Найти в Дзене

Елена Плешкова единственный машинист крана в электросталеплавильном цехе ОЭМК

Под крышей электросталеплавильного цеха медленно перемещается мощный мостовой сталеразливочный кран. Виртуозно лавируя в распредпролёте между металлоконструкциями и оборудованием, агрегат перевозит огромный ковш с жидким металлом… Впервые в истории ЭСПЦ управляет этим гигантом женщина.

Впервые в истории ЭСПЦ женщина управляет перемещением огромного ковша с жидким металлом. Фото Валерия Воронова / «Медиацентр»
Впервые в истории ЭСПЦ женщина управляет перемещением огромного ковша с жидким металлом. Фото Валерия Воронова / «Медиацентр»

— Елена Плешкова уже третью смену работает самостоятельно, — с гордостью говорит начальник участка грузоподъёмных механизмов цеха Алексей Елфимов.

Это он предложил ей пройти стажировку и попробовать себя на новом месте. Почему? По словам Алексея Елфимова, она человек стрессоустойчивый, серьёзный и опытный, за время работы в электросталеплавильном цехе освоила все типы кранов. Теперь ей подвластен и самый серьёзный агрегат, вес которого вместе с ковшом металла приближается к 660 тоннам.

— В этом пролёте очень высокая интенсивность труда и загруженность. Поэтому машинист крана должен быть предельно внимательным и уметь выполнять десятки сложных операций, — продолжает начальник участка. — До этого времени на разливочных кранах — а их у нас четыре — работали только мужчины. При этом мы давно подумывали обучить и допустить к управлению таким краном женщин.

Елена Плешкова в кабине крана. Фото Валерия Воронова / «Медиацентр»
Елена Плешкова в кабине крана. Фото Валерия Воронова / «Медиацентр»

Елена Плешкова давно хотела работать на данных типах мостовых кранов. Поэтому на предложение согласилась сразу. И, не откладывая в долгий ящик, прошла 20-дневную стажировку под присмотром опытных наставников.

— Когда впервые поднялась в кабину разливочного крана, ощутила его мощь и силу, — говорит она. — Помню, села за контроллеры и начала управлять этой тяжёлой техникой. Была в полном восторге от того, что у меня всё получается. Поняла — это моё! Когда рассказала мужу и сыну про свою новую работу на разливочном кране, они сначала были в шоке. Но потом поддержали. Знают, что я отчаянная, люблю экспериментировать и не остановлюсь ни перед чем, если что-то решила.

Управлять механизмами Елена Плешкова мечтала с детства. Будучи девчонкой, она оказалась в автоколонне, где работал водителем папа. И увидела, что за рулём одного из автобусов сидит женщина, тётя Дина. «Да, и женщины тоже рулят», — улыбнулся отец. Для девочки это стало неожиданным откровением. С того времени она решила научиться «рулить». И в итоге «рулит» —  контроллерами крана.

Чтобы стать крановщиком, нужны усидчивость, выдержка, быстрая реакция… А этого у Елены Плешковой в достатке. Её стаж в профессии — 18 лет, одиннадцать из них трудится в электросталеплавильном цехе. С первого дня, как только устроилась после училища в цех подготовки производства, она легко освоилась в кабине мостового крана. Интерес к технике, смелость и в какой-то степени авантюризм — всё это помогло молодой крановщице быстро постичь азы профессии. А спустя немного времени и понять, что выбрала правильный путь, нашла дело своей жизни.

— Высоты я не боюсь, в кабине крана чувствую себя уверенно, потому что уже давно в этой профессии. Да, она сложная, ответственная, но — интересная. К тому же востребованная и неплохо оплачиваемая, — рассказывает Плешкова. — Всю смену приходится сидеть в кабине, спускаюсь вниз только на обеденный перерыв и в конце рабочего дня. Напряжение большое, нужно быть собранным и сосредоточенным, ведь я перевожу расплавленный металл.

Елена Плешкова «звездой» в мужском коллективе себя не ощущает. Рассказывает, что поначалу были разговоры: мол, как это так, женщина будет управлять разливочным краном…

Так что работа в мужском коллективе Елену Плешкову нисколько не смущала. К тому же, многие её коллеги поддерживали, что-то подсказывали, помогали вникнуть в нюансы.

— Постоянно нужно смотреть, что происходит вокруг, быть внимательным и аккуратным, — поясняет бригадир на участках основного производства машинистов кранов ЭСПЦ
Сергей Чайка. — Не каждому из мужчин даётся эта работа, тяжёлая и морально, и физически. А вот Елена справляется. С точностью до сантиметра она опускает крюки, чтобы захватить сталеразливочный ковш, осторожно поднимает и перевозит многотонный груз и точно ставит его на место.

Начальник участка грузоподъёмных механизмов ЭСПЦ Алексей Елфимов рассказал, что выбор пал на Елену, потому что она трудится в цехе уже одиннадцать лет. К тому же для работы в распределительном пролёте нужно обладать серьёзным уровнем стрессоустойчивости, что она и смогла доказать.

Скидок на то, что она женщина, никто не делает, и Плешкова уверена: женщина может всё. Кстати, она никогда не отказывается от предложений выйти и отработать в другой бригаде.

— А что же делать, когда людей не хватает? — рассуждает она. — Если бы у меня спросили, стоит ли женщине работать на производстве, выбрать профессию машиниста крана, однозначно ответила бы: стоит! Это довольно высокая заработная плата, удобный график, стабильность, отличный коллектив. И ещё посоветовала бы просто любить профессию. Тогда, где бы ты ни работал, всё получится.

Ирина Милохина