Найти в Дзене
Строки фронтовые

🔥 Танки против сотни орудий: Как Яковлев разгромил самураев у Баин-Цагана БЕЗ пехоты!

Ⅰ. В ночь на 3 июля на левый берег реки в районе горы Баин-Цаган перешло два полка японской пехоты, семнадцать батарей противотанковых орудий, десять батарей 75 м/м и батарея 122 м/м гаубиц. Гора Баин-Цаган – обширное плато, господствующее над левобережной равниной. Генерал Камацубара рассчитывал здесь обойти монголо-советские войска и нанести им удар с левого фланга. Больше месяца после майского поражения готовился к новым наскокам незадачливый и наглый «стратег». Камацубара был настолько уверен в победе, что в огромном, с целую простыню, приказе о наступлении написал о своем местонахождении… на горе Баин-Цаган! Генерал рассчитывал и просчитался, как и все враги могучего советского народа. Ⅱ. Танкисты еще подходили к району расположения японцев, а их командир Михаил Яковлев, проскочив вперед, ознакомился с обстановкой = такой сложной и скоротечной. Полк нашей пехоты задерживался в пути. Японцы все продвигались. Из вражеского тыла, с той стороны реки, двигались еще пехота, артиллерия,
Строки фронтовые. Халхин-Гол 1939 г. "РУДН ПОИСК"
Строки фронтовые. Халхин-Гол 1939 г. "РУДН ПОИСК"

Ⅰ.

В ночь на 3 июля на левый берег реки в районе горы Баин-Цаган перешло два полка японской пехоты, семнадцать батарей противотанковых орудий, десять батарей 75 м/м и батарея 122 м/м гаубиц.

Гора Баин-Цаган – обширное плато, господствующее над левобережной равниной. Генерал Камацубара рассчитывал здесь обойти монголо-советские войска и нанести им удар с левого фланга. Больше месяца после майского поражения готовился к новым наскокам незадачливый и наглый «стратег». Камацубара был настолько уверен в победе, что в огромном, с целую простыню, приказе о наступлении написал о своем местонахождении… на горе Баин-Цаган! Генерал рассчитывал и просчитался, как и все враги могучего советского народа.

Ⅱ.

Танкисты еще подходили к району расположения японцев, а их командир Михаил Яковлев, проскочив вперед, ознакомился с обстановкой = такой сложной и скоротечной.

Полк нашей пехоты задерживался в пути. Японцы все продвигались. Из вражеского тыла, с той стороны реки, двигались еще пехота, артиллерия, конница.

Яковлев, отойдя в сторону от товарищей, продумывал положение. Коренастый и ловкий, всегда подтянутый и аккуратный, он и сейчас упруго и невозмутимо шагал по траве.

Какое принять решение? Во всей военной истории, которую Яковлев основательно изучил, не было подобной обстановки. Но опыт военных действий Сталина, Фрунзе, Ворошилова, беззаветно и пламенно любимых Яковлевым, опыт победных революционных войн советского народа вдохновлял командира танкистов. Он вернулся к товарищам, спокойный, со своей обычной легкой и приветливой улыбкой. Только блеск глубоких черных глаз его говорил о напряжении, о подъеме всех душевных сил командира.

- Сейчас будем атаковать японцев! – сказал Яковлев и стал отдавать приказания командирам подразделений. Командиры промчались к своим танкистам. Быстро поставлена боевая задача.

Заревели моторы. Могучие танки рванулись вперед на врага тремя стремительными колоннами, с трех сторон.

Навстречу танкам, в упор неслись тучи японских снарядов. Вот резко накренился, осел наш танк, и сразу пламя охватило его. Но уже наскочила на японскую пушку другая боевая машина, гусеницы раздавили, вмяли в землю и пушку и японских артиллеристов.

В высокой, еще влажной от росы, траве метались самураи. Огневые струи танковых пулеметов косили их. Неотвратимые гусеницы стирали с лица земли обезумевших врагов.

В отчаянной злобе самураи-смертники бросались на танки, кидали в них мины, бутылки с горящим бензином. Горело уже несколько наших танков. На помощь экипажам неизменно приходили товарищи.

Несколько экипажей танков, подбитых и застрявших в глубоком тылу врага, героически отбивались и потом возвратились в свои места, разя самураев по пути.

Ⅲ.

Неотвратимой грозной атакой танков наголову были разбиты махинации японцев, генерала Камацубара. Не помогли ему ни огромное численное превосходство в живой силе, ни сотни его орудий, ни выгодная позиция на горе. Его полчище не устояло перед мужеством танкистов и их боевых товарищей, действовавших на бронемашинах. В панике бежали самураи, а гора Баин-Цаган, на которой обещал быть генерал Камацубара, была устлана трупами его солдат. Это было подлинное Баин-Цаганское побоище.

После первой атаки командир Яковлев в этот же день, во главе пяти танков, обеспечил продвижение вперед подошедшей пехоте, которая завершила в эти дни разгром врага.

Огромная заслуга тов. Яковлева в том, что он глубоко и верно оценил обстановку, понял, что малейшее промедление могло быть использовано врагом и стоило бы впоследствии много лишней крови. Его блестяще осуществленное решение атаковать врага, не дожидаясь пехоты, одними танками, войдет в историю военного искусства, как вдохновляющий пример.

В последующие дни танки части Яковлева громили врага за Халкин-голом, в песчаных манханах.

12 июля была уничтожена диверсионная японская банда, просочившаяся в наше расположение. В этот день героически погиб М. П. Яковлев. Он шел в атаку, за танками, ведя пехоту.

Верный сын партии Ленина – Сталина, крупный талантливый командир, Михаил Павлович Яковлев всю свою жизнь отдал делу коммунизма.

Победы, одержанные над японцами героями-танкистами – есть результат огромной работы в части, проделанной в мирных условиях. И во всем этом – очень много ума, большевистской воли и страстного сердца Михаила Павловича Яковлева.

Активный член партии, он повседневно вел огромную политическую работу, любил эту работу всей душой.

Политическая работа в части Яковлева была и есть на очень высоком уровне. Дружная семья комиссаров и политработников – Зацаринский, Бабийчук, Астапенко, Михайлов, Козлов. Павлов и многие другие, самоотверженно работавшие в мирных условиях – в бою были вместе с героями-танкистами, в составе экипажей. Они водили танки в атаки, метко и беспощадно разили японцев огнем пулеметов и пушек. Они воодушевляли и поднимали героев-танкистов на новые подвиги.

Ⅳ.

В степи, у боевых машин прошли митинги танкистов. Оглашен Указ Президиума Верховного Совета.

Могучее восторженное «ура» шквалом мчится в просторы. И кажется – от этого шквала ярче пламенеет закат. Суровы танкисты в своей боевой форме. Пылают глаза. Каждый в эти мгновенья переживает всю свою жизнь, жизнь родимой страны. Перед каждым образ командира-героя. Сжимаются крепкие руки. Он бессмертен, командир, товарищ и друг.

Бессмертен, но его имя в памяти, в новых подвигах и героических делах. Бессмертно и непобедимо наше общее дело, дело коммунизма. С нами родные, великие Ленин и Сталин.

Из самой глубины сердец вырывается, звучит победное «ура».

- Да здравствует Родина! Да здравствует советский народ!

- Да здравствует Сталин!

Владимир Ставский

Газета «Героическая Красноармейская» №52, 4 августа 1939 год.

Дальше двигать невозможно: Дневник самурая, который видел крах Японии у Халхин-Гола
Строки фронтовые15 августа 2025

Строки фронтовые. Халхин-Гол 1939 год. | Строки фронтовые | Дзен

Нажмите "ПОДПИСАТЬСЯ" 👍 — это вдохновит нас на новые исследования в архивах и поможет выпускать для вас еще больше интересных материалов.

© РУДН ПОИСК

При копировании статьи, ставить ссылку на канал "Строки фронтовые"