон), а сама киборгесса взята в плен воинственными дикарями инфернального мерзавца по имени Фендер (Винсент Клин).
Спасти человечество от Фендера вызывается Гибсон. Это забавное противостояние персонифицированных музыкальных брендов не получило должного развития в рамках сюжета «Киборга», но будет сполна реализовано в другой культовой постапокалиптике — фильме «Шестиструйный самурай» Лэнса Манджиа. Правда, только через десять лет. А пока всё берёт на себя Жан-Клод Ван Дамм, которому досталась роль спасителя Гибсона.
Из серии флешбеков, которые преследуют героя на протяжении фильма, мы узнаём, что раньше Гибсон носил длинные волосы и работал «слингером». Это что-то вроде проводника, наёмника и телохранителя в одном лице. Задача слингеров заключалась в сопровождении людей или каких-то грузов по охваченной хаосом территории бывших США.
Когда-то Гибсон вызвался сопроводить женщину с двумя детьми, влюбился и серьёзно превысил свои служебные полномочия — остался жить с ними в какой-то живописной глуши. И тут же поплатился за это: счастливое семейство оказалось захвачено врасплох бандой Фендера. Гангстеры убили его жену и приёмного сына, а падчерицу забрали с собой. Однако сам Гибсон выжил — и собрался покарать негодяев по всей строгости тогдашних несуществующих законов.
В то время как банда на время превращается в пиратскую команду, захватив у каких-то несчастных рыбаков корабль и плывёт в Атланту морем, Гибсон пересекает США по суше. И первым делом подбирает сексапильную помощницу, которую сыграла знойная Дебора Рихтер. Толку в путешествии от неё не очень много, зато Дебора помогает Пьюну реализовать две небольшие эротические зарисовки — одну, связанную с купанием нагишом, и другую — с неловкой попыткой соблазнения бельгийского красавчика у костра на привале. К сожалению или счастью, неудачную.
Эротика на экране тогда была в порядке веще. Но она — далеко не главное УТП «Киборга». Главное здесь — сверхнатуралистичное насилие, эпичные драки в мощном рапиде, ну и, вероятно, дизайн персонажей и их костюмы. Местные бандиты выглядят просто нереально колоритно, когда бегут, орут, воинственно потрясают копьями и ножами и мутузят друг друга. Хотя гораздо чаще бьют не они, а их. Неудержимый Жан-Клод расшвыривает негодяев своим фирменным ударом ногой с разворота.
Именно эти зверские потасовки, перестрелки, пронзания насквозь, отрубания конечностей и прочее ультранасилие автоматически превращало в поклонника «Киборга» каждого ребёнка старше двенадцати лет, которому посчастливилось увидеть этот постапокалиптический бриллиант по кабельному ТВ, в полуподпольных видеосалонах или взять напрокат в конце 1980-х — начале 1990-х на развалинах бывшего СССР.
На самом деле натурализм, постановка боевых сцен и дерзкий для конца 1980-х монтаж позволяют «Киборгу» выглядеть довольно круто даже сегодня. «Безумный Макс» и «Терминатор», безусловно, смотрятся солиднее, дороже, концептуальнее. А «Киборг» берёт угаром, бесшабашной лихостью — и по праву занимает почётное место на полке рядом с этими легендарными хитами.
Удачного просмотра.