Почему это актуально
В 1942 году флотские "катюши" создали за два дня. На третий они уже отражали атаки гитлеровских самолетов на наши морские конвои. Я каждый раз об этом вспоминаю, читая о том, сколько времени из-за бюрократических препонов уходит сегодня на подобные мероприятия.
Из серии "Молодежи о Вооруженных Силах"
Впервые об этой истории я узнал из книги полковника-инженера М.В. Новикова "Творцы оружия", изданной ДОСААФ в серии "Молодежи о Вооруженных Силах" в 1982 году. Среди прочих там напечатан очерк о Герое Советского Союза Георгии Владимировиче Терновском, которого Новиков знал лично.
К сожалению, история создания Терновским флотских "катюш", как и биография самого Терновского, не настолько известны, как они того заслуживают.
Попытаюсь исправить это несоответствие. А вы, мои дорогие читатели, если найдете это правильным, поддержите своими лайками и репостами, или даже устными пересказами родным и знакомым.
Взрыватель с крыльчаткой
В 1942 году, будучи флагманским артиллеристом Новороссийской военно-морской базы, капитан-лейтенант Терновский повстречал знакомого — начштаба истребительного авиаполка подполковника В.П. Павлова. Павлов пригласил Терновского в свою землянку отменить встречу бутылочной сухого. Там Терновский увидел необычный для флотских артиллеристов взрыватель с крыльчаткой — пропеллером. Подрыв такого взрывателя происходил через заданное время, определяемое количеством оборотов крыльчатки в полете под воздействием воздушного потока. Павлов объяснил, что это взрыватель для эрэсов — реактивных снарядов, принятых на вооружение авиации еще до войны.
В 1939, во время конфликта на Халхин-Голе, особая группа советских истребителей сбивала ими японские самолеты, особенно когда те летели строем.
Довоенное отношение к эрэсам на флоте
Терновский еще во время довоенной службы в Управлении вооружения Наркомата ВМФ подготовил доклад о перспективах применения ракет на малых быстроходных кораблях. Доклад был направлен в Главный морской штаб, откуда не последовало никакой реакции. Что неудивительно, поскольку в то время артиллеристы, справедливо считали, что ствольная артиллерия превосходит ракеты по дальности и точности, а значит их применение менее неэффективно, поэтому нечего на них тратить драгоценное время, когда война на носу.
Что изменило отношение моряков к эрэсам
Теперь же, когда Красный флот остро нуждался в зенитной артиллерии, а взять ее было негде, ракеты уже не казались такими бесполезными.
Это американцы могли утыкать палубы своих кораблей "Бофорсами" и "Эрликонами", поскольку до 1944 воевали в основном на море.
Советская промышленность в первую очередь должна была удовлетворять потребности Красной армии, особенно в противотанковых средствах, в качестве которых использовались и зенитки. А Красный флот мог и подождать, даже если он и нес при этом значительные потери.
Поэтому, когда на следующий день Терновский доложил командованию о своей идее вооружать корабли эрэсами для борьбы с авиацией, то встретил полное понимание и поддержку.
Всего один звонок
Командир Новороссийской военно-морской базы капитан 1 ранга Г.Н. Холостяков тут же позвонил командующему авиацией Черноморского флота генерал-лейтенанту В.В. Ермаченкову, который распорядился передать морякам партию эресов с "флейтами" — направляющими для их запуска с самолетов.
Есть флотские "катюши"!
Испытания было решено провести на катере типа "Малый охотник", закрепив "флейту" на стволе 45-мм орудия, что можно было сделать быстро и решало вопрос с наведением на цель.
Первым ракетоносцем стал катер МО-084. Сразу после модернизации он вышел в море и произвел опытный выстрел эрэсом.
Руководивший испытаниями Терновский доложил начальству — Испытания прошли успешно. Есть флотские "катюши"!
Обыкновенное чудо
Через полчаса на МО-084 прибыли Холостяков с Ермаченковым, пожелавшие лично увидеть, как катер стреляет эрэсами.
Сначала отстреляли четыре эреса просто так. Затем начальство приказало провести стрельбы по щиту, который должен был тянуть другой, вызванный из базы, катер.
И тут случилось чудо, потому что с научной точки зрения вероятность этого события стремится к нулю.
Данные для стрельб — угол возвышения и время замедления взрывателя — определял, не имевший никакого опыта ведения прицельного огня эрэсами, Терновский. И...
Мишень накрыли второй серией ракет!!!
Щит был разбит в дребезги!
Даже для ствольной артиллерии при таких условиях результат выдающийся!
А тут — эрэсы с их рассеиванием, да еще установленные на подверженном качке катере.
Через два дня еще четыре "малых охотника" стали ракетоносцами.
Подбили!
2 апреля 1942 МО-084 открыл огонь эрэсами по вражескому торпедоносцу, сорвав его атаку на транспорт с боеприпасами. Враг задымил и скрылся за горизонтом, о чем была сделана запись в журнале боевых действий.
Ракетоносец "Скумбрия"
Инновации на этом не закончились.
Эрэсами вооружили "Скумбрию" — деревянный рыболовецкий траулер, приспособленный в связи с войной под тральщик. Поскольку орудий, к которым можно было прикрепить "флейты", на нем не было, а только пулеметы, то ставили пусковые установки с несколькими направляющими куда только можно. В результате огневая мощь бывшего траулера стала соответствовать тогдашним эсминцам.
К сожалению чертежей и фотографий модернизированной "Скумбрии" не сохранилось.
В ночь с 3 на 4 февраля 1943 "Скумбрия" вышла в море, чтобы оказать огневую поддержку высадке десанта на Малую Землю. Старшим начальником на ней шел Терновский, который был ранен в ходе этой операции, когда увлекшись уничтожением целей, "Скумбрия" попала под минометный обстрел.
После высадки десанта командир морпехов майор Цезарь Львович Куников просил представить Терновского к награде, отметив, что "он очень нам помог". Он также высказал мнение, что флотские "катюши" станут обязательным оружием для поддержки морских десантов.
Но Героя Терновскому тогда не дали. Он получил это звание в 1945 за освобождение корейского Чхонджина от японцев.
В интересах армии
Эрэсами начали вооружить торпедные и бронекатера на всех флотах и флотилиях. При этом уже не крепили "флейты" на дула орудий, а устанавливали направляющие, как в наземных "катюшах", на рубках и палубах, или использовали специально разработанные для флота установки промышленного изготовления. При этом речь уже не шла о том, чтобы экономить на флоте, потому что флот применял эрэсы для нанесения ударов по береговым целям в интересах армии.
Послесловие
Кто-то скажет, что неуправляемые эрэсы не оправдали себя как средство ПВО. И наверное будет прав.
Но я не об этом. А о том, что, оказывается, когда-то очень давно наши героические предки умели очень быстро, фактически моментально, без бюрократических проволочек устанавливать на кораблях новые для флота виды вооружений.
Ваш