Найти в Дзене
Константин Образцов

Профессиональные метаморфозы Венедикта Ерофеева

Автор постмодернисткой поэмы в прозе "Москва — Петушки" Венедикт Ерофеев, обладавший выдающимися интеллектуальными способностями и демонстрировавший высокую успеваемость как в школе (окончил её с золотой медалью), так и в университете, тем не менее, сознательно отверг путь академической карьеры. С 1955 по 1963 год он обучался в различных вузах на филологическом факультете — МГУ, Орехово-Зуевском, Владимирском и Коломенском педагогических институтах. Однако все попытки завершить высшее образование оказались безрезультатными: Ерофеев был отчислен из каждого учебного заведения! Причины кроются не столько в академической неуспешности, сколько в его внутреннем неприятии учебного процесса. По воспоминаниям современников, он отдавал предпочтение самостоятельному чтению в кровати и злоупотреблял алкоголем, начав выпивать уже в первый год обучения в МГУ. В качестве средства для временного освобождения от занятий он, как утверждали друзья, прибегал к эксцентричному методу: съедал три коробки сы

Автор постмодернисткой поэмы в прозе "Москва — Петушки" Венедикт Ерофеев, обладавший выдающимися интеллектуальными способностями и демонстрировавший высокую успеваемость как в школе (окончил её с золотой медалью), так и в университете, тем не менее, сознательно отверг путь академической карьеры. С 1955 по 1963 год он обучался в различных вузах на филологическом факультете — МГУ, Орехово-Зуевском, Владимирском и Коломенском педагогических институтах. Однако все попытки завершить высшее образование оказались безрезультатными: Ерофеев был отчислен из каждого учебного заведения! Причины кроются не столько в академической неуспешности, сколько в его внутреннем неприятии учебного процесса. По воспоминаниям современников, он отдавал предпочтение самостоятельному чтению в кровати и злоупотреблял алкоголем, начав выпивать уже в первый год обучения в МГУ. В качестве средства для временного освобождения от занятий он, как утверждали друзья, прибегал к эксцентричному методу: съедал три коробки сырых сибирских пельменей, что вызывало расстройство желудка, позволяющее получить соответствующую медицинскую справку.

После окончательного разрыва с университетской средой Ерофеев вёл кочевой образ жизни и перепробовал множество профессий. География его деятельности была столь же разнообразна, как и сами занятия. Так, он успел поработать: грузчиком в продуктовом магазине (Коломна), помощником каменщика на строительстве (Москва), истопником-кочегаром (Владимир), дежурным отделения милиции (Орехово-Зуево), приёмщиком винной тары (Москва), бурильщиком в геологоразведочной партии (Украина), стрелком военизированной охраны (Москва), библиотекарем (Брянск), сторожем в вытрезвителе (Орехово-Зуево), коллектором в геофизической экспедиции (Заполярье), заведующим цементным складом на строительстве шоссе Москва—Пекин (Дзержинск, Горьковская область), монтажником кабельных линий связи (в различных регионах СССР). Но своим самым значимым занятием Ерофеев считал участие в паразитологической экспедиции, направленной на борьбу с крылатыми кровососущими насекомыми в Средней Азии, где он занимал должность лаборанта.