Найти в Дзене
Душа Авто

Москвич-410 Как колхозники почти получили свой внедорожник

1950-е. по бескрайним просторам СССР в основном, не асфальт, а грязь, ухабы и снежная каша. А ездить по этому бездорожью ответственным работникам села особо не на чем. Армейский козлик ГАЗ-69 штука надежная, но в свободную продажу не попадал, да и комфортом не блистал. И тут звучит исторический призыв Никиты Хрущева «Сделайте автомобиль для колхозника!» Откликнулись два гиганта: ГАЗ с моделью М-72 на базе "Победы" и МЗМА Московский завод малолитражных автомобилей. Именно МЗМА и создал настоящую легенду Москвич-410. Задача стояла амбициозная, взять относительно комфортный легковой Москвич 402 и научить его штурмовать проселки. И не просто научить, а сделать это доступным для села.
Вот тут началось самое интересное. Чтобы получить полноценный полный привод, инженерам пришлось изрядно поколдовать:
Так для чего нужен был 410? Официально для ответственных работников села. Неофициально создатели, конечно, мечтали, что такой полезный автомобиль попадет в свободную продажу. Ведь нужда в нем
Москвич-410
Москвич-410

1950-е. по бескрайним просторам СССР в основном, не асфальт, а грязь, ухабы и снежная каша. А ездить по этому бездорожью ответственным работникам села особо не на чем. Армейский козлик ГАЗ-69 штука надежная, но в свободную продажу не попадал, да и комфортом не блистал. И тут звучит исторический призыв Никиты Хрущева «Сделайте автомобиль для колхозника!»

Москвич-410
Москвич-410

Откликнулись два гиганта: ГАЗ с моделью М-72 на базе "Победы" и МЗМА Московский завод малолитражных автомобилей. Именно МЗМА и создал настоящую легенду Москвич-410. Задача стояла амбициозная, взять относительно комфортный легковой Москвич 402 и научить его штурмовать проселки. И не просто научить, а сделать это доступным для села.

Вот тут началось самое интересное. Чтобы получить полноценный полный привод, инженерам пришлось изрядно поколдовать:

Москвич-410
Москвич-410

  1. Поднять сердце: Двигатель тот же 35-сильный моторчик от 402-го пришлось поднимать вверх. Зачем? Чтобы над ним поместился... ведущий передний мост! В обычных Москвичах его просто не было. Получился такой мотор на пьедестале.
  2. Задний мост другой. Не отстал и задний мост его тоже переделали под новые нагрузки. Вместо гражданского варианта поставили усиленный.
  3. Усиленный скелет. Легкий кузов серийного Москвича для бездорожья не годился. Его основательно усилили добавили металла в ключевых местах, чтобы он не скручивался на ухабах.
  4. Жертва прогрессу. Странно, но на внедорожник поставили устаревшие рычажные амортизаторы! Почему? А потому что более совершенные и комфортные телескопические которыми как раз гордился новый Москвич-402, будучи первым советским авто с ними просто не вписывались в конструкцию с поднятым мотором и передним приводом. Компромисс ради проходимости.
  5. Борьба с перегревом. Слабенький 35-сильный мотор на бездорожье работал на пределе. Чтобы он не закипел, пришлось разработать усиленную систему охлаждения с особым радиатором и добавить масляный радиатор редкая по тем временам штука для такой малолитражки!
  6. Серьезная раздатка. Ключевой элемент раздаточная коробка. Она была механической ручное подключение переднего моста и имела понижающую передачу с внушительным коэффициентом 2.68. Это как "волшебная кнопка" для самых тяжелых условий крутящий момент увеличивался, а скорость падала, зато машина буквально "вгрызалась" в грязь или лезла на крутой подъем. Жесткие неразрезные мосты довершали картину настоящего, хоть и компактного, внедорожника.
Москвич-410
Москвич-410
Москвич-411
Москвич-411


Так для чего нужен был 410? Официально для ответственных работников села. Неофициально создатели, конечно, мечтали, что такой полезный автомобиль попадет в свободную продажу. Ведь нужда в нем у простых колхозников была огромной! Представьте колхозник мог приехать на 410-м прямо в поле, к комбайну, не боясь застрять. В заводской инструкции 1958 года прямо так и писали "При любых полевых работах осенью, весной, летом автомобиль будет обслуживать". Это была рабочая лошадка, а не игрушка.

Скорость? Не главное! Максималка в 85 км/ч сейчас вызывает улыбку. Но по меркам середины 50-х для полноприводного автомобиля это был вполне нормальный показатель. Главное было не гонять по шоссе, а уверенно ехать туда, где дорог нет. И с этой задачей Москвич-410 справлялся на "отлично", выгодно отличаясь от спартанского ГАЗ-69 комфортом легкового кузова как и его "конкурент" ГАЗ-М72.

Горьковский след и печальный финал

Кстати, про ГАЗ. Их модель М-73 (более компактный вариант на базе "Волги", но не пошедший в серию) использовала двигатель и 3-ступенчатую КПП как раз от Москвича-402! Почему? Да потому что горьковские инженеры сами участвовали в проектировании кузова "четыреста второго". А вот раздатку и мосты для М-73, как и для М-72, делали на основе узлов проверенного ГАЗ-69.

Увы, мечтам о массовом "колхозном" внедорожнике не суждено было сбыться. Производство Москвича-410 (и его преемника 411) свернули относительно быстро. Почему? Официальная версия нужно было освободить мощности на заводе для наращивания выпуска обычных, пользующихся бешеным спросом Москвичей (402, 407). Полноприводные версии были сложнее и дороже в производстве. Возможно, сыграла роль и негласная "разнарядка" – приоритет был отдан более доступным моделям для города.

Так Москвич-410 стал первым советским массовым относительно, легковым полноприводником с комфортным кузовом. И на целых полтора десятилетия последним. Лишь в 1977 году появилась легендарная ВАЗ-2121 "Нива", которая подхватила и развила эту идею, став уже по-настоящему всемирно известной.

Москвич-410 рожденный под прямым указанием "сверху". Машина, которая доказала, что советский автопром может создавать нечто уникальное, пусть и недолговечное на конвейере. И пусть большинство колхозников так и не сели за его руль, сам факт его существования уже интереснейшая страница нашей автомобильной истории. Прямо как задумывали его создатели: "очень интересная и нужная машина" своего времени.