Итак, граждане и гражданочки, пока демографическая кампания в России несётся по городам и весям с уверенностью цыганского табора, мне подумалось: а почему, собственно, не переосмыслить великих и ужасных «Братьев Карамазовых» в свете современных веяний по повышению рождаемости?
Фёдор Михайлович, конечно, был великий гений, но демографический вопрос он, скажем прямо, рассматривал весьма своеобразно. Возьмём хотя бы фигуру Фёдора Павловича — ну, согласитесь, отец года из него как из меня ведущий «Спокойной ночи, малыши». Персонаж уникальный: он как будто создан специально, чтобы объяснить нам с вами, как плодиться категорически нельзя.
Но ведь, казалось бы, всё есть для многодетного счастья: достаток, усадьба, харизма, а главное — полное отсутствие какого-либо самоконтроля и чувства ответственности. Фёдор Павлович — это не просто «неидеальный родитель». Это целый демографический антимерч. Его подход к воспитанию звучит примерно так: «Дети, дети… какие дети?». Чем не герой нашего времени?
Если бы он жил сейчас, его непременно засунули бы в ролик Минздрава с подписью: «Не будь, как он. Рожай ответственно!» Однако, поверьте моему опыту, у современного зрителя он мог бы вызвать гораздо больше симпатии, чем у читателя XIX века. Ведь сегодня быть эгоистом и жизнелюбом — почти тренд, если судить по постам в соцсетях и ток-шоу на ТВ.
Но идём дальше. Взять Дмитрия Фёдоровича, он же Митя, он же «страсть и хаос». Вот идеальный герой для пропаганды повышения рождаемости. Неуемная энергия, всепоглощающая любовь, желание «всех спасти и никого не забыть»… Вот где настоящий кладезь демографического потенциала! Представьте только: баннер с горячим взглядом Дмитрия и слоганом «Россия зовёт — рожай с огоньком!». И ведь подействует, зуб даю!
Конечно, Митя больше занят вопросами любви к Грушеньке, чем размышлениями о детских садах, поликлиниках и маткапитале. И всё же его жизнелюбие настолько зашкаливает, что даже если он сам никого не родит (ну, так природа решила), то уж точно вдохновит население на подвиги. В конце концов, герои типа Мити напоминают россиянам, что дети появляются вовсе не от хорошего здравоохранения и стабильности, а, простите, от страсти и безрассудства.
Далее на сцене демографического театра появляется Иван Фёдорович — тот самый Иван, который рассуждает о смысле жизни и несовершенстве мира, как типичный блогер-атеист в соцсетях. С одной стороны, Иван всем видом показывает, как не надо. Его рассуждения о жизни звучат так убедительно, что поневоле задумаешься: а стоит ли вообще приводить кого-то в этот абсурдный мир? С другой стороны, он — отличный образец типичного современного «чайлдфри». Идеальный герой для ток-шоу Соловьёва или Малахова. Представьте только эфир под названием «Иван Карамазов против детей!». Рейтинги будут заоблачными, уверяю вас.
Впрочем, любое ток-шоу закончится триумфом российского здравого смысла: «Молчи, Иван, рожать будем!». И государство поддержит: маткапитал, льготная ипотека, пособие и приветственный комплект пелёнок и подгузников с логотипом «Госуслуги». Иван, конечно, в ужасе сбежит обратно к Карамазовым, оставляя студию на милость экспертов в области акушерства и ЖКХ.
Но настоящий символ семейных ценностей, конечно же, — это Алёша. Милый Алёша Карамазов, духовный ориентир и нравственный маяк. Если уж кого-то и надо сделать лицом демографической программы России, то только его. Только представьте этот плакат: нежное лицо Алёши, устремлённое в небеса, и подпись: «Рожайте, Бог поможет». И тут же сбоку государственная приписка мелким шрифтом: «Гарантированное место в детском саду, ипотека под 2%, льготные обеды в школе и проездной в метро для многодетных».
Алёша — воплощение спокойствия и нравственности. Он, безусловно, больше любит размышлять о высоком, чем о пеленках, но именно такой герой и нужен. Признайтесь честно, кто из нас не захочет доверить детей такому доброму и ответственному человеку? Тем более, он умеет слушать и всегда готов утешить. «Дорогие россияне, не бойтесь рожать: Алёша всегда рядом!». Что может быть убедительнее?
Ну и наконец, Смердяков. Этот герой — идеальный антагонист демографической кампании. Его задача — показывать, как нельзя поступать ни при каких условиях. Циничный, расчетливый, хладнокровный. Он напоминает нам, что дети — это не просто способ решения жилищного вопроса и получения пособий, а люди с душой и сердцем. А то ведь забудут россияне, под влиянием очередной кампании, что они рожают не новых плательщиков налогов, а любимых, пусть и шумных существ, которым придётся объяснять, почему мир так несовершенен.
Карамазовы в России XXI века — это настоящее реалити-шоу федерального масштаба. Здесь есть всё: страсть, философия, интриги, духовные скрепы и даже лёгкий криминал, куда ж без него. Они идеальны для нашей действительности. Минздраву и Минкульту давно пора объединить усилия и выпустить спецтираж романа с аннотацией: «Читайте Достоевского и рожайте ответственно».
А если серьёзно, то герои Достоевского, при всём своём безумии и нелогичности, как никогда подходят для современной демографической кампании. Потому что они напоминают нам: сколько бы государство ни обещало льгот, рожать детей нужно, прежде всего, с любовью. Желательно не такой, как у Фёдора Павловича, и не с трагизмом Дмитрия, а скорее с мудростью Алёши и чуть-чуть — с азартом Ивана.
В общем, дорогие друзья, читайте классику, любите друг друга и — давайте без глупостей — плодитесь и размножайтесь разумно, но с огоньком. Россия ждёт новых Карамазовых. Хотя бы таких, которые не будут убивать друг друга из-за наследства.