Найти в Дзене
Фаворит

«Твое лоно разбухнет, как мех с водой»: чем в Средневековье пугали девушек, чтобы отбить у них желание выходить замуж

Оглавление

В конце XII века появился очень странный текст. Автор знал женскую психологию лучше, чем создатели современной антивозрастной косметики, только цель у него была прямо противоположная — не продать мечту о красоте, а напугать до смерти самой возможностью ее потерять.

Трактат назывался "Святое девичество" и распространялся по английским монастырям. Формально это было благочестивое сочинение о преимуществах целомудрия. На деле это был психологический террор в чистом виде, где каждая строчка била по самым болезненным женским страхам.

— Послушай, сестра, — мог сказать духовник молодой аристократке, протягивая ей манускрипт. — Вот мудрое слово о том, что ждет тебя в замужестве.

А дальше девушка читала то, от чего современные женщины содрогнулись бы и сегодня. Впрочем, чтобы понять истинные мотивы создателей этого "шедевра", стоит разобраться, кому и зачем понадобилось превращать материнство в синоним ада на земле.

Книга страхов под благочестивой обложкой

"Святое девичество" выглядело как обычное религиозное сочинение — перепись на пергаменте, латинские цитаты, ссылки на святых отцов. Но стоило открыть первые страницы, как читательницу накрывало цунами отвратительных подробностей о беременности и родах.

Текст был написан около 1200 года в западных графствах Англии и адресован анахореткам — женщинам, которые добровольно заточали себя в кельи при монастырях. Формально автор пытался убедить их, что они сделали правильный выбор, отказавшись от мирской жизни. На практике он создал первое в истории пособие по информационной войне против женской природы.

Методы воздействия были отработаны с ювелирной точностью. Вместо абстрактных рассуждений о духовности приводились конкретные, натуралистичные ужасы. Вместо призывов к смирению шла игра на тщеславии и страхах. Автор понимал: чтобы заставить женщину отказаться от материнства, нужно не просто напугать ее, а внушить отвращение к собственному телу.

Тем не менее, самое поразительное в этой истории не сам факт существования подобной пропаганды. Удивительно другое: текст появился в эпоху, когда европейская медицина достигла невиданных высот, а женщины-врачи преподавали в лучших университетах континента. Получается, кто-то сознательно игнорировал научные достижения ради идеологических целей.

-2

Анатомия страха

Автор "Святого девичества" работал как современный специалист по информационным войнам, он знал, какие кнопки нажимать, чтобы получить нужный эффект. И начинал он с самого болезненного для любой женщины — с разрушения красоты.

"Твое румяное лицо похудеет и позеленеет, как трава, — писал неизвестный мастер психологического террора. — Глаза станут тусклыми и запавшими, от дурноты голова будет жестоко болеть. Внутри тебя лоно разбухнет, как мех с водой, живот раздуется, принося боли и колотье в боку. Красота твоя будет погублена бледностью, во рту появится горький вкус, и от всего, что съешь, станет тошно".

Каждое слово било в цель. Тошнота, головная боль, изменение фигуры — автор выбирал именно те симптомы беременности, которые действительно пугают женщин. Но дальше — больше. Он переходил к родам, и здесь его фантазия разыгрывалась по полной программе.

"Когда начнется это жестокое страдание, эта пронзающая боль, ты будешь кричать и рыдать, бояться всего. И ко всему этому добавится стыд — стыд перед акушерками с их инструментами, помощь которых тебе понадобится".

Гениальный ход!

Автор понимал, что средневековые женщины боятся не только боли, но и унижения. Роды в те времена происходили в присутствии множества свидетелей, и перспектива оказаться беспомощной перед чужими людьми пугала аристократок не меньше физических страданий.

— Неужели ради этого кошмара стоит отказываться от ангельской жизни? — как бы спрашивал автор свою читательницу.

И многие отвечали: нет, не стоит. Впрочем, у этой истории была и обратная сторона.

-3

Парадокс эпохи

Пока анахоретки в английских кельях содрогались от описаний беременности, в южноитальянском Салерно женщины преподавали акушерство в лучшей медицинской школе Европы. Парадокс? Безусловно. Но объяснимый.

В том же XII веке, когда создавалось "Святое девичество", знаменитая Трота Салернская писала разумные советы беременным женщинам. Она рекомендовала легкую пищу, частые купания, массаж с фиалковым маслом и мятный чай при токсикозе. Никаких ужасов про "лоно, разбухшее как мех с водой" — только практичные советы, основанные на реальном опыте.

Салернская школа была настоящим центром передовой медицины. Здесь знали о кесаревом сечении, изучали анатомию на свиньях (человеческие тела вскрывать пока не разрешали), обучали акушерок правильной гигиене. В медицинских трактатах подробно описывались шестнадцать неправильных положений плода и способы их исправления.

— Акушерка должна иметь чистые руки, смазанные маслом лилии, — наставляла Трота своих учениц. — И уметь окрестить ребенка в случае опасности.

Получается, в Европе одновременно существовали два параллельных мира. В одном женщины изучали медицину и помогали роженицам. В другом — пугали будущих матерей страшилками про неминуемое уродство. Причем второй мир явно имел лучшее финансирование и распространение.

Как если бы сегодня кто-то распространял страхи про авиаперелеты, ссылаясь на братьев Райт, в то время как "Боинги" спокойно летают по всему миру. Нелогично? Да. Но очень выгодно определенным кругам.

-4

Кому была выгодна война против материнства

За благочестивой риторикой "Святого девичества" скрывались вполне земные интересы. Каждая богатая наследница, ушедшая в монастырь, означала для церкви солидное пополнение казны. А в те времена речь шла о серьезных деньгах.

К началу XIII века английская аристократия переживала настоящий демографический кризис. Из 136 баронских родов, существовавших в конце XII века, к 1500 году осталось всего шестнадцать. Войны, болезни, бездетные браки — знатные семьи вымирали с пугающей скоростью.

Для церкви это была золотая жила. Когда род угасал, его земли часто переходили к монастырям — либо по завещанию, либо как плата за поминовение души. А если удавалось уговорить наследницу принять постриг, то приданое доставалось обители еще при жизни дарительницы.

— Дочь моя решила посвятить себя Господу, — с гордостью сообщал отец, передавая аббатисе солидную сумму золотом.
— Господь вознаградит ваше благочестие, — отвечала настоятельница, мысленно подсчитывая прибыль.

К XVI веку монастыри контролировали четверть всех земельных богатств Англии. Неплохой результат! И значительная часть этого богатства пришла именно от "добровольных" пожертвований знатных девиц, которых удалось убедить отказаться от мирской жизни.

Тем не менее, демографический кризис аристократии решался за счет простых людей — дворянские сыновья женились на купеческих дочках с приданым. А вот дочери знати все чаще выбирали келью вместо детской. И "Святое девичество" сыграло в этом процессе далеко не последнюю роль.

-5

От пергамента до интернета

Читая "Святое девичество" сегодня, поражаешься, насколько современными кажутся методы его автора. Подмена фактов эмоциональным воздействием, создание ложных дилемм, игра на страхах — весь арсенал современной пропаганды был известен уже восемьсот лет назад.

Возьмем хотя бы технику "ложного выбора". Автор представляет читательнице всего два варианта: либо мучительное замужество, либо блаженная монашеская жизнь. Третий вариант (счастливое материнство) просто исключается из рассмотрения. Современные манипуляторы используют тот же прием.

Или метод "селективной подачи фактов". Из богатейшего опыта средневековой медицины автор выбирает только самые пугающие моменты, игнорируя все позитивное. Как современные СМИ, которые бесконечно муссируют авиапроисшествия, но молчат о миллионах благополучных рейсов.

— Видишь, сестра, какие страхи ждут женщину в браке? — говорил средневековый пропагандист.

Именно так средневековые монахи превратили материнство в источник страха, используя для этого весь арсенал доступных им средств воздействия. И добились своего, ведь многие богатые наследницы предпочли келью семейному очагу.

Впрочем, справедливости ради надо сказать: далеко не все поддались на эту пропаганду. Человеческая природа оказалась сильнее религиозной демагогии. Женщины продолжали рожать детей, несмотря на все запугивания. А в итоге именно эти "неразумные" матери обеспечили продолжение рода, в то время как "мудрые" монахини канули в небытие вместе со своими монастырями.