Найти в Дзене

«Исполнитель – это зеркало композитора» (С. Рихтер)

Хочу поделиться своими впечатлениями от второго дня 68 фестиваля искусств «На родине П.И. Чайковского»: на стадионе «Динамо» выступили Детско-юношеский симфонический оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств УР Льва Накарякова, Уральский академический филармонический оркестр под руководством народного артиста РФ Дмитрия Лисса и солисты – Бенедикт Клёкнер (виолончель) и Дмитрий Маслеев (фортепиано). Детско-юношеский симфонический оркестр, созданный в 2023 году благодаря гранту от Президентского фонда культурных инициатив, исполнил пьесы для фортепиано из «Детского альбома» П.И. Чайковского, переложенные на оркестр: «Утренняя молитва», «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Мазурка». Своих юных подопечных Лев Накаряков учит не только играть на своем инструменте, но и слышать, что происходит вокруг. Благодаря его усилиям и стараниям ребят в совсем недавно созданном коллективе уже появилась сыгранность, которая более всего ценится в оркестре. Помните выражение «она ч
Оглавление

Хочу поделиться своими впечатлениями от второго дня 68 фестиваля искусств «На родине П.И. Чайковского»: на стадионе «Динамо» выступили Детско-юношеский симфонический оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств УР Льва Накарякова, Уральский академический филармонический оркестр под руководством народного артиста РФ Дмитрия Лисса и солисты – Бенедикт Клёкнер (виолончель) и Дмитрий Маслеев (фортепиано).

68-й фестиваль «На родине П.И. Чайковского», Ижевск
68-й фестиваль «На родине П.И. Чайковского», Ижевск

Дети в оркестре

Детско-юношеский симфонический оркестр, созданный в 2023 году благодаря гранту от Президентского фонда культурных инициатив, исполнил пьесы для фортепиано из «Детского альбома» П.И. Чайковского, переложенные на оркестр: «Утренняя молитва», «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Мазурка».

Детско-юношеский симфонический оркестр УР
Детско-юношеский симфонический оркестр УР

Своих юных подопечных Лев Накаряков учит не только играть на своем инструменте, но и слышать, что происходит вокруг. Благодаря его усилиям и стараниям ребят в совсем недавно созданном коллективе уже появилась сыгранность, которая более всего ценится в оркестре.

Детско-юношеский симфонический оркестр УР. Художественный руководитель – Лев Накаряков
Детско-юношеский симфонический оркестр УР. Художественный руководитель – Лев Накаряков

Мы с Урала

Помните выражение «она что, с Урала?» из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» в том смысле, что Урал – это настолько провинция, что даже признаться в этом должно быть стыдно, не то, что быть «с Урала».

Уральский академический филармонический оркестр под руководством народного артиста РФ Дмитрия Лисса может с гордостью сказать про себя: «Да, мы с Урала!». Как это часто у нас бывает, оркестр, являющийся музыкальным достоянием страны, сначала стал известен за рубежом, где культуру, интеллигентность исполнения им музыки считают качествами, нетипичными для русских, мол, оркестр с такими качествами звучит абсолютно по-западному.

-4

В исполнении «нетипичного для русских» оркестра мы услышали «Итальянское каприччио» великого русского композитора П.И. Чайковского, написанное во время поездки композитора в Италию.

Без перевода нетрудно догадаться, что «каприччио» означает «каприз», или, если сосем по-русски – «прихоть». Таково итальянское каприччио Чайковского – свободное по построению, капризное, изменчивое по характеру. Разнообразные народные напевы и ритмы, вдохновившие композитора, создают впечатление реального присутствия на веселом итальянском карнавале.

Знакомьтесь, Бенедикт Клёкнер

Первым из солистов выступал виолончелист из Германии Бенедикт Клёкнер. 44-летний музыкант уже имеет успешную карьеру виолончелиста, является лауреатом многих конкурсов, обладателем престижных премий, играет с ведущими оркестрами и знаменитыми дирижерами в главных залах по всему миру. С 2014 года является арт-директором Международного музыкального фестиваля в Кобленце (Германия).

Бенедикт Клёкнер
Бенедикт Клёкнер

Музыкальным приношением памяти великого композитора Петра Ильича Чайковского стало исполнение виолончельного Концерта №1 Д.Д. Шостаковича – одного из самых сложных произведений для виолончели. Играл Клёкнер чрезвычайно экспрессивно, виолончель, с которой он практически слился, звучала мощно, насыщенно, каждая деталь была слышна прекрасно, несмотря на скорость исполнения. Живой звук виолончели усиливался на открытом воздухе.

Играет Бенедикт Клёкнер на старинной виолончели итальянского мастера Франческо Руджери, созданной в 1680 году в Кремоне – родине великих мастеров музыкальных инструментов. Виолончели этого мастера ценятся особенно высоко благодаря своему звуку Диапазон звука виолончели (от итал. violoncello – «маленький контрабас») от мощного баса до нежного сопрано почти идеально совпадает с диапазоном человеческого голоса (особенно в среднем регистре).

-6

В эпоху, когда музыка становится все более цифровой, виолончель напоминает нам о ценности живого звука, который говорит с нами на врожденно понятном всем и каждому языке эмоций. Популярность виолончели сегодня – доказательство того, что классика не умирает, а трансформируется.

Еще одно произведение на антикварной виолончели Клёкнер исполнил на бис. Очаровав всех своей улыбкой, Бенедикт Клёкнер с неподдельной искренностью благодарил дирижера и музыкантов оркестра, с которым выступал, и публику на трибунах.

Бенедикт Клёкнер
Бенедикт Клёкнер

Небольшое врачебное дополнение: виолончель является символом «медитативной» музыки. Ее звук часто используется в терапии и медитации для снятия стресса – научные исследования подтверждают, что вибрации низких частот успокаивают нервную систему. Кроме того, низкие частоты активируют участки мозга, связанные с воспоминаниями, поэтому звук виолончели используется для помощи пациентам с болезнью Альцгеймера.

Номер первый

Бенедикта Клёкнера я представила первым как гостя, но номером первым по праву является Дмитрий Маслеев, исполнивший Концерт для фортепиано с оркестром №1 П.И. Чайковского.

Дмитрий Маслеев
Дмитрий Маслеев

Дмитрий родился 4 мая 1988 года в Улан-Удэ в семье химиков-геологов младшим из трех сыновей. Музыкой начал заниматься в студии при школе, когда дома даже не было пианино. Через год инструмент появился, но, по признанию самого Дмитрия, он тогда музыке уделял крайне мало внимания, в отличие от занятий в театральной студии. Тем не менее, в 10 лет Дмитрий уже дал свой первый сольный концерт.

Дмитрий Маслеев
Дмитрий Маслеев

В 2000 г. поступил в музыкальную школу в Улан-Удэ, а через год стал первым победителем Международного конкурса «Найдал». В 2002 г. 14-летний подросток уехал в Новосибирск (там учились его старшие братья) и поступил в музыкальную школу-колледж им. Глинки. В Новосибирске он жил на съемной квартире с бабушкой, которая взяла на себя заботу о быте. Обучение в школе-колледже принесло ему победу на Международном конкурсе юных пианистов им. Т.П. Николаевой в Брянске. С этого момента все пошло по нарастающей.

Сделав в 18 лет осознанный выбор заниматься музыкой профессионально, он с легкостью поступил в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского в класс профессора М. Петухова. Студентом консерватории Дмитрий побеждал во множестве престижных конкурсов:

  • в 2010 г. стал лауреатом Международного конкурса пианистов им. Адилии Алиевой в Гайяре (Франция, I премия);
  • в 2011 г. - лауреатом Международного конкурса пианистов «Chopin» (Рим, Италия), где получил главный приз - рояль корейской фирмы «Самик» (который перевез в Казань) и тур из 12 концертов по городам Италии;
  • в 2013 г. стал лауреатом Международного конкурса пианистов имени Антонио Наполитано в Салерно (Италия, I премия);
  • в 2014 г. - лауреатом Всероссийского музыкального конкурса в Москве (III премия).

Во время учебы в аспирантуре в Московской консерватории у того же профессора, Дмитрий работал концертмейстером в школе искусств в Казани, получал мизерную зарплату. В 2014 г. он попал на годичную стажировку в Международную академию фортепианной музыки на озере Комо в Италии.

В 2015 г. российский пианист стал обладателем I премии и специального приза за лучшее исполнение концерта Моцарта с камерным оркестром XV Международного конкурса Чайковского в Москве.

Дмитрий Маслеев на XV Международном конкурсе Чайковского в Москве
Дмитрий Маслеев на XV Международном конкурсе Чайковского в Москве

Во время конкурса Дмитрию пришлось пережить тяжелейшую утрату – смерть матери. Несмотря на это, пианист не только с честью выдержал весь сложнейший музыкальный марафон, но и показал в финале необыкновенно виртуозное исполнение Первого концерта Чайковского, который является «визитной карточкой» конкурса.

После победы на конкурсе им. П.И. Чайковского Дмитрий Маслеев вошел в элиту музыкального мира. Его гастрольный график расписан на год вперед. И в этом плотном графике музыкант нашел место, чтобы приехать на фестиваль искусств «На родине П.И. Чайковского».

-11

На сцену вышел худощавый молодой человек, который после улыбчивого и непосредственного Клёкнера показался сдержанным и даже холодноватым, но только до того момента, как начал играть. Игра выдавала его неистовый внутренний темперамент и завораживала. Первое, что обращает на себя внимание – это необыкновенная легкость и непринужденность его исполнения.

В концерте №1 П.И. Чайковского много виртуозной и мощной по динамике музыки, а глядя на Дмитрия Маслеева кажется, что все это дается ему легко и просто, как нечего делать. Техника исполнения у Маслеева безупречная, он виртуозно исполняет пассажи, хроматические гаммы терциями правой руки вниз в невероятном темпе.

-12

При этом у него очень деликатная манера игры: на большом экране показывали руки музыканта, которые едва касались клавиш при исполнении монументальной сложнейшей вещи. В процессе исполнения Дмитрий был полностью погружен в музыку, будучи сосредоточен не на том, как он играет, а только на том, что играет.

На концерте Дмитрия Маслеева я поймала себя на одной мысли. Обычно, когда музыканту предстоит исполнить какой-нибудь технически сложный фрагмент, я внутренне замираю, боясь за возможную неудачу. Несмотря на то, что Дмитрий играл произведение, которое для любого исполнителя является Эверестом, «эффект ожидания неудачи» не возник у меня ни разу, настолько уверенным и спокойным было его исполнение.

На бис Дмитрий сыграл отрывок из сюиты «Время вперед!» советского композитора Георгия Свиридова, сыграл решительно и энергично, как партию ударного инструмента. И так не хотелось, чтобы время неслось вперед, хотелось, чтобы оно остановилось и услышать что-нибудь еще в его исполнении.

-13

Играть так, как играет и воздействует на слушателя Маслеев, научить нельзя, как нельзя научить таланту. Об этом же строчки Ольги Удачной:

«Таланту научить нельзя:
Он, как любовь, дарован Богом.
И каждый может столько взять:
На сколько он владеет слогом».