Найти в Дзене
Knomary

Разделяй на порции и властвуй

В этой заметке продолжаем говорить о том, как наш мозг воспринимает и запоминает информацию. Актуальны ли исследования этой темы, проведенные в девяностых? Как люди учатся в эпоху коротких видео и бесконечного контента? Попробуем разобраться, опираясь на научный подход, который сформулировали профессора Барбара Оакли и Терри Сейновски. Вся информация, которую вы воспринимаете (даже этот текст), первым делом попадает в кратковременную память. Она работает как оперативная память компьютера: перерабатывает информацию о том, что происходит в текущий момент. Пока вы читаете этот текст, ваша кратковременная память хранит его содержимое, яркость освещения в комнате, удобство расположения в пространстве и даже уровень зарядки устройства. При этом через два часа бóльшую часть этой информации вы не вспомните. Чтобы информация задержалась в голове дольше, она должна перейти из кратковременной памяти в долговременную. Для этого студенту недостаточно «зубрить» новое – он должен понять смыслы и связ
Оглавление

В этой заметке продолжаем говорить о том, как наш мозг воспринимает и запоминает информацию. Актуальны ли исследования этой темы, проведенные в девяностых? Как люди учатся в эпоху коротких видео и бесконечного контента? Попробуем разобраться, опираясь на научный подход, который сформулировали профессора Барбара Оакли и Терри Сейновски.

-2

Как работает память

Вся информация, которую вы воспринимаете (даже этот текст), первым делом попадает в кратковременную память. Она работает как оперативная память компьютера: перерабатывает информацию о том, что происходит в текущий момент.

-3

Пока вы читаете этот текст, ваша кратковременная память хранит его содержимое, яркость освещения в комнате, удобство расположения в пространстве и даже уровень зарядки устройства. При этом через два часа бóльшую часть этой информации вы не вспомните.

-4

Чтобы информация задержалась в голове дольше, она должна перейти из кратковременной памяти в долговременную. Для этого студенту недостаточно «зубрить» новое – он должен понять смыслы и связать их с уже имеющимися знаниями.

-5

Какой объем информации проще запомнить

Порция – это цельный кусочек «сырой» информации. Например, мысль о том, что кусочек информации называется порцией – это порция.

-6

Исследователи конца ХХ века утверждали, что одновременно человек может воспринимать 5 ± 2 порций информации. Но в последние годы мир сильно ускорился и количество информации, с которой мы взаимодействуем каждый день, возросло в разы по сравнению даже с десятилетней давностью. Если бы мозг воспринимал все, что происходит вокруг, у нас бы моментально наступила перегрузка, поэтому окно внимания сократилось до 4 порций.

-7

Но когда мы связываем эти порции информации между собой или с другими данными из долговременной памяти, они становятся одной порцией, которая попадает в долговременную память. Вместе с тем слоты кратковременной памяти, которые занимали эти порции, освобождаются, и человек может запоминать новое.

Представим это визуально. На картинке изображены четыре слота кратковременной памяти. Все они заняты порциями информации.

-8

Но когда студент понял связь между ними или объединил с тем, что уже знает, все порции объединились в одну, а остальные слоты освободились для новой информации.

-9

Как сформировать порции информации

-10

Так, перед созданием сценария мы разрабатываем структуру, где разбиваем контент до самых маленьких смысловых единиц: разделы – подразделы – конкретные слайды или блоки информации. Структура – это «скелет» системы знаний, где каждая косточка – это порция информации на определенном месте.

Выстроив структуру, наполняем ее контентом. При этом каждый смысловой блок прорабатываем по тому же принципу: разделяем на абзацы и предложения исходя из правила «1 абзац/предложение = 1 мысль».

Можно подключить самого студента, чтобы он способствовал переходу информации в долговременную память: например, посоветовать ему брать перерывы в обучении и проходить курс за несколько подходов или даже дней.

  1. Во-первых, если студент обратится к курсу несколько раз, начнут работать алгоритмы интервального повторения. О них мы подробно рассказывали здесь.
  2. Во-вторых, перерывы на другие занятия дадут время объединить несколько порций в одну и поместить их в долговременную память. Эти процессы проходят бессознательно, но на них нужно время, поэтому перерывы – отличное решение.

Подача информации порциями – это лишь составной кирпичик обучения.

-11

Но об этом поговорим в другой раз.