Найти в Дзене
ЖИЗНЕННЫЕ ИСТОРИИ.

АГАФЬЯ ЛЫКОВА: ПОСЛЕДНЯЯ ОТШЕЛЬНИЦА ТАЙГИ

2024 год.

Глубокая тайга. Река Еринат шумит подо льдом, словно напоминая: «Ты всё ещё здесь».  

Агафья сидит на скрипучей лавке у печи.

79 лет. Лицо в морщинах, как кора старой лиственницы, но глаза – ясные, словно у девушки.  

Быт: между каменным веком и подарками цивилизации.

Еда:  свой огород (картошка, репа, лук).  

 Тайга кормит – грибы, ягоды, коренья.  

 Иногда привозят муку, соль (от властей или журналистов).

Но сахар не берёт – «от него зубы крошатся».

Дом: бревенчатая изба , которую ей помогли построить после смерти отца.  

 Печь – сердце жилища.

Без неё зимой – смерть.  

Одежда: всё ещё носит самотканые холщовые платья , но иногда надевает подаренные валенки (старые уже истлели).   

Раз в год к ней приезжают учёные, журналисты, чиновники .  

 Одни хотят «спасти» (предлагают переехать в дом престарелых).  

Другие снимают документалки (она терпит, но злится: «Как зверицу меня показывают! »).  

В 2020-м прислали вертолёт с врачом – боялись, что заболеет ковидом.

Она вышла с иконой и крикнула:  

 — Уходите! Не надо мне вашей заразы! 

Каждый день молится по старообрядческому чину.  

До сих пор крестится на пролетающие спутники – для неё они «бесовские огни».  

Не признаёт паспорт («Моя душа – у Бога, а не у государства»).  

Главная боль: память.  

На стене – вырезанные из дерева имена: Карп, Акулина, Дмитрий, Наталья, Савин.  

По ночам разговаривает с ними – особенно с братом Дмитрием:  

 — Дима, помнишь, как ты медведя одолел?

А я тебе раны кореньями лечила… 

Что будет, когда её не станет? 

Власти Хакасии уже готовятся – хотят сделать её избу музеем.  

Старообрядцы считают её святой , но она отмахивается:  

 - Какая я святая? Грешная… 

Почему её судьба цепляет?  

Она – последний человек, кто живёт как в XVII веке , но при этом знает про космос и пандемии.  

Её выбор – не бегство, а вызов.

Мир говорит: «Будь как все».

А она: «Нет»!