Найти в Дзене

Эмоциональный интеллект ребёнка: как его развить и почему это важно?

Эмоциональный интеллект — это комплекс навыков, позволяющих человеку осознавать свои эмоции, управлять ими и правильно реагировать на эмоции окружающих. Вместе с ведущим психологом фонда «Виктория» Зоей Ординой мы постарались разобраться, как он может помочь ребёнку в жизни, а родителям — наладить с ним контакт. Понятие «эмоциональный интеллект» включает в себя несколько ключевых компонентов: Это основание контакта с собой и тогда с другими. Без понимания «что я сейчас чувствую?» невозможны ни регуляция, ни эмпатия. Поэтому так важно учить ребенка не только распознавать базовые эмоции (радость, грусть, злость, страх), но и их оттенки: раздражение, разочарование, волнение, гордость, скуку. Где они живут в моем теле, и как они проявляются в моих действиях. Помогают вопросы: «Где в теле ты чувствуешь злость? (кулачки сжались? живот закололо?)», «Эта эмоция большая или маленькая?» Ключевое слово здесь не «контролировать» в смысле подавлять, а «управлять» — находить социально приемлемые и б

Эмоциональный интеллект — это комплекс навыков, позволяющих человеку осознавать свои эмоции, управлять ими и правильно реагировать на эмоции окружающих. Вместе с ведущим психологом фонда «Виктория» Зоей Ординой мы постарались разобраться, как он может помочь ребёнку в жизни, а родителям — наладить с ним контакт.

Понятие «эмоциональный интеллект» включает в себя несколько ключевых компонентов:

  • Самоосознание — умение распознавать и понимать свои эмоции.

Это основание контакта с собой и тогда с другими. Без понимания «что я сейчас чувствую?» невозможны ни регуляция, ни эмпатия. Поэтому так важно учить ребенка не только распознавать базовые эмоции (радость, грусть, злость, страх), но и их оттенки: раздражение, разочарование, волнение, гордость, скуку. Где они живут в моем теле, и как они проявляются в моих действиях. Помогают вопросы: «Где в теле ты чувствуешь злость? (кулачки сжались? живот закололо?)», «Эта эмоция большая или маленькая?»

  • Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции и поведение в различных ситуациях.

Ключевое слово здесь не «контролировать» в смысле подавлять, а «управлять» — находить социально приемлемые и безопасные способы выражения. Например: ребенок имеет право на злость, но не имеет права бить других. Наша задача — показать альтернативы: «Я вижу, ты очень зол! Давай вместе потопаем/порвем старую газету/нарисуем эту злость/подышим как дракон». Регуляция — это навык, которому важно нужно учить, он не возникает сам по себе.

  • Мотивация — внутреннее стремление к достижению целей и позитивное отношение к себе.

Эмоциональный интеллект здесь проявляется в умении справляться с разочарованием от неудач, не теряя веры в себя. Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом понимает, что ошибка — это часть процесса, а не катастрофа. Важно акцентировать не только на результате («Молодец, получил 5!»), но и на усилиях, стратегии, эмоциях в процессе («Ты так сосредоточенно решал эту задачу, я видел!», «Ты расстроился, что не получилось с первого раза, но попробовал еще — это вызывает у меня уважение!»).

  • Эмпатия — умение распознавать и учитывать чувства других людей.

Это на самом деле очень не простой когнитивный процесс:

1) Увидеть/услышать сигналы (мимика, поза, тон голоса), 2) Распознать эмоцию другого («Мама хмурится и говорит тихо — она устала/огорчена»), 3) Понять ее причину в контексте ситуации («Она устала, потому что много работала»), 4) Отреагировать адекватно («Может, не шуметь сейчас/предложить помощь/просто обнять?»). Развивается через обсуждение чувств героев книг/фильмов и анализ реальных ситуаций: «Как думаешь, что почувствовал Петя, когда ты забрал его машинку?»

  • Социальные навыки — эффективное взаимодействие, коммуникация и управление межличностными отношениями.

Это вершина айсберга эмоционального интеллекта. Когда ребенок понимает свои эмоции и чувства других, он может договариваться, разрешать конфликты, работать в команде, просить о помощи и оказывать ее. Здесь ключевые навыки «Я-сообщений» («Мне обидно, когда ты...») и активного слушания («Правильно ли я понял, что ты хочешь...?»).

Эти навыки человек с высоким эмоциональным интеллектом применяет неосознанно, при этом, их можно освоить с помощью различных техник. О них мы тоже расскажем далее.

Развитие эмоционального интеллекта — процесс двусторонний. Эмоциональный интеллект ребенка расцветает в контакте с эмоционально здоровым и осознанным взрослым. Работа над собственным эмоциональным интеллектом родителя — лучший вклад в развитие его у ребенка. Если вы сами не умеете справляться со злостью, не признаете свою грусть или не замечаете чувств партнера, ребенку будет крайне сложно научиться этому самому.

Развивать эмоциональный интеллект ребёнка можно начинать уже с младенчества. Именно в первые годы жизни дети учатся распознавать и выражать свои эмоции, а также реагировать на эмоции окружающих.

-2

Развитие эмоционального интеллекта происходит в несколько этапов:

  • от 0 до 2 лет у ребёнка происходит формирование базовых навыков распознавания эмоций через взаимодействие, развитие доверия, умения выражать свои чувства;

Самое главное здесь — эмоциональная доступность и отзывчивость взрослого. Отвечая на плач, улыбаясь в ответ на улыбку, спокойно утешая, вы формируете у младенца базовое доверие к миру и понимание, что его чувства важны и будут замечены. Называйте его состояния простыми словами: «Ты плачешь, ты голодный/тебе мокро/ты испугался», «Ура! Ты так радуешься погремушке!»

  • с 3 до 5 лет ребёнок учится распознавать эмоций других людей, развивает эмпатию, осваивает простые способы регулировки своих чувств;

Это возраст «эмоциональных цунами», так как он связан с одном из возрастных кризисов (кризис 3-х лет – «Я-сам»). Чувства огромные, а навыков регуляции еще мало. Задача родителя — быть «контейнером»: принимать эти бури, не запрещая чувства («Не реви!», «Хватит злиться!«), а помогая их прожить и назвать. Вводите «аптечку первой эмоциональной помощи»: объятия, глубокое дыхание «как дракон/зайка», стакан воды, «уголок злости» с подушкой для битья/пластилином. Активно используйте ролевые игры и кукол для проигрывания конфликтных ситуаций.

  • дети от 6 лет и старше развивают более сложные навыки управления эмоциями, понимают социальные правила и развивают навыки коммуникации;

Теперь можно идти глубже: обсуждать смешанные чувства («Ты одновременно и рад, что поедешь в лагерь, и боишься?»), причинно-следственные связи эмоций («Что привело к тому, что ты так разозлился?»), долгосрочные последствия поступков («Как ты думаешь, что почувствовала Маша после твоих слов?»). Критически важно уважать растущую потребность в приватности — не давить с разговорами, если ребенок не готов. А еще можно меньше задавать вопросов к ребенку, а больше озвучивать происходящее ребенку: «Кажется ты устал и поэтому так сильно плачешь», «Тебе хотелось такую же игрушку и ты разозлился на Машу». Предлагаете альтернативу: дневник, рисунок, разговор «бок о бок» (в машине, на прогулке). Особое внимание уделяйте навыкам разрешения конфликтов: «Что случилось? Что каждый почувствовал? Как можно исправить? Что сделать, чтобы не повторилось?». Это может быть задано как в форме вопросов, если ребенок в силах на них ответить, так и в форме озвучивания фактов/валидации.

Помочь ребёнку пройти эти этапы можно с помощью несложных упражнений, а также используя сенсорные игрушки, музыкальные и дыхательные упражнения. Упражнения направлены на проговаривание и обсуждение эмоций ребёнка, важно дать ему безопасное пространство, в котором он может выражать их открыто.

Безопасное пространство создается не только разрешением на чувства, но и чёткими границами в поведении. «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя. Если чувствуешь, что хочешь ударить — иди в свою "зону спокойствия" или скажи мне». Границы дают ребенку ощущение предсказуемости и защищённости.

-3

Делимся несколькими упражнениями!

  • Игра «Магазин эмоций»

— Расположите карточки с изображениями различных эмоций (радость, грусть, злость, удивление и т.д.).

— Предлагайте ребенку выбрать карточку, которая соответствует его текущему настроению или ситуации.

— Обсуждайте, когда и почему он испытывает эти чувства, учите называть их.

  • «День чувств»

— В течение дня обращайте внимание на эмоции ребенка и помогайте ему их распознавать. Например: «Ты выглядишь радостным, потому что получил подарок» или «Ты злишься, потому что не получилось сделать задание».

В конце дня вместе обсуждайте, какие чувства были у него за день и как он с ними справлялся.

Еще можно добавить ретроспективу: «Какое чувство было самым сильным сегодня? А самым неожиданным? Что помогло тебе успокоиться, когда было трудно?». И обязательно делитесь своими чувствами за день («А я сегодня немного занервничала на работе, но потом выпила чаю и успокоилась»).

  • Упражнение «Цвета настроения»

— Используйте цветные карточки или краски: каждый цвет соответствует определенному настроению (например, желтый — радость, синий — грусть).

— Пусть ребенок выберет цвет в зависимости от своего состояния и расскажет почему.

  • «Истории о чувствах»

— Читайте вместе книги или рассказывайте истории с ярко выраженными эмоциональными ситуациями. После рассказа обсуждайте с ребенком героев: что они чувствовали, почему так поступили, что бы он сделал на их месте.

— Выбирайте книги, где герои переживают разные, в том числе сложные чувства (ревность к брату, страх новой школы, гнев на несправедливость). Обсуждайте не только «правильные», но и «плохие» поступки героев с точки зрения их эмоций: «Что его так разозлило? Как еще он мог поступить?». Можно сочинять свои истории про похожие ситуации, которые волнуют ребенка.

  • «Телесная карта эмоций»

— Попросите ребенка закрыть глаза и представить, где в его теле живет, например, злость (кулаки, живот, голова?). Как она ощущается? (горячо, колет, давит?).

— Предложите «подышать» в это место или представить, как неприятное ощущение уменьшается, вытекает, превращается во что-то другое.

Это упражнение развивает самоосознание и дает ребенку конкретный инструмент «сканирования» своего состояния и легкой регуляции через тело и воображение. Особенно полезно для тревожных или легко «заводящихся» детей.

Развитие эмоционального интеллекта — это не гонка за результатом и не еще одна повинность для родителей. Это путь к глубокой, доверительной связи с вашим ребенком. Это инвестиция в его будущее психологическое благополучие, умение строить здоровые отношения и преодолевать жизненные трудности. Начните с малого — с внимания к своим и его чувствам сегодня, с одного «называющего» вопроса, с одной игры. Будьте терпеливы к себе и ребенку. Эмоции — это язык души, и вы помогаете ему освоить этот язык свободно и уверенно.

Поделитесь этой статьей с теми, кому она может быть интересна!