Найти в Дзене
Кино со всех сторон

"Игра престолов". Финал, который вы не поняли. Дейнерис была обречена с самого начала

Оглавление

Финал "Игры престолов" пришелся по душе далеко не всем. Особенно много вопросов вызывало поведение Дейнерис. На протяжении всей истории она последовательно шла к своей великой цели: защитить обычных людей, стать справедливой правительницей и покончить с тиранией.

Но вдруг, когда победа уже была у нее в руках, она необъяснимым образом теряет разум и обращает в пепел Королевскую Гавань вместе с ее жителями, теми самыми простыми людьми, которых обещала защищать.

Такой сценарный поворот понравился, мягко говоря, не всем. Многим зрителям он показался нелогичным, и большинство сошлось во мнении, что после пятого сезона сценаристы Бенниофф и Вайс лишились книжной основы Джорджа Мартина и вынуждены были фантазировать сами. Это привело к столь спорному финалу с Дейнерис, который выглядел как банальный слив персонажа.

Однако, есть теория, вполне логично и обоснованно объясняющая поступки Дейнерис. Причём данная теория основывается не на сериале, а на первоисточнике, оригинальных книгах Джорджа Мартина, то есть на самом что ни на есть каноне. Согласно этой теории, действия Дейнерис не только объяснимы, но и полностью вписываются в логику мира "Песни Льда и Пламени".

Отличия книги от сериала

-2

Дейнерис Бурерожденная, мать драконов, освободительница рабов. Для того чтобы понять причины, которые привели к сожжению Королевской Гавани, давайте разберем, каким был ее путь в книгах Джорджа Мартина, а каким в экранизации от HBO.

Первые сезоны почти полностью повторяют события книг. Путь Дейнерис в книгах начинается в изгнании. Она – последняя выжившая из дома Таргариенов, проданная братом Варвару воину Кхалу Дрого.

Изначально она испуганная девочка, но с каждой главой набирается опыта и уверенности. Она теряет мужа, но выходит из костра с тремя драконами, что становится поворотным моментом истории.

Дальше она движется по Заливу Работорговцев, захватывает Астапор, освобождает Юнкай, берет Миэрин. В Миэрине сталкивается с непониманием, саботажем, восстаниями, убийствами и постоянной нестабильностью. Ее драконы становятся все более неуправляемыми, особенно Дрогон, который в итоге уносит ее прочь из города.

Фактически на этом и заканчивается материал, по которому снимался сериал. И дальше Бенниоффу и Вайсу приходится работать уже без опоры на оригинальные произведения Джорджа Мартина. В опубликованных на данный момент книгах Мартина сюжетная линия Дейнерис останавливается на следующем моменте: она одна, обессиленная, с Дрогоном в степи далеко от Миэрина. На этом заканчивается "Танец с драконами", и дальнейшая ее судьба в книгах остается неизвестной.

Она еще не начала завоевание в Вестеросе, не встретила Джона Сноу и даже не вернулась в Миэрин. Линия Дейнерис в сериале HBO идет по следам книг: брак с Дрого, рождение драконов, освобождение рабов. Но в пятом-шестом сезонах сюжет начинает отклоняться. Политическая линия Миэрина упрощается, конфликт с Сынами Гарпии сжимается, а сама Дейнерис довольно быстро возвращает себе контроль. К финалу шестого сезона она объединяет дотракийцев и Безупречных и отправляется в Вестерос.

Далее – союз с Джоном Сноу, потеря первого дракона и битва за Винтерфелл, смерть Миссандеи, потеря второго дракона. И в итоге трагический финал – разрушение Королевской Гавани и смерть от руки Джона Сноу возле Железного Трона.

Какой финал планировал Джордж Мартин?

-3

Возникает вопрос: а насколько Джордж Мартин был в курсе такого финала для Дейнерис? И если да, то насколько он его одобрял?

Скорее всего он не только был в курсе, возможно, он готовил для Матери Драконов именно такую участь. Для начала нужно упомянуть: в нескольких интервью Бенниофф и Вайс говорили о том, что консультировались с Джорджем Мартином насчет финала сериала. У Джорджа Мартина, безусловно, оставались его черновики и наработки для следующих книг. Поэтому говорить, что финал был их полной импровизацией, неверно.

В книге Джеймса Хиберта "Огонь не может убить дракона" рассказывается, что встреча Джорджа Мартина с шоураннерами привела к нескольким откровениям. Хиберт цитирует Джорджа Мартина:

Мне было нелегко. Я не хотел раскрывать свои книги. Нелегко говорить о финале моих книг. У каждого персонажа свой финал. Я рассказал им, кто будет на Железном Троне, и рассказал о некоторых важных поворотах сюжета, например, о Ходоре и о решении Станиса сжечь свою дочь.
Мы так и не смогли обговорить всех, особенно второстепенных персонажей, у которых концовка может быть очень разной.

В другом источнике есть информация, что Бенниофф и Вайс говорили, что финал Дейнерис и Джона Сноу был в некотором роде их решением. Но нас сейчас интересует не смерть Дейнерис, а именно сожжение Королевской Гавани. Поэтому Джордж Мартин, несомненно, обсуждал с шоураннерами финал. И представить, что он просто бы отдал на усмотрение Бениоффу и Вайсу судьбу одного из ключевых персонажей своего многолетнего труда, немыслимо.

Причём после окончания сериала, он в открытую не критиковал финал. Да, он говорил, что его концовка будет отличаться, но не уточнял, в чем. Скорее, он предпочитал дистанцироваться от всего этого, хотя и не скрывал своего разочарования.

-4

Возникает вопрос: Мартин был разочарован тем, как Бенниофф и Вайс завершили сериал, или же тем, как зритель воспринял тот финал, который был им запланирован? Скорее всего Мартин был в курсе всего и был глубоко разочарован реакцией аудитории на финал сериала. Именно это могло стать причиной того, что он все откладывал продолжение книг. Теперь он боялся разочаровать не только зрителей, но и читателей.

Хотя, с другой стороны, если бы он все же закончил сагу, даже при том же финальном исходе он смог бы обосновать его куда глубже и убедительнее. Потому что вселенная Мартина - это всегда скрупулезно выстроенный мир, где все подчинено внутренней логике. Тот же финал, преподнесенный в рамках книг, вполне мог бы вызвать совсем другую реакцию.

Кроме того, резкий поворот событий с неожиданным исходом для персонажа вполне себе в духе Джорджа Мартина. Достаточно вспомнить казнь Неда Старка, которая в книге, точно так же, как и в сериале, является неожиданностью. То же самое можно сказать и о сожжении Королевской Гавани. Это шокирует, но в каком-то смысле соответствует мрачной логике "Песни Льда и Пламени".

Ну тогда возникает вопрос: были ли в книгах какие-то намеки на такой финал? Разбираться в этом мы начнем с драконов.

Управление драконами

-5

Начать стоит с ключевого вопроса: как вообще люди управляют драконами? Ведь мы же не про коней говорим и не про боевых волков, а о существах размером с "Боинг 737", летающих выше облаков и быстрых настолько, что способны преодолевать океан. Их размер, скорость и высота полета делают традиционные методы управления попросту неприменимыми. Голосовые команды, скорее всего, бесполезны. На таких скоростях и высотах звук теряется. Ветер срывает с губ любые слова, и дракон попросту не слышит своего всадника.

Это логика, которую Мартин аккуратно проводит через текст. Мы почти не находим в книгах сцен, где кто-то управляет драконом голосовыми командами. Ну, помимо "Дракарис", но это не управление, а сигнал для атаки.

Физическое воздействие также бессмысленно. Попытка управлять драконом с помощью рывков или поводьев маловероятна. У существ таких масштабов физическая обратная связь между человеком и драконом слишком мала. К тому же никаких поводьев или узд в классическом понимании у драконов мы не видим.

Чаще всего складывается впечатление, что драконы улавливают не столько команды, сколько намерения. Будто чувствуют, чего хочет всадник.

Поэтому наиболее правдоподобная версия, подкрепленная текстами самих книг - это эмпатическая или телепатическая связь. Всадник и дракон могут чувствовать друг друга. Дракон реагирует на эмоции и даже на мысленные намерения. Смена всадника - чрезвычайно редкое и опасное событие. Установив связь с одним человеком, дракон редко перепривязывается.

Это можно назвать своеобразным магическим каналом связи, доступным лишь тем, в чьих жилах течёт кровь старой Валирии, как у Таргариенов или Веларионов. Но важно понимать: это не врожденный навык в привычном смысле, а скорее унаследованная магическая предрасположенность, которая активируется при определенных условиях.

Драконьи всадники не единственные в мире Мартина, кто обладает подобной связью с животными. Есть еще так называемые варги. Варги, как известно, способны проникать в сознание зверей, управлять их действиями, чувствовать через них страх, боль и инстинкты.

А при достаточно крепкой связи могут буквально жить внутри животного, даже после гибели собственного тела. Этот механизм глубокой ментальной связи между человеком и зверем в мире "Песни Льда и Пламени" описан довольно подробно в линиях Брана, Варга Орела и особенно Кровавого Ворона.

Кстати, если вы не читали "Песнь Льда и Пламени", то в книжной версии практически все Старки по сути варги. На это есть как прямые указания, так и множество косвенных намеков. Бран - очевидный варг, входит в волка, ворона, в Ходора, видит сны, типичные для варгов, таких как Воромир Шестишкурый.

Джон Сноу также потенциальный варг. Связь с лютоволком Призраком очень сильна. Отголоски этого есть и в сериале. Лютоволк сопровождает его практически везде и даже в момент его воскрешения находится рядом.

Арья тоже чувствует Нимерию. Несмотря на расстояние, у нее случаются сны от лица волчицы.

Старки – потомки Первых Людей. По лору, они почти наверняка происходят от варгов. Сама их эмблема – лютоволк. Связь с дикими зверями у них буквально в крови. Вот почему Джон Сноу способен управлять драконом так же, как и Дейнерис. Он потомок сразу двух древних домов: Старков и Таргариенов. У него в жилах течет кровь и тех, кто мог сливаться с волками, и тех, кто покорял драконов. Фактически идеальный наездник.

Всё, что мы уже описали - это вполне каноничные вещи, подтверждённые в тексте Джорджа Мартина. Но давайте, наконец, перейдём на территорию предположений и теорий, которые опираются на внутреннюю логику мира, но пока не получили окончательного подтверждения на страницах книг.

Если механизм связи Дейнерис с драконами аналогичен тому, что используют варги, можем ли мы предположить, что Таргариены в своем большинстве также варги, умеющие связывать своё сознание с драконами? Что это нам дает и может ли объяснить нам безумие Дейнерис в рамках логики мира Джорджа Мартина?

Теория: варги и Таргариены

-6

По канону, как в книге, так и частично в сериале, варги способны вселяться в животных. Это ключевая особенность их дара. Сознание человека может, по сути, переселяться в другое существо.

Если мы примем гипотезу, что Таргариены - это своего рода варги, то тогда фраза Джейми Ланнистера о Безумном Короле обретает новый смысл. Как говорил Джейми, Безумный Король не верил, что умрет, скорее думал, что переродится в дракона. На первый взгляд – типичный бред сумасшедшего.

Но если вспомнить, что у варгов есть реальная способность жить в животном после смерти тела, то становится понятным, откуда могла взяться эта идея. Эйерис Второй Таргариен мог не просто бредить, а пытаться воплотить практику, остаться жить в драконе после смерти.

Пролог к "Танцу с драконами" дает нам важное подтверждение. Когда умирает человеческое тело, душа остается жить внутри зверя. Но с каждым днем воспоминания тускнеют, и зверь становится чуть менее варгом и чуть более волком, пока от человека не останется ничего, только зверь. Именно это мы видим с Орелом, варгом, показанным в сериале. Когда Джон Сноу убивает его, он переселяется в орла и в следующее мгновение атакует Джона, теперь уже как птица.

Но в сериале не раскрыта другая особенность этой связи, а именно влияние животного на человека. Вот тут Мартин оставил еще один интересный фрагмент в том же прологе.

Из всех зверей проще всего привязать к себе собак. Те живут так близко к людям, что и сами становятся почти что людьми. Селиться в собаку, надеть ее шкуру, все равно, что надеть старый разношенный башмак из мягкой кожи. Башмак по своей форме уже готов принять ногу, и собака готова принять ошейник, даже если ошейник невидим для глаз.

С волками труднее. Человек может подружиться с волком, даже сломить его волю, но никому не под силу приручить его полностью. Волки и женщины вступают в супружество раз и навсегда. Ты вселяешься в волка, и это как брак. С этого дня волк - часть тебя, а ты - его часть. Вы оба меняетесь. С другими зверями лучше не связываться.

То есть не только человек проникает в зверя, но и зверь – в человека. Это не контроль, это слияние. Теперь самое интересное. Если мы вернёмся к драконам и допустим, что у Таргариенов работает тот же механизм, то возникает следующий вопрос: а влияет ли дракон на всадника так же, как волк влияет на варга? Становится ли человек хоть немного драконом?

Если мы признаем, что ментальная связь всадника и дракона похожа на связь варга, то дракон может изменить сознание человека, усилить его агрессию, эмоции, желания господства, что мы и видим у Дейнерис.

Кое-какие сцены, косвенно подтверждающие влияние дракона на его хозяина, показаны и в сериале.

-7

Варг способен переселиться в животное после смерти, продолжить существование в его теле, словно дух, не желающий отпускать жизнь. Но в книгах Джорджа Мартина встречаются намеки и на обратный процесс. При сильной связи зверь также оставляет что-то от себя в человеке. Речь идет не просто о воспоминаниях или эмоциях. Это может быть ярость, инстинкты, даже фрагменты чужого сознания. Как будто часть зверя, гибнущего в тесной ментальной связи с варгом, навсегда впечатывается в разум человека.

В прологе к "Танцу с драконами" есть следующее упоминание про Варга Варамира Шестишкурого. Когда он забрал себе орла, принадлежащего Орелу, то почувствовал в птице ярость другого оборотня. Орела убил Джон Сноу, и ненависть оборотня к убийце была так сильна, что Иваромир начал чувствовать неприязнь к Джону Сноу. Здесь четко говорится, что чувства Орела не исчезли. Они остались в теле животного, а затем вновь через животное передались Варамиру. То есть сознание зверя может оставить эмоциональный ментальный след, который влияет на другого человека.

Теперь давайте перенесем эту идею на Таргариенов и их драконов. У Дейнерис изначально есть связь не с одним, а сразу с тремя драконами. И, как мы уже обсудили, эта связь не односторонняя. Это не просто власть всадника над зверем, это слияние.

А теперь вспомним Орела, Варга, который в момент смерти переселяется в свою птицу и еще какое-то время живет в ней. Если такой переход возможен из человека в зверя, то почему бы не допустить обратное?

Что будет, если погибает не варг, а само животное? Что, если умирающий дракон оставляет что-то от себя внутри связанного с ним человека? А ведь драконы - существа яростные и агрессивные. Если их ментальная сущность проникает в разум человека, особенно того, кто с ним связан на глубинном уровне, то это может быть опасной трансформацией.

В поведении Дейнерис мы действительно наблюдаем резкие изменения именно после потери каждого дракона. Первого дракона, Визериона, убивает Король Ночи, и Дейнерис тут же решает идти на них войной.

Мы тут же видим, как меняется Дейнерис. Впервые появляется мотив "Я сожгу их всех".

-8

С момента смерти второго дракона начинается то, что внешне выглядит как безумие. В итоге, в решающий момент, ярость, живущая в драконе, прорывается. И Дейнерис сжигает Королевскую Гавань.

Если смотреть на это с этой точки зрения, то никакого безумия, в принципе, и не было. Все лишь последствия связи Дейнерис с драконами. Такая трактовка пока не подтверждена, потому что книга Джорджа Мартина, иллюстрирующая финал, на данный момент не вышла. Однако вполне возможно, что именно такой финал Джордж Мартин и готовил для Дейнерис. Но механика и подробности этого не были показаны в сериале. Если книга все-таки выйдет, то, возможно, мы когда-нибудь получим ответ.

Данная теория проливает свет на множество загадок мира Джорджа Мартина - от генетической связи Таргариенов с драконами до принципов управления этими существами. А главное, она позволяет иначе взглянуть на безумие Дейнерис. Возможно, это была не просто фантазия сценаристов, а следствие глубинных магических законов вселенной "Песни Льда и Пламени".

Напишите в комментариях, кажется ли вам эта теория убедительной. Или вы поддерживаете другую теорию?