Найти в Дзене

Cat Stevens: легенда фолк-рока, пионер синти-попа, которому запретили въезд в США из-за связи с ХАМАС

21 июля 1948 года родился Стивен Деметриу Георгиу, известный сейчас как Юсуф Ислам, а в 1970-е знаменитый под псевдонимом Кэт Стивенс. В его музыкальной карьере было разное, но собственный стиль выдавал в музыке и Кэта Стивенса, и певца Юсуфа нечто личное, нечто оригинальное, подвластное только ему. Являются ли Cat Stevens и Yusuf Islam разными певцами, или это одна общая линия творческой жизни знаменитого артиста? В ранней жизни певца не было и намека на будущий выбор конфессии. Отец Стивена был православным греком, мать - баптисткой из Швеции. Сам ребенок ходил в римско-католическую начальную школу. И уж тем более о набожности дома речи не шло. Стивен развивался в русле многих тогдашних подростков, взявших гитары под влиянием The Beatles. Разучив аккорды и начав сочинять музыку, он быстро пришел в профессию. Создать группу не удалось: ему лучше удавались сольные выступления. Формат певца-исполнителя, то есть "барда", тогда ему подходил. Вот только нужно было выбрать новое имя, вед

21 июля 1948 года родился Стивен Деметриу Георгиу, известный сейчас как Юсуф Ислам, а в 1970-е знаменитый под псевдонимом Кэт Стивенс. В его музыкальной карьере было разное, но собственный стиль выдавал в музыке и Кэта Стивенса, и певца Юсуфа нечто личное, нечто оригинальное, подвластное только ему.

Являются ли Cat Stevens и Yusuf Islam разными певцами, или это одна общая линия творческой жизни знаменитого артиста?

-2

В ранней жизни певца не было и намека на будущий выбор конфессии. Отец Стивена был православным греком, мать - баптисткой из Швеции. Сам ребенок ходил в римско-католическую начальную школу. И уж тем более о набожности дома речи не шло. Стивен развивался в русле многих тогдашних подростков, взявших гитары под влиянием The Beatles. Разучив аккорды и начав сочинять музыку, он быстро пришел в профессию.

Создать группу не удалось: ему лучше удавались сольные выступления. Формат певца-исполнителя, то есть "барда", тогда ему подходил. Вот только нужно было выбрать новое имя, ведь покупать очередной альбом Стивена Деметриу Георгиу никто бы не захотел. Его пассия предложила новое имя- Кэт Стивенс, так как глаза музыканта напоминали ей кошачьи.

-3

Так и появился "Кот Стивенс". С таким именем он заключил контракт с фирмой Decca, выпустив на ней два альбома. Музыка того периода - это милые поп-песни, в которых много оркестровых аранжировок. Наверное, наиболее запоминающейся была песня I Love My Dog: ведь кому, как не "Коту" петь про любовь к собаке?

Тем не менее, результат продаж певца не порадовал. Если дебютник Matthew and Son в начале 1967-го занял 7-е место в чартах, то New Masters, вышедший в конце года, и вовсе в чарты не попал. Всю аудиторию Стивенс получал благодаря пиратским радиостанциям, решившим крутить его песни в последние часы работы. И даже постоянные гастроли с разными знаменитостями от Хампердинка до Хендрикса не помогли заиметь устойчивый успех.

Заболев туберкулезом в 1969-м году, Стивенс чуть было не отправился в лучший мир. Его еле-еле откачали, проведя год под присмотром врачей на реабилитации. Тут-то и случился его поворот в сознании: видя рядом людей, которые умирали, страдали от боли и болезней, он стал иначе относиться и к себе, и к миру. Выйдя из больницы, Кэт стал заниматься йогой, увлекся медитациями, отказался от мяса и вообще стал проповедовать здоровый образ жизни.

-4

Музыкальный ландшафт Британии в то время менялся на глазах, и вот уже психоделический поп сменился в творчестве Стивенса на легкий и меланхоличный фолк-рок. Отказавшись от услуг Decca, певец перешел на Island, а его продюсером стал Пол Самвелл-Смит, недавно участник The Yardbirds. Начался новый этап в карьере певца. Стивенса свели с сессионным гитаристом Аланом Дэвисом, с которым Кэт запишет свой третьи альбом Mona Bone Jakon. Новое звучание удивило поклонников, а песня Lady D`Arbanvillе стала шлягером, который кто только не исполнял. На одной из песен на альбоме сыграл на флейте Питер Гэбриэл.

Мировой прорыв случился со следующим альбомом Tea For The Tillerman. Прекрасно оркестрованный, он показал, что фолк-рок может быть легким и мелодичным. Это было ближе к работам Элтона Джона, чем к творчеству Fairport Convention. А хит WIld World получил место в эфирах радиостанций, что привело к росту популярности Кэта.

Мультиплатиновым стал и пятый альбом, вышедший в 1971-м году, названный Teaser and The Firecat. Пасторальная и очень интимная работа, она позволила Стивенсу начать экспериментировать со строями гитары, вводить новую лирику. Одна из песен, Ruby Love, частично исполнена на греческом. Теперь это уже не просто английский бардовский фолк, а нечто большее, мультикультурное. Впрочем, очарованию Moonshadow можно только позавидовать.

Teaser and The Firecat- также название детской книги, написанной и проиллюстрированной Стивенсом. В книге рассказывается о главных героях с обложки альбома — юном Тизере в цилиндре и его питомце Огненном Коте, которые пытаются вернуть луну на место после того, как она упала с неба. Книга вышла буквально сразу после презентации альбома, но с тех пор практически не переиздавалась.

-5

Впрочем, долго фолк-рокером Стивенсу был скучно оставаться. Его роман с певицей Карли Саймон и желание попробовать что-то новое привели его в софт-рок. Альбом Catch Bull At Four уже звучал как рок-альбом, хоть и очень облегченный: много клавишных, гитары, ударные, бэк-вокалистки. Это было то, что так нравилось тогда американцам, в США альбом стал много раз платиновым.

Альбом Foreigner 1973-го удивил: в нём как будто бы Кэт уходил на территорию прог-рока. Открывающая пластинку Foreigner Suite, звучащая 18 минут, была калейдоскопом разных мелодий и аранжировок. И хотя музыкально это было близко к поп-музыке, концептуально тяготело к серьезным формам. В то время Стивенс слушал Стиви Уандера, разный софт-рок. Как сам Кэт утверждал, если бы была возможность, он с головой бы ушел в музыку черных, но так как он рисковал стать чужим в этом мире из-за своей кожи, то и назвал новое собрание песен "Иностранцем".

К середине 1970-х Стивенс эмигрировал в Бразилию, так как налоговые законы в его родной Британии стали возмущать. Следующие два его альбома, Buddha and The Chocolate Box и Numbers, записаны были для выполнения обязательств перед лейблом: от него требовали поп-музыку. Эти пластинки продавались неплохо, но не устраивали ни издателя, ни автора.

В это время со Стивенсом стали происходить изменения. Он ездил в отпуск в Марракеш, где, как завороженный, слушал местную музыку. Побывав на молитве мусульман, он заинтересовался исламом. В 1976-м году во время пребывания в Калифорнии в Малибу, он чуть не утонул, когда решил искупаться. В момент, когда он стал молить Бога о спасении, обещая после этого служить ему, по воспоминаниям певца, возникла некая волна, выбросившая его на берег. Этот случай сильно впечатлил Стивенса.

Теперь он судорожно искал свою веру. И-цзин, Дзен, Индуизм, астрология, карты Таро - всё теперь воспринималось неофитом Кэтом как путь к обретению веры. И он остановился на Коране. Эту книгу привез ему брат, побывавший в Иерусалиме. "Я бы никогда не стал читать Коран, будучи свободомыслящим человеком; я больше склонялся к греческим православным верованиям моего отца", - утверждал Кэт. И в конце 1977-го певец принял ислам, взяв потом имя Юсуф Ислам.

-6

В 1977-м году он удивил общественность пластинкой Izitso. Она сильно отличалась от предшественников обильным использованием синтезаторов. Если можно так выразиться, то Стивенс дошел до того, что стал сочинять синти-поп. И это за несколько лет до его официального возникновения. Was Dog a Doughnut - самая электронная композиция с альбома. Впрочем, в создании пластинки ему помогал Чик Кориа, сам тогда освоивший много клавишных и знавший в них толк.

Последний альбом перед тем, как уйти из музыки, певец выпустит пластинку Back To Earth в декабре 1978-го. Это будет возвратом к его акустическому стилю. В момент записи альбома артист постоянно молился, и это сильно тормозило процесс подготовки. Сам Стивенс, тогда уже Юсуф, потерял интерес к своей профессии, а смерть отца, случившаяся в день выхода альбома, отбила у него желание хоть как-то проявлять участие в раскрутке альбома. Он объявил об уходе из музыки, сказав, что может быть, когда-нибудь еще о себе заявит.

Певец почти на два десятилетия оставил музыкальную карьеру. Когда в 1977 году он стал мусульманином, имам в его мечети сказал ему, что он может продолжать заниматься музыкой, если песни соответствуют моральным нормам. Однако, поскольку другие говорили, что «всё это запрещено», Юсуф решил не рисковать и перестал выступать. Он сказал, что на самом деле это было «сочетание нескольких причин» и что постоянные требования музыкального бизнеса «стали обузой, а не источником вдохновения.

Авторские отчисления продолжали идти ему с продаж, поэтому певец не нуждался в заработке денег, решив свою энергию и силы направить на праведные дела. Поэтому благодаря его поддержке в Лондоне открылись мусульманские школы, потом появилась Ассоциация Мусульманских школ.

-7

Впрочем, были в его жизни и моменты, когда он попадал в скандалы. Например, Юсуфа публично обвиняли в жестокости из-за его комментариев, касавшихся фетвы в отношении писателя Салмана Рушди, написавшего роман "Сатанинские Стихи", запрещенного в мусульманских странах. Фетву ему объявил сам Аятолла Хомейни. Несколько комментариев, которые попросили у Юсуфа различные СМИ, показали его сторонником самосуда над писателем, защиту которого взяло на себя Британское правительство. И после того, как многие коллеги по цеху и поклонники узнали, что Кэт Стивенс поддерживает физическое устранение Рушди, многие перестали исполнять его песни, начали избавляться от копий альбомов. Началась культура отмены. Как бы Юсуф не пытался оправдаться в СМИ, говоря, что его фразы переиначили журналисты, это не помогало.

-8

События 11 сентября 2001-го певец публично осудил. Правда, как мусульманин, проводя благотворительные акции в поддержку пострадавших, переводил средства в фонды против исламофобии. А затем случилось событие, которое и вовсе могло закончиться трагично для Юсуфа: его не пустили в США. Обвинение - финансовая помощь движению ХАМАС. Якобы,переводя средства в какие-то мусульманские организации, он спонсировал террористические ячейки. Дело могло закончиться судом, но с ним обошлись деликатно, заставив вылететь обратно. Юсуф потратил пять лет на выяснения обстоятельств, обращался даже к Колину Пауэллу (тому самому, трясшему пробирками в ООН). Дело замяли лишь в 2006-м, когда исламофобия немного утихла в США. Причина, по которой его могли объявить персоной нон-грата, по мнению Юсуфа, заключается в том, что его спутали с полным тезкой, неким другим Юсуфом Исламом, по уши погрязшем в спонсировании терроризма. И, что не маловажно, у Кэта Стивенса еще с 1970-х было американское гражданство.

-9

Дальше трудностей в жизни Юсуфа не убавилось. Узнав об этом, некоторые активисты хотели добиться аннулирования этого гражданства, обвиняя его в поддержке терроризма. Делали это через газеты Sun и Sunday Times. Начались уже суды, где представители Юсуфа добивались справедливости в отношении певца. Символично, что обвинения в поддержке терроризма случились параллельно с тем, как он получил награду "Человек Мира" от всемирного саммита лауреатов Нобелевки.

Но оставим эти сплетни. Действительно, трудно быть правильно понятым в мире, где мусульман воспринимают как террористов. Однако, Юсуф в какой-то момент всё же вернулся в музыке. Правда, этот процесс интерпретируют не правильно. Его настоящим возвращением можно считать религиозные альбомы, выпущенные в 1990-е, где он читает тексты из Корана и рассказывает детям основы религии.

-10

Эти записи были записаны лишь с участием ударных, но делались на его собственной студии. Юсуф заметил, что существует очень мало образовательных материалов для приобщения детей к мусульманству, поэтому решил сам издавать подобные записи. Впрочем, чем больше от него требовалось публичное присутствие на мероприятиях, тем больше бывший Кэт Стивенс понимал, что хочет вернуться к старому стилю. В начале 21-го века участились его появления на фестивалях и на совместных записях с другими артистами, где исполнялись его старые песни. Кэт Стивенс всё еще был любим, его не забыли.

В 2005-м году он объявил, что возвращается в музыку. Вернуться его сподвиг 21-летний сын Муххамад. Он же помогал в создании материала. Первый с 1978-го года альбом вышел в 2006-м году. Назывался он An Other Cup, в записи приняли участие старые знакомые, в том числе Алан Дэвис. И этот альбом был близок к творчеству Стивенса начала 1970-х. Как сказал сам Ислам: "Если вы ищете Кэта Стивенса, вы его там найдете, если ищете Юсуфа Ислама, он тоже там есть".

-11

Ничего не предвещало, что возвращение Стивенса в музыку вызовет такой ажиотаж. BBC представили документальный фильм с архивными кадрами, многие таблоиды просили об интервью, музыканты выстраивались в очередь, чтобы записаться дуэтом. Юсуфа ожидали насыщенные творческие годы. И хотя не всем нравилось, что мусульманин, некогда известный как светский певец, еще и замеченный в религиозных скандалах, стал выпускать альбомы и вести деятельность поп-артиста, карьера музыканта пошла в гору.

Альбомы Roadsinger 2009-го и Tell`Em I`m Gone 2014-го подтвердили статус Юсуфа как прекрасного исполнителя. Второй из альбомов был записан при поддержке Рика Рубина. За его записью общественность следила особенно пристально.

А с 2017-го альбомы от него выходят под именем Yusuf/Cat Stevens. Тем самым, он вновь вернулся к старому имени. Особенно заметен альбом 2020-го Tea For The Tillerman 2 - переигранный заново классический альбом, переосмысление музыканта, выпущенное к пятидесятилетию выпуска оригинала. Не всем оно может понравиться: это уже не совсем пасторальный фолк. Тут даже рэп появился.

Последний альбом King Of a Land был выпущен в 2023-м, и адресован коронованному Карлу III. Ради этого Юсуф даже опубликовал так называемый "Манифест Хорошего Короля". Альбом был отмечен положительно критикой, в нем есть элементы детской и религиозной музыки.

Сейчас Юсуф Ислам продолжает свою активную музыкальную деятельность. Ему уже 77. Он прожил насыщенную и очень разную жизнь. Однако, несмотря на все тяжести и невзгоды, он остается влиятельным певцом, у которого есть последователи. А его наследие 1970-х продолжает интересовать поклонников музыки.

-12

Добро пожаловать! Подписывайтесь, буду рад лайкам и комментариям!