Вдохновение с кистью
Летние вояжи художника Густава Климта на берега лазурного Аттерзее были своего рода паломничествами. Моментами духовной «перезагрузки». Никаких интриг и скандалов, самый минимум сусального золота в палитре и полное отсутствие анимичных красоток в пространстве композиций. Здесь, в его персональном Эдеме, вдохновение Климта принималось гулять по молчаливым берегам, тенистым садам и раскалённым крышам этакой лениво-грациозной кошкой, потакающей исключительно собственным капризам. У аттерзейских пейзажей мастера — мерное дыхание и медленный пульс. Сюжет отпущен на волю из клетки замысла, пространство расплавилось, время остановилось. Человеческое присутствие «округлилось» до целочисленных архитектурных элементов, а природа поленилась восходить на трон «королевы драмы», ограничившись ролью декорации. Как любят писать мои учёные коллеги: «Превратилась в самореференс»... Короче говоря: декоративность, метафизика, безотчётное ощущение летнего счастья, капелька фирменного декаданса fin de siècle и квадратный формат. Почему именно квадратный? Ну-у... Есть версия, что Климт стремился таким манером упорядочить расползающуюся перед глазами калейдоскопическую реальность. А почему нет? Хорошая версия, пусть будет.
На Аттерзее, 1900
В жидком металле Аттерзее отражается небо... Хотя нет, забудем металл, ибо концепции этого полотна претит всякая тяжесть. Скорее, вибрация быстрых мазков превратила воду в подобие мерцающей ткани. В этакий синий атлас с зелёными вышивками там и тут. Граница между водой и берегом неощутима, как в полусне, когда не понимаешь, где заканчиваются одни и начинаются другие предметы и явления...
Сегодня эта картина выглядит запоздалым упрёком. Ибо Аттерзее меняется. Выросшие среднегодовые температуры грозят его некогда синим водам нашествием орды зелёных водорослей. Климт успел запечатлеть озеро до того, как парниковый эффект хорошенько его «вскипятил». Печально, если хотите знать моё мнение...
- Подписка Премиум — это когда реклама молчит, а текст говорит
Для тех, кто читает не глазами, а вниманием. Кто любит не просто «узнать», а разгадывать, спорить, перечитывать. Там — редкие статьи, в которых можно остаться. Там нет баннеров, зато есть воздух.
Войти как знаток →
Черный бык, 1900
Пыльный полумрак скрывает ещё не Минотавра, но уже нечто мифическое!
Ладно-ладно, пожалуй, я немного нагнетаю, и всё здесь не так драматично. Но взгляните, дорогой читатель: разве громадный бык Мартин, которого Климт повстречал в главном городе Литцльберге, не выглядит средоточием силы, уверенной в себе на все сто? Минорный, холодный свет, что пробивается через окно на заднем плане, усиливает «фресочный» эффект. Понятно, что здесь никто не собирается похищать Европу и переплывать моря с нею на спине, но и без того теряющиеся в неверных светах очертания рогатой личности выглядят внушительно. Очень по-минойски, я бы сказала.
Большой тополь II (Перед бурей), 1902
Дрожь, вибрация, смещение, трепет. В воздухе пахнет грозой. Большой тополь у часовни Зеехоф — как Иггдрасиль. Этакий центр вселенной и небесная ось. Ну, или как минимум — ось живописного ландшафта. Листья переливаются, играя со светом, по выражению Людвига Хевеши: «напоминая чешую форели». Интересное сравнение, правда?
Цветочный луг с переднего плана стал ковром, сотканным из красных, коричневых и зелёных нитей. Медитативность во плоти. А над нею — буйство высокого ветра и хоровод лохматых облаков. Никакой гармонии, зато какая синергия! Сильный, полный мистики образ, выходящий за пределы реализма.
Пейзаж с видом на ресторан Litzlberger Keller, 1902
Ресторан будто бы гулял на природе и заблудился. И теперь он растерянно выглядывает из зелёной гущи, крыша его теряется в листве, и только самый настойчивый взгляд остановится на характерных прямых линиях среди буйства природосообразных мазков.
Кто-нибудь, напойте бедному ресторанчику мотив старинного венского вальса, чтобы он перестал выглядеть таким забавно-потерянным. И таким трогательно-ностальгическим.
Крестьянский сад с подсолнухами, 1906
Климт — во всей красе. Подсолнухи, георгины, бархатцы и астры — всё смешалось, как в первой главе романа Льва Николаевича Толстого. И каждый лепесток светится изнутри. Только не дайте себя обмануть названию этой картины. Это, собственно говоря, не сад, а сама его идея, выраженная в цвете и свете. Вне контекстов и самого времени. Эти цветы никогда не завянут, этот портал в лето никогда не закроется.
Подсолнух, 1907-1908
Одинокий подсолнух? Исхоженная тема, не так ли? Но и здесь Климту было что сказать. Его цветок возвышается над миром как символ упрямой, всепобеждающей и безоглядной любви к жизни и её красоте. Как гордый солнцепоклонник, купающийся в лучах славы своего кумира. Собственно говоря, этот самый подсолнух донельзя напоминает мне самого Густава Климта. Такой же одинокий и полностью погружённый в собственный мир. Если воспринимать эту картину как невольный самоанализ мастера, её мажорное настроение мешается с нотками печали.
Крестьянский дом в Бухберге, 1911
И снова архитектура исчезает в зелёных объятиях листвы. И вновь рукотворные детали едва различимы за ритмичной мелодией фактурных красочных пятен. Это живопись, не требующая никаких дополнительных пояснений, объяснений со стороны экспертов. Визуал исчерпывающе самодостаточен и предназначен исключительно для неторопливого созерцания. Наслаждайтесь, дорогой читатель!
Дом лесника в Вайсенбахе I, 1914
А вот здесь уже природа и архитектура сплетаются в единый орнамент. Растительность переднего плана — строй тёмных паладинов, удерживающих плацдарм геометрической логики и стартовую точку путешествия взгляда по просторам композиции. Всё прочее — хоровод цвета и света, говорящий сам за себя. Пейзажная нирвана. Колористическое сатори.
Постскриптум: художник и квадрат его тишины
Пейзажи Густава Климта — его тихая, интеллигентная революция. Без драматичных поз и громких деклараций. Зачем? Ведь есть природа, которая вечно цветёт, но и вечно молчит. Художник просто следовал её примеру. По крайней мере, до тех пор, пока не приходила пора покидать берега волшебного озера Аттерзее. Он был самим собой, пока вокруг безмолвствовал его буйноцветный Эдем.
Автор: Лёля Городная
Ваша подписка на канал «Живопись», «палец вверх», репосты на свои социальные странички очень важны для автора. Поддержите канал своим участием. Большое спасибо!