Найти в Дзене
Свет внутри

Когда ребёнок становится родителем для своих родителей

Есть дети, которые не могут быть просто детьми. Они не капризничают, не требуют внимания, не шалят по-настоящему - и с самого раннего возраста будто понимают, что нужно быть «хорошим», тихим, удобным, не мешать, не плакать, вовремя накрывать на стол, убаюкивать младших братьев и…успокаивать маму.
Их не просили об этом. Им никто не говорил: «Ты теперь взрослый, ты за всё в ответе». Но они почувствовали это кожей. Такие дети рано взрослеют. Это не про силу, это про необходимость.
Когда у взрослого нет внутреннего ресурса, когда он не справляется со своей жизнью, своими чувствами, своим стрессом - рядом с ним ребёнок начинает подстраиваться, затихать, считывать настроение, угадывать, предвосхищать и выполнять ту функцию, которую взрослый выполнять не может: быть опорой, быть источником стабильности, быть тем, кто «не причинит боли». Очень рано в этих детях просыпается гиперответственность. И одновременно - чувство вины, если они не справились. Потому что мама снова плачет, снова кричит,

Есть дети, которые не могут быть просто детьми. Они не капризничают, не требуют внимания, не шалят по-настоящему - и с самого раннего возраста будто понимают, что нужно быть «хорошим», тихим, удобным, не мешать, не плакать, вовремя накрывать на стол, убаюкивать младших братьев и…успокаивать маму.
Их не просили об этом. Им никто не говорил: «Ты теперь взрослый, ты за всё в ответе». Но они почувствовали это кожей.

Такие дети рано взрослеют. Это не про силу, это про необходимость.
Когда у взрослого нет внутреннего ресурса, когда он не справляется со своей жизнью, своими чувствами, своим стрессом - рядом с ним ребёнок начинает подстраиваться, затихать, считывать настроение, угадывать, предвосхищать и выполнять ту функцию, которую взрослый выполнять не может: быть опорой, быть источником стабильности, быть тем, кто «не причинит боли».

Очень рано в этих детях просыпается гиперответственность. И одновременно - чувство вины, если они не справились. Потому что мама снова плачет, снова кричит, снова уходит в себя. Папа снова не пришёл, снова молчит, снова исчезает в алкоголе или в своих делах.
И этот ребёнок, который должен был быть просто ребёнком, становится тем, кто держит семью изнутри, кто подменяет собой взрослых.

Как это происходит?
Порой это незаметно. Молчит о своих слезах, потому что знает: дома и так слишком много боли. Берёт на себя заботу о младших, помогает по дому, угадывает потребности, потому что иначе всё развалится.

И в этой роли есть что-то очень тяжёлое: ты вроде бы любим, но не как ребёнок, а как «маленький взрослый», на которого можно положиться.
Тебя хвалят, что ты «умница», «помощник», «не как другие», но внутри растёт усталость, которую не замечают.

А что с чувствами?
Их приходится убирать подальше. Ведь злиться на маму нельзя - она и так страдает. Плакать нельзя - это только усугубит. Хотеть нельзя, просить тоже.

Такой ребёнок быстро учится: «Если я буду просто хорошим и незаметным, всё будет нормально». Или наоборот: «если я всё возьму на себя, всё получится».
И он берёт слишком много. Не по возрасту, не по силам.


На языке психологии это явление называется инверсия ролей или парентификация - когда ребёнок выполняет родительские функции: эмоциональные, бытовые, организационные или даже терапевтические.

Она может быть:

  1. инструментальной: когда ребёнок выполняет взрослые задачи: готовит, укачивает младших, заботится о быте;
  2. эмоциональной: когда ребёнок становится утешителем для родителей, их «жилеткой», их психологом.

Иногда парентификация — временное явление в сложной ситуации. Но когда это становится нормой, личность ребёнка формируется с искажённым пониманием себя, своих границ.


Когда такие дети вырастают, они становятся:

  • гиперответственными — берут на себя слишком много везде: в семье, на работе, в отношениях;
  • эмоционально сдержанными — им трудно быть уязвимыми, проявлять слабость, просить о помощи;
  • тревожными — потому что внутри сидит убеждение: «если я не справлюсь - всё рухнет»;
  • эмоционально обесцененными — потому что никто не спрашивал, как им на самом деле;
  • сверхзаботливыми в отношениях, но часто не умеющими строить их на равных.

Им кажется, что любовь - это когда ты нужен. Что быть важным - значит быть полезным, что быть собой опасно, потому что «я тогда могу причинить боль».

Почему это важно заметить?
Если ты - родитель, и у тебя «очень удобный» ребёнок, который «сам всё делает», который «никогда не жалуется», который «знает, когда мне плохо» - остановись. Посмотри внимательнее. Не переложили ли вы на его плечи то, что не по возрасту?

Как помочь?
Если ты родитель:

Не делай из ребёнка «маленького взрослого».
Разрешай чувства. Даже «неудобные».
Заботься о себе - это не эгоизм, а способ не опираться на ребёнка.
Говори: «Это не твоя забота. Я взрослый, и я справлюсь».

Если ты - тот самый ребёнок, выросший слишком рано:

Замедлись. Прислушайся: чего ты хочешь?
Признай: ты устал. Ты имеешь право быть неидеальным.
Разреши себе просить. Разреши себе не знать.
Научись быть в отношениях не только дающим, но и принимающим. Это не слабость.

Быть родителем своим родителям - это не путь к счастью, это похоже на путь к выживанию. Но, вырастая, мы можем выбрать другой путь. Путь, где есть опора, забота, тепло. Где нас любят не за то, что мы «всё тащим», а просто за то, что мы есть. Где мы, наконец, возвращаем себе своё детство: шаг за шагом, нежно, с любовью.

Это возможно, даже если прошло много лет, даже если боль сидит глубоко.

Твой "Свет внутри"