Событий, которые пришлось пережить в своей военной судьбе Герою России полковнику армейского спецназа Владимиру Владимировичу Недобежкину, хватило бы на несколько жизней. Это и участие в миротворческой операции в Нагорном Карабахе, и другие миротворческие операции в бесконечных межнациональных конфликтах на Северном Кавказе в самом начале девяностых годов после развала Советского Союза.
В декабре 1994 года Владимир Недобежкин командовал одной из первых разведгрупп, которые вошли в Грозный в конце декабря 1994 года ещё до начала штурма города. Затем – страшная мясорубка боёв на улицах Грозного в январе-феврале 1995 года. А потом были бесчисленные разведвыходы, штурмы населённых пунктов… Но первая боевая операция врезалась в его память навсегда.
Полковник Недобежкин называет свой отряд "самым воюющим отрядом вообще в наших Вооружённых силах". Речь о 173-м отряде 22-й бригады армейского спецназа, которым ему довелось командовать. Отряд прошел огонь всего Афганистана и Чечни.
В 1989 году, вместе со всей 22-й бригадой, он был выведен из Афганистана под Баку. А спустя несколько лет, уже под командованием Владимира Недобежкина, бригада была выведена из Баку в Ростовскую область.
Сам командир, выпускник Бакинского училища, в Афганистане не был. После училища он три года командовал учебным взводом. Когда 22-я бригада вернулась из Афганистана, он перешел служить в её ряды.
Бригада в Афганистане воевала по-настоящему. Этот богатый боевой опыт означал, что к активным действиям личный состав был психологически готов полностью. Солдаты сменились – многие уволились после срочной службы. Но офицерский состав практически весь прошел Афганистан. И здесь полковник Недобежкин убежден: "Солдат таков, какой у него командир!" – истина, проверенная не раз на практике.
В 1990 году, во время армяно-азербайджанского конфликта, бригаду привлекли к действиям в бакинских событиях. Изначально задачи были полицейские: блокпосты, проверка транспорта. Но на границе между Арменией и Азербайджаном пришлось работать уже по спецназовской тактике. Для командира это стало первым настоящим спецназовским опытом и принесло первый боевой результат.
Парадокс того времени проявился в полной мере: 173-й отряд (где служил тогда ещё капитан Недобежкин) действовал на армянской стороне, а другой отряд той же 22-й бригады спецназа – на азербайджанской. Планируя операции, старались избежать встречи со своими. Но один раз столкновение все же произошло. К счастью, без стрельбы – успели распознать друг друга.
Операция с "Алазанью"
Поступила информация: на территории Армении выкрали систему реактивного залпового огня "Алазань". Эта установка, переделанная из боевой (обычно в мирное время используемая для стрельбы по облакам против града), применялась противоборствующими силами для поражения целей. Одна такая машина подходила к границе, обстреливала азербайджанские села и быстро уходила.
Группа под командованием Владимира Недобежкина ушла вглубь армянской территории на 15 километров. Точное местонахождение установки было неизвестно. Командир с сержантом залегли в засаду у дороги возле села. Одно здание на окраине показалось обоим подозрительным. "Товарищ капитан, не даёт покоя мне вон то здание!" – сказал сержант. "Надо же, и мне тоже!" – "Может, проверим?" – "Давайте проверим". Здание было полностью освещено, что и привлекло внимание.
Взяв шесть человек, командир с группой ползком приблизилась к зданию. Оказалось, это заброшенная ферма. Все двери были закрыты. Сделав проход, спецназовцы проникли внутрь. Около установки залпового огня "Алазань находились двое спящих охранников. Командир принял решение: не трогать, пока не проявят себя. Но если проснутся – уничтожить бесшумно, ножами. Задача для солдат была крайне сложной.
Двое остались снаружи, двое наблюдали за селом, а командир с сержантом работали внутри. Убедившись, что аккумулятор на месте и бак полон бензина, было решено: "Берём!". По рации вызвали остальную группу к дороге. Вшестером бесшумно открыли ворота, выкатили установку и так же осторожно закрыли их. "Помню: машину по ферме катим, а в голове мысль бьётся: только бы эти двое не проснулись, чтобы не пришлось их убивать...".
Им повезло: после небольшого подъема начался спуск длиной около полутора километров. Солдата посадили за руль, забрали группу прикрытия и "с ветерком" проехали через три армянских села! Неопрятный вид (грязные и небритые), несмотря на сибирская внешность бойцов (русые, не похожие на армян), помог не привлечь внимания. Жители сел так и не поняли, кто проехал.
К утру группа добралась к своим. Однако пришлось ждать рассвета, чтобы свои же не открыли огонь по неопознанной машине. Ведь на задачу уходили пешком. "Вот такой был мой первый боевой результат", – завершает свой рассказ командир легендарного 173-го отряда 22-й бригады армейского спецназа Владимир Недобежкин.
Фрагмент рассказа «Герой России Недобежкин» из моей книги «Из смерти в жизнь… От Кабула до Цхинвала». Сам рассказ «Герой России Недобежкин» здесь.
Книга «Из смерти в жизнь… От Кабула до Цхинвала» здесь.
Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Буду вам особенно благодарен, если вы поделитесь ссылкой на мой канал со своими знакомыми, которым может быть интересна эта тема.
#173отряд #22бригадаспецназа #армейскийспецназ #Афганистан #Чечня #Баку #армяноазербайджанскийконфликт #1990год #Алазань #спецоперация #военнаяистория #боевойопыт #воспоминания #спецназГРУ #историяРоссии #герои #забытыестраницы #Галицкий