Карло Рота родился в Лондоне в 1961 году. Оба его родителя, итальянцы по происхождению, работали в ресторанном бизнесе. Сам Карло много лет работал в кулинарной индустрии, владея и управляя несколькими ресторанами в Торонто, пока не решил — в тридцать с лишним лет — начать актёрскую карьеру.
В сериале «Её звали Никита» Карло Рота сыграл Мика Штоппеля. Ниже — его интервью для книги «Внутри Первого Отдела» (Inside Section One) Кристофера Хейна.
Каково было расти в ресторанном бизнесе?
Мы жили по всему миру — в Европе и на Дальнем Востоке, на Багамах — потому что мой отец переезжал с места на место по работе, будучи шеф-поваром различных отелей. Когда я достиг рабочего возраста, я просто естественным образом влился во всё это. Я работал независимо от отца, управлял парой ресторанов. В какой-то момент, когда мне было около 22 лет, мы с мамой объединились и вместе управляли рестораном. Возможно, именно это и подтолкнуло меня в сторону индустрии развлечений.
Как в вашей жизни появилось актёрство?
Я понял, что у меня не было особого таланта ни на кухне, ни в бизнесе, ни в бухгалтерии. Единственное, что у меня получалось действительно хорошо, это взаимодействовать с людьми. В каком-то смысле это актёрская игра: быть внимательным к пожеланиям клиентов, выражать сочувствие. В один прекрасный день меня словно ударили по голове: «Раз ты и так постоянно играешь роль, то почему бы тебе не стать актёром?»
Как отреагировала ваша семья?
Заявить об этом было непросто! У меня ведь уже сложилась определённая карьера, и в ресторанном бизнесе меня уважали. Я неплохо зарабатывал. И в друг, ни с того ни с сего, в нежном возрасте 30 лет, я заявил: «Теперь буду актёром!» Большинство, наверняка, решили, что у меня кризис среднего возраста и что это пройдёт.
Но мне тогда казалось, что это хорошая идея. В конце концов, я стал актёром из верных побуждений. Я не искал славы или денег. Мне просто нравился сам процесс.
Конечно, я начал с того, что спросил у всех своих знакомых, что мне делать. У меня не было никакого образования в этой области, и мне посоветовали пойти на курсы. Поэтому я уволился с работы, жил на сбережения и преподавал итальянский у себя в квартире. Помню, как сыграл свою первую сцену на курсах, и меня осенило: так вот чем я должен заниматься! Всё, что произошло потом, подкрепило мою уверенность. Наверное, удача оказалась на моей стороне: я нашёл агента, она стала записывать меня на пробы, и у меня появились первые роли.
Как вы получили роль в сериале «Её звали Никита»?
В первом сезоне кастингом занималась Дейдре Боуэн. Она меня знала по фильму «Тридцать две истории о Гленне Гульде», поэтому пригласила меня на эпизодическую роль.
Для вас это была просто очередная эпизодическая роль?
Да, я думал, это будет что-то разовое. Я выполнил свою работу и ушёл. Честно говоря, у меня были большие сомнения по поводу того, как они превратят прекрасный французский фильм в сериал.
Каково было ваше первоначальное впечатление от сериала?
На съёмочной площадке я понял, что сериал станет чем-то самостоятельным. Если начать сравнивать с оригинальным фильмом, то ничего не выйдет: события в сериале лишь отдалённо напоминают французскую «Никиту». Я до сих пор не понимаю, зачем нужно было использовать это название. Взять на главную роль австралийку и назвать её Никитой... Для меня это странно. Но что создатели явно позаимствовали у фильма, так это попытки быть стильным. Тогда было мало подобных сериалов, и зрители на это отреагировали.
Вы были удивлены, когда вас позвали сыграть во втором сезоне?
Да, я был очень удивлён.
Когда Мик Штоппель вернулся, он стал намного ярче и смешнее. Это была ваша идея?
Когда я играл Мика в первом сезоне, я был немного сбит с толку: я не понимал, кто он такой. Откуда он? Откуда-то из Восточной Европы?.. Чёрт возьми, его звали Мик Штоппель! Возможно, на съёмках стало очевидно, что я лондонец, и Джоэлу захотелось усилить это. А я на тот момент как раз обнаружил, что могу играть юмористические роли. До этого я играл только серьёзных персонажей. Так что, новый Мик Штоппель был своего рода экспериментом и удачным совпадением.
Вы познакомились с Джоэлом лично, когда снялись в первом сезоне?
Мы познакомились сразу после моей второй серии. Джоэл постоянно оставлял мне маленькие записки, что-то вроде: «Просто хотел сказать, что мы все обожаем Мика. Спасибо за отличную работу!». Это невероятно! В других сериалах, где я появлялся в эпизодических ролях, ко мне подходили, хлопали по плечу, разворачивались и уходили. И больше никогда со мной не разговаривали. А Джоэл вёл себя очень достойно — ну, или очень хитро! Снимаю перед ним шляпу.
Сказали бы вы, что Мик Штоппель — лучшая роль в вашей карьере на данный момент?
Я думаю, эта роль изменила мой взгляд на актёрскую деятельность. Мне дали определённую свободу, и я пошёл до конца. В кинобизнесе приходится всему учиться самому, и опыт набирается медленно: пара дней съёмок в одном проекте, ещё неделя — в другом и т.п. Это не театр, где ты месяцами прорабатываешь одну и ту же сцену и пробуешь разные варианты.
Мик научил меня тому, что лучше привнести в персонаж как можно больше, а потом дать другим отбросить ненужное. Продемонстрировать все трюки, на которые ты способен. Если продемонстрируешь только один, возможно, это будет не то, что нужно. Большинство актёров совершают эту ошибку: они приходят на пробы хорошо одетые и с заученными репликами, они делают всё «правильно», но им никогда не перезванивают. Если показать больше, чем от тебя ждут, то это обязательно оценят.
После Мика Штоппеля вы стали добавлять комедийные нотки в другие свои роли?
Я думаю, комедия просачивается сама собой, когда персонаж становится правдоподобным и свободным. Потрясающе, как это выходит! Играю я какого-нибудь супер-серьёзного персонажа, делаю какую-то мелочь — и съёмочная группа покатывается со смеху. Хотя роль совсем не комедийная, да и я не пытаюсь сыграть комично... Я просто даю себе определённую свободу.
Возможно, люди чувствуют человечность в вашей игре?
Именно. Ещё я обнаружил, что лучше добавлять какие-то физические движения в свою игру. Обычно требуется только произнести реплику, стоять смирно и позволить сделать крупный план. Но иногда стоит что-то добавить, например, пролить стакан с водой, застегнуть ширинку и т.п. Мик был довольно суетлив и не уверен в себе, он что-то вертел в руках или совершал мелкие движения. Благодаря ему я научился разбавлять свою игру физическими действиями.
Когда раскрылось, что Мик — это мистер Джонс, вы удивились?
Для меня это стало сюрпризом! Джоэл специально позвонил мне из Лос-Анджелеса и рассказал про этот твист. Мне нравилось играть мистера Джонса, но я также скучал по Мику. Проблема в том, что в сериале хватало мрачных и таинственных персонажей. Думаю, Мик стал так популярен, потому что добавлял в происходящее лёгкости, он не был так серьёзен, как остальные. В последней серии мне довелось сыграть обоих: и мистера Джонса, и Мика, и это было глотком свежего воздуха.
В пятом сезоне вы также сыграли третьего персонажа, Реджинальда «Мартина» Хендерсона. Он отличался как от мистера Джонса, так и от Мика Штоппеля. Кто придумал фишку с его заиканием?
Мы обсуждали это с Джоэлом, это была его идея. Я играл двух разных персонажей, и нужно было найти какой-то третий подход, который не был бы просто чем-то средним между предыдущими двумя. Мы с Джоэлом решили показать Мартина эдаким талантливым идиотом. Он отлично играл по сценарию, но в реальной жизни, без скрипта, был ни на что не годен. Я хотел показать его уязвимым и неспособным справиться со сложностями реальной жизни.
Ваша последняя сцена: Мартина уводят, и все понимают, что его ликвидируют. Вам было грустно, что ваше участие в сериале закончилось?
Грустно, но не слишком. Я знал, что сам сериал подошёл к концу. Это был потрясающий опыт, который вряд ли когда-нибудь повторится.
У вас есть любимый момент или сцена из сериала с вашим участием?
Таких момента два. Первый — это когда я говорю Никите, что теперь я её сосед. В этой сцене я много экспериментировал, впервые опробовал «фишки» Мика. Мне очень нравилось играть с Петой.
Второй — это моя последняя серия, где я играю сразу троих персонажей. Обычно я просил Джоэла предупреждать меня, в какой съёмочный день нужно играть того или иного героя. Я не мог просто свободно переключаться между ними. А в этой серии — её снимал сам Джоэл — он вдруг подошёл ко мне и сказал: «Сейчас нам нужно немного Мартина». Я ответил: «Нет, вряд ли я смогу». Тогда Джоэл предупредил всех остальных, что я сейчас буду играть Мартина. Мне нужно было сказать всего четыре слова, но с заиканием. Я справился, и все остались в шоке!
Каково было сниматься под руководством Джоэла?
Джоэл — это прекрасная комбинация мудрого мужчины за сорок и пятилетнего ребёнка с горящими глазами! Мне с ним отлично работалось. Надеюсь, когда-нибудь удастся сделать это ещё раз.
Вы стали довольно заметной фигурой на фанатских встречах в Торонто. Вас удивил такой тёплый приём?
Я понятия не имел, что у сериала такие преданные фанаты. Я думал, они вообще не знают про моего персонажа! Когда я впервые пришёл на фанатскую встречу, я был в ужасе. Я думал, туда придут одни мужики, чтобы заценить грудь Петы. Я и не подозревал, что сериал был популярен среди женщин.
Должно быть, вам было очень приятно?
О, Боже! Даже описать не могу, насколько приятно! Это было как будто подтверждением, что за семь лет до этого я принял правильное решение.
Ваша карьера изменилась после участия в сериале «Её звали Никита»?
Я начал играть другие роли, не только плохих парней. Я навсегда останусь благодарен за полученный опыт и за всё то время, что я провёл на площадке «Никиты».
***
Другие интервью читайте в подборке: