Найти в Дзене

"Христос и грешница": история главной картины Василия Поленова

Оглавление

Василий Поленов родился в Петербурге в многодетной дворянской семье. Его отец, Дмитрий Поленов, был секретарём Русского археологического общества, изучал летописи, историю и увлекался искусством. Мать художника, Мария Поленова (в девичестве Воейкова), также интересовалась искусством и брала уроки у Карла Брюллова.

Родители поддерживали стремление детей к искусству и нанимали им педагогов из Академии художеств. Первым учителем Василия Поленова стал ещё юный студент Павел Чистяков, который впоследствии воспитал многих выдающихся художников, таких как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Илья Репин, Василий Суриков и другие.

Илья Репин. Портрет Василия Поленова, 1877. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20822
Илья Репин. Портрет Василия Поленова, 1877. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20822

Несмотря на то что родители поощряли увлечение искусством, они считали необходимым, чтобы Василий получил классическое образование.В 1863 году, после окончания гимназии, он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Однако вскоре оставил его, полностью посвятив себя живописи. Он посещал вечерние занятия при Академии художеств, а в 1867 году получил серебряные медали за рисунки и этюды.

Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира, 1871.
Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира, 1871.

Позже Василий Поленов всё же решил завершить своё классическое образование и поступил на юридический факультет. В 1871 году он успешно защитил диссертацию на тему "О значении искусства в его применении к ремеслам". В том же году он был удостоен большой золотой медали Академии художеств за картину "Воскрешение дочери Иаира", что дало ему право на заграничную пенсионерскую поездку сроком на шесть лет.

История создания картины "Христос и грешница (Кто без греха?)"

Замысел картины возник у Поленова ещё в годы учёбы в Академии художеств, около 1868 года, под влиянием полотна Александра Иванова "Явление Христа народу".

Александр Иванов. Явление Христа народу, 1837-1857. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8710
Александр Иванов. Явление Христа народу, 1837-1857. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8710

В 1872 году в Риме, во время своей пенсионерской поездки, Поленов встретился с художником Генрихом Семирадским, который также находился в Италии в качестве пенсионера от Академии художеств. Семирадский, как и Поленов, ещё в конце 1860-х годов задумывался над созданием картины на тему "Христос и грешница". Обсуждение этой идеи с коллегой подтолкнуло Поленова приступить к работе.

Василий Поленов. Христос и грешница (кто без греха?), 1887. Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/polenov_vd__hristos_i_greshnica_kto_bez_greha_1888/index.php
Василий Поленов. Христос и грешница (кто без греха?), 1887. Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/polenov_vd__hristos_i_greshnica_kto_bez_greha_1888/index.php

Путь к созданию картины оказался долгим. Поленов впервые задумался о ней в 1868 году, а завершил только в 1887 году. В 1873 году в Риме он выполнил первый графический эскиз. В 1876 году, уже в Париже, написал живописный этюд, в котором чувствуется влияние испанского художника Мариано Фортуни, посмертную выставку которого он посетил в 1875 году.

Затем работа над картиной была прервана. Но в 1881 году, когда его сестра Вера тяжело заболела, она взяла с брата обещание, что он вернётся к замыслу и создаст полотно большого формата. Несмотря на то, что к тому времени Поленов уже успешно работал в жанре пейзажа, он сдержал обещание и начал работу над исторической композицией.

В 1881–1882 годах он совершил своё первое путешествие в Палестину, Египет и Грецию, собирая материал для картины. Из поездки он привёз более ста этюдов с изображением природы, местных жителей и архитектуры Востока. Эта серия работ была представлена на 13-й Передвижной выставке в 1885 году.

Однако, когда в 1883 году художник приступил к созданию большого полотна, он понял, что эскизов людей, сделанных в путешествии, недостаточно. В конце того же года он отправился в Рим, где часто посещал еврейское гетто в поисках характерных лиц.

В 1885 году в усадьбе Меньшово под Подольском Поленов создал крупноформатный графический эскиз в угольной технике. Окончательный вариант картины он завершил в 1887 году в доме мецената Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской улице в Москве.

О чём картина

Василий Поленов. Христос и грешница (кто без греха?), 1887. Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/polenov_vd__hristos_i_greshnica_kto_bez_greha_1888/index.php
Василий Поленов. Христос и грешница (кто без греха?), 1887. Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/polenov_vd__hristos_i_greshnica_kto_bez_greha_1888/index.php

Сюжет картины основан на евангельской истории о Христе и женщине, обвинённой в прелюбодеянии. Он описан в восьмой главе Евангелия от Иоанна:

1 Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Фрагмент картины «Христос и грешница»
Фрагмент картины «Христос и грешница»

Фарисеи и саддукеи привели к Христу женщину, уличённую в прелюбодеянии. Согласно закону Моисея, её следовало побить камнями, однако это противоречило проповедуемым Христом идеалам милосердия и прощения.

Однако Василий Поленов опирался не только на евангельский рассказ, но и на труд французского философа и историка Эрнеста Ренана "Жизнь Иисуса", с которым художник познакомился в салоне Полины Виардо в Париже в 1876 году.

Описание картины

Действие происходит у Иродова портика Второго Иерусалимского храма. Поленов изобразил сцену в наружном дворике, поскольку язычников и иностранцев не допускали внутрь храма, а также для того, чтобы включить в композицию пейзаж. Однако в изображении, как отмечал и сам художник, есть неточность: в правом верхнем углу виден склон Елеонской горы, который невозможно было бы увидеть с этого места.

Фрагмент картины «Христос и грешница».
Фрагмент картины «Христос и грешница».

В левой части картины, где изображён сидящий Христос, царит спокойствие. Он ведёт беседу со своими учениками, когда появляется шумная группа людей, приведших грешницу. Их Поленов изобразил в напряжённом и хаотичном движении.

Фрагмент картины «Христос и грешница».
Фрагмент картины «Христос и грешница».

На полотне запечатлён кульминационный момент: толпа замерла в ожидании ответа Иисуса на провокационный вопрос. Его ученики также напряжённо всматриваются в происходящее.

После создания картины

В 1887 году картина была представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. В 1888 году её приобрёл император Александр III за 30 тысяч рублей, на 10 тысяч больше, чем предлагал коллекционер Павел Третьяков. В 1889 году картина была передана в Зимний дворец и размещена сначала в одной из фрейлинских комнат, а затем в Золотой гостиной рядом с произведениями Репина, Айвазовского, Савицкого и Сурикова.

В 1897 году "Христос и грешница" была передана в Русский музей, где и экспонируется по сей день.

Приглашаю вас прочесть статью, посвящённую картине Генриха Семирадского «Грешница», которая упоминалась выше:

Интересуетесь искусством и культурой?

На моем канале вы найдете истории о великих художниках, эпохах и скрытых смыслах шедевров.

Подписывайтесь, ставьте лайк и делитесь своим мнением в комментариях - ваше участие вдохновляет меня на новые материалы!