Родители нам с сестрой достались непоседливые. Мало того что весь юг Сахалина объездили на мотоцикле, а потом на машине…
Мало того, что выезжая с острова, они удовольствием посещали родственников и в Сибири, и в Москве, и в Ленинграде...
Они ещё имели привычку путешествовать по заграничным странам!
Это в 70-х годах прошлого века было таким дивом-дивным, что однажды папу пригласили в мою школу, чтобы он рассказал ученикам о зарубежных путешествиях.
Папино выступление имело грандиозный успех.
Учителя и ученики слушали его, открыв рот. Уж не знаю, что там папенька рассказывал, я почему-то не присутствовала на этом историческом событии. Зато запомнила мораль, которую изрекла потом наша классная:
- Вот у Иры родители не занимаются накопительством! Вот нет у них дома хрусталя, ковров, хорошей мебели и им это совершенно не надо! Потому что у них другие жизненные ценности – они путешествуют!
Я вообще-то обиделась.
Складывалось впечатление, что спали мы на сундуках, укрывались рогожкой и ели из консервных банок.
На самом деле у нас был обычный дом и обычная обстановка, типичная для рабочих семей 60-70 годов.
Не хуже и не лучше чем у всех наших знакомых.
Но, и это истинная правда, жизненные ценности моих родителей, действительно, были далеки от накопительства барахла и еды.
Мама очень любила путешествовать. Папа очень любил рыбалку и охоту. Но всегда сдавался перед маминым напором и за 10 лет моей учёбы в школе они побывали в Болгарии, в Югославии, в Румынии, на Кубе, во Франции и в Марокко.
Путешествовали они благодаря профсоюзу, никаких препятствий к выезду не имели, мало того, когда не могли набрать группу тура Куба-Марокко-Франция, маму уговаривали поехать именно по этому маршруту, а не в Индию.
Маменьке хотелось в Индию! Но её так уговаривали, что пришлось согласиться на Париж.
Я думаю, что такую роскошь передвижения по планете они имели благодаря своему социальному статусу.
Папа рабочий. Мама служащая. Хоть и беспартийные, но вполне надёжные и морально устойчивые товарищи!
Оформив необходимые документы, заполнив многочисленные анкеты, мама с папой стали ждать решения.
Оно пришло в виде такой открытки.
Перед поездкой туристы проходили инструктажи. Один в городе, другой в областном центре.
Товарищи в штатском говорили о правилах поведения за границей нашего государства, о недопустимости ходить в одиночку и поддаваться на провокации.
Родители воспринимали эти беседы совершенно спокойно, как должное.
Никаких возмущений и тем более глумления над моральными установками советского туриста и в помине не было.
Может быть, что-то и казалось им некоторым перегибом, но, они были убеждены, что главное это безопасность страны и её устойчивость перед капиталистическим миром.
Будучи в Париже, родители в свободное время пошли покупать нам с сестрой подарки. Зашли в обувной магазин. Не зная языка, они с трудом пытались объяснить продавцу что хотят, и тут к ним подошла элегантная мадам и на чистом русском языке помогла совершить покупку. Дама оказалась эмигранткой, русских не видела очень давно. Она обрадовалась встрече, дала папе свою визитку и усердно приглашала к себе в гости. Так ей хотелось поговорить с соотечественниками!
Родители никуда не пошли.
На моё недоумение папа ответил, что в группе обязательно узнали бы об этом. И были бы неприятности. Папа знал, что в каждой советской группе туристов есть человек, исполняющий обязанности стукача в известные органы. И мудро остерегался иметь с ним дело.
Так свободно и спокойно родители посмотрели страны не только социалистического лагеря, но и буржуазного капитализма.
От обилия товаров и барахла в обморок не падали. Иностранцам не завидовали. Возвращались на Родину радостно, приговаривая, что в гостях хорошо, а дома-то лучше!
Очень крепкой морали были родители!
Программа тура на Кубе состояла из традиционных посещений музеев, табачной фабрики, отдыха на пляжах Варадеро, крокодильего питомника. Вот папа стоит с группой храбрых товарищей и с крокодилом.
А в Париже, например, сначала была экскурсия по городу с посещением квартиры В.И. Ленина. А только потом экскурсия в Лувр.
В Гаване посещение ассоциации кубино-советской дружбы.
Особенно сильно советских туристов пугали страной Марокко. Рассказывали, что там такие провокации с русскими гражданами совершают – просто жуть!
Поэтому напуганные туристы ходили только большой кучкой! Чтобы легче было отражать!
В поездках папа много фотографировал. Фотографии сохранились, но выглядят печально. Сильно выцвели.
Вот фото из Югославии.
Папа очень хотел сфотографировать хиппи волосатое, в изобилии сидевшее у фонтана.
Но в упор навести объектив постеснялся, и поставил рядом маманю с товарищами из группы.
А тут вдруг, совершенно случайно и даже нагло-вызывающе в кадр пристроилась во-о-о-о-от такая попа!!!!
Так и осталось загадкой – а правда ли папа хотел фотографировать хиппи?
Фотографировались тогда почему-то всегда группами. Видимо фотоаппараты были не у всех, и граждане объединялись в общие снимки.
Изобретали элегантные композиции. Вот фотография из Болгарии.
Родители всегда приезжали с подарками.
Себе они не покупали ничего, только сувениры родственникам и подарки нам, дочерям. Но заграничные вещи в нашем суровом рабочем сахалинском краю были как-то не очень ...
Во всяком случае, чудесное клетчатое платье, привезенное мне из городу Парижу, я надела всего два раза! И всё! Так в моей местности девочки не одевались, и я не хотела выглядеть как клетчатая ворона…
Гораздо интересней была голова огромной черепахи, прибитая к красивой деревянной доске. Морда этого змеиноподобного гада долго украшала нашу сахалинскую залу, потом мариупольскую гостиную, теперь она живет в квартире сестры. Мне почему-то расхотелось жить под покровом этой чучелы…
Огромные ракушки, кораллы, градусник в виде Эйфелевой башни - всё было красиво, диковинно, загранично.
Поездки родителей в далёкое зарубежье были удивительным делом среди наших знакомых и родных. Все восхищались этими поступками, одобряли их, но…никто примеру родителей не последовал.
В нашей пролетарской прослойке общества это было не принято, сахалинские пролетарии совсем не хотели ехать куда-то.
Только т. Валя, вдохновившись рассказами о чудесных странах, взяла круиз по Дунаю и потом всю жизнь вспоминала эту чудесную поездку.
Всё идет из детства.
В такой неугомонной семье и я не могла усидеть на месте. Как закончила корсаковскую школу, так и рванула в большую жизнь – на материк!
Мне всегда хотелось мир посмотреть. Я посмотрела. Пользовалась каждой возможностью заглянуть за горизонт! Хорошо, что успела.
Боюсь, сейчас это будет уже проблематично….