Мы не часто здесь обсуждали игру гитариста Стива Морса. Его имя всплывало в основном в привязке с популярной группой Deep Purple.
Стив Морс много раз объездил весь мир с группами Dixie Dregs, Kansas и Deep Purple. Он один из самых уважаемых гитаристов своего времени, на его счету бесчисленное количество соло в десятках культовых альбомов.
Поклонники Морса знают его соло и, конечно же, слушали его записи — и, вероятно, не раз видели его вживую. Но жизнь гастролирующего музыканта в разъездах не так проста, как кажется. То, что мы видим на сцене в концерте — это лишь верхушка айсберга.
Во время перерыва в своей концертной деятельности Стив Морс пообщался с журналистом и рассказал несколько забавных случаев в его гастрольных поездках и поделился своими самыми любимыми альбомами других музыкантов.
Стив Морс рассказывает о своей жизни в Deep Purple на основе некоторых смешных и совсем не очень, случаев которые он пережил вместе с группой:
"Насколько я помню, нам предложили выступить на вершине горы в Швейцарии. Чтобы добраться до места ожидания за кулисы, нужно было подняться на гору по наклонной железной дороге, а затем сесть на гигантский гусеничный снегоуплотнительный комбайн, который доставил бы нас к техническому зданию курорта.
На дворе стояло лето и Стив был одет по-летнему. Однако на высоте все еще лежал снег. Когда он вышел из подъемника, то провалился в снег по колено. Поэтому, когда пришло время играть, сцена оказалась открытой со всех сторон, натянутый брезент не защищал от ветра.
"Несмотря на газовые обогреватели, которые были в ресторанах, я играл, ничего не чувствуя ни пальцев, ни рук, и после пары песен меня начало трясти. Я не могу играть в верхней одежде, но, возможно, это был бы лучший вариант, чем лёгкая хлопковая футболка с короткими рукавами? На протяжении всего выступления шёл снег, и я видел, как снежинки падали на гриф моей гитары и не таяли.
Смешной случай произошел с ним в Индии во время гастролей.
В Индии мы с Роджером собирались на церемонию, на которую его пригласили вместе с его тогдашней женой. Когда мы вышли из такси, передо мной стояла девочка с таким печальным лицом, что у меня защемило сердце. Она протягивала руки и просила денег. Судя по её виду, калорий в её рационе было мало.
Мне никто не сказал, что в Индии нельзя подавать милостыню, и я достал несколько рупий и дал ей. На её лице тут же появилась широкая улыбка, и она убежала. Но откуда ни возьмись, вокруг меня уже стояли десятки детей в точно такой же позе и с таким же выражением лица. У меня быстро закончились деньги, но толпа только росла, зная, что в центре их круга находится настоящий турист.
Одна пожилая женщина подошла ко мне и сказала что-то на пенджаби, чего я, конечно же, не понял. Она достала плетёную корзину, которая была чем-то накрыта, и поднесла её к моему лицу. Как и у большинства людей, у меня есть дистанция, которую я автоматически соблюдаю между собой и другим человеком, — примерно 60 сантиметров.
В тот момент я был уже полностью окружён малышней, и эта корзина оказалась прямо перед моим лицом. Она сказала ещё что-то, и крышка корзины откинулась, и внутри оказалась живая белая кобра. Я помню, как читал, что у владельцев змей обычно нет денег на удаление ядовитых зубов, поэтому они просто учатся справляться с ними, не боясь укуса.
Всё закончилось хорошо в тот момент, Стив улыбнулся, увидев совершенно сюрреалистическую сцену, частью которой он сам и был. Женщина надела чехол на голову змеи, когда Стив вывернул карманы, чтобы все могли видеть, что денег у него больше нет. Оказалось, что это не было угрозой, змея была чем-то вроде благословения. И женщина просто хотела сказать ему таким образом спасибо. Люди в Индии везде были очень дружелюбными, и было легко найти англоговорящих.
В настоящее время Морс больше не выступает с Deep Purple, так как семейные обстоятельства стали для него приоритетом. Тем не менее Морс вернулся на сцену со своей одноимённой группой Steve Morse Band и большая часть его концертов проходит в небольших клубах или уютных заведениях. И Морса это вполне устраивает, так как это позволяет ему установить более глубокую музыкальную связь с фанатами и своей гитарой, которую иногда заглушают большие пространства.
Несмотря на то, что Морс больше не выступает с группой, он по-прежнему активно слушает музыку. И вот ниже его любимые альбомы, которые он когда-то слушал, он говорит, что они изменили его жизнь.
Читайте дальше, и отправляйтесь в путь со Стивом Морсом в его музыку...
# 10 – Meet The Beatles – The Beatles (1964)
"Впервые я услышал The Beatles на шоу Эда Салливана, которое было тогда семейной программой. Я достал маленький магнитофон и записал его прямо из динамика нашего телевизора. Мне просто понравились энергия, безупречный вокал, взаимодействие гитар и, конечно же, мелодии их песен! Некоторое время спустя, после школы, мой друг пригласил нас зайти послушать альбом The Beatles. Мы просто сидели и слушали, вплоть до любовной баллады, которую мы все согласились пропустить, а затем каждую последующую песню. Я впервые слушал этот альбом, который мне сразу же понравился!"
# 9 – Are You Experienced? – Jimi Hendrix (1967)
"Конечно, у Джими Хендрикса был огромный музыкальный талант. Но из-за его смелых экспериментов со звучанием и аппликатурой, в результате которых появлялись разные типы фразировки (нестандартная настройка для левши), он звучал не так, как все, кого я когда-либо слышал. Его глубокие корни в американском R&B в сочетании с английским составом группы дали ему новое, взрывное и заразительное звучание".
# 8 — Live at Fillmore East - The Allman Brothers Band (1971)
В то время, когда я жил в Джорджии, группа The Allman Brothers уже была легендарной благодаря своим бесплатным выступлениям в Piedmont Park для простых людей. Этот альбом отражает то, в чём группа была так хороша: брать блюзовые мелодии, добавлять в них что-то своё и очень музыкально импровизировать... с множеством отличных гитарных соло. Двойные гитарные партии Дуэйна Оллмана и Дики Беттса, иногда в октавах, гармониях или унисоне, звучали очень мощно и привлекали меня в их аранжировках. Когда я узнал о них больше от наших друзей, связанных с ними, я понял, что они стали популярной группой благодаря любви к их музыке.
# 7 – Wheels of Fire – Cream (1968)
"Отличный двойной альбом, записанный наполовину вживую. Я побывал на концерте Cream в Атланте и был очень впечатлён. Эрик Клэптон был одним из самых техничных гитаристов, которых я слышал. Он не был каким-то молодым, ярким музыкантом, который только научился быстро играть. Он был очень опытным и, естественно, отлично справлялся в каждом соло. Я ни разу не слышал, чтобы он сыграл плохое соло!"
# 6 – Led Zeppelin – Led Zeppelin (1969)
"На самом деле меня привлекала не только великолепная игра на гитаре, но и то, как он подчёркивал риффы в аранжировке песни. Это сделало меня большим поклонником Джимми Пейджа. Выбор звучания, решения, когда играть мелодично в соло, баланс между ритмическими партиями и риффами, а также очевидный продюсерский талант сделали его работу выдающейся в моих глазах.
Я видел их выступление вживую, когда вышел этот альбом, и был под впечатлением. Джимми сыграл «Black Mountainside» на полуакустической гитаре (я стоял слишком далеко, чтобы быть уверенным) и исполнил ещё одно соло со скрипичным смычком, всегда стараясь разнообразить звучание, что действительно произвело впечатление. Я даже копировал многое из того, что он делал на местных концертах, и даже купил скрипичный смычок, чтобы сыграть «Dazed and Confused».
# 5 — Truth - Jeff Beck (1968)
Игра Джеффа Бека уже тогда, в The Yardbirds, казалась мне легендарной. Но этот альбом с Родом Стюартом дал ему идеальную площадку для демонстрации его мощной игры, музыкальной фразировки и просто природного таланта. Жаль, что они не проработали вместе дольше! Возможно, были люди, которым не нравилась игра Бека, но я таких не встречал.
# 4 – Тarkus - Emerson, Lake & Palmer (1971)
Мне всегда было комфортно пробовать что-то новое на клавишных, но я никогда не был клавишником. У ELP были отличные аранжировки, их звучание и агрессивная рок-игра меня по-настоящему зацепили. Раньше я считал, что самым звучащим органом всех времён был главный мотив Стива Уинвуда в песне «Gimme Some Lovin’». Но Кит Эмерсон познакомил меня с хардкором: тяжёлым клавишным шредом в сочетании с отличными аранжировками.
# 3 — Fragile - Yes (1971)
«Roundabout» была одной из величайших мелодий, которые я когда-либо слышал. В ней сочетались необычная манера исполнения и стиль Стива Хоу, а также фантастическая игра группы. Когда я услышал, как Стив играет на акустической испанской гитаре, я в очередной раз убедился, что разнообразие звучания — это то, что нужно гитаристу.
# 2 — The Inner Mounting Flame - Mahavishnu Orchestra (1971)
Во время учёбы в музыкальной школе при Университете Майами я познакомился с традиционным бибоп-джазом, который не всегда был мне по душе. Я узнал об игре Джона Маклафлина из некоторых джазовых альбомов, которые мне попадались. Однако, когда я услышал его в составе Mahavishnu, это действительно изменило меня, потому что дало мне надежду на то, что я смогу продолжать смешивать музыкальные стили и у меня будет шанс достучаться до аудитории.
Группа, записавшая этот альбом, должна была выступать в моей школе, но из-за дождя им пришлось перенести концерт в нашу школьную столовую. Так получилось, что я оказался в нужном месте в нужное время и смог сидеть прямо перед Джоном Маклафлином на протяжении всего концерта. Они были великолепны, аранжировки и тексты Джона были потрясающими, гитара и скрипка звучали идеально, а клавишные Иэна Хаммера были настолько хороши, что я едва мог их понять. Очевидно, что они оказали на меня большое влияние!
# 1 – The Well-Tempered Synthesizer - Венди Карлос (он же - Уолтер Карлос) (1969)
Я могу бесконечно рассказывать о том, как Венди Карлос [ранее известный как Уолтер Карлос] повлиял на моё восприятие классической музыки. По какой-то причине в молодости я не понимал оркестровых аранжировок. Однако всё изменилось, когда я услышал произведение Бетховена, Баха, Мантовани или Генделя в исполнении гения аранжировки.
Они [Рэйчел Элкинд и Венди Карлос] кропотливо записывали каждую партию на отдельные монофонические треки. Они использовали аналоговые модули Moog для создания звуков, которые так хорошо вписываются в музыку и дополняют её. Таким образом, благодаря мощному звучанию и подаче я смог увидеть невероятную детализацию и талант в этих композициях, что помогло мне в написании собственных произведений.