Гижигинск (также Ижигинск, Гижига, Старая Гижига) – исчезнувший город в России. Находился на левом берегу реки Гижиги (отсюда название города) в 25 км от её впадения в Гижигинскую губу Охотского моря. Ныне Северо-Эвенский район Магаданской области.
Основанию Гижиги предшествовало открытие русскими реки Гижиги в 1651 году: Михаил Стадухин морским путём прошёл вдоль Тауйской губы к северному побережью Охотского моря. Почти тогда же отряд Ивана Баранова вышел к Гижиге через верховье реки Колымы, спустившись с Гыданского хребта.
В 1752 году на левом берегу реки, в 25 верстах от её устья, в неспокойных землях коряков была основана Гижигинская крепость. Дата её основания приурочивается к донесению сержанта Авраамия Игнатьева в Охотскую канцелярию, которое было получено 14 апреля 1752 года.
Тогда же поручиком Василием Щетниковым составлено первое изображение крепости, которая имела форму вытянутого четырёхугольника размером 64 на 43 метра, высота стен достигала 4,5 метра. Служилые выходцы из городов Сибири заводили семьи с эвенами и коряками.
По именному Указу Екатерины II 2 марта 1783 года Гижигинск стал городом, который выполнял важнейшую функцию налаживания отношений с аборигенами с целью расширения и охраны территории России. К этому времени он превратился в торговый центр, связавший в единую транспортную сеть Охотск с северо-восточным побережьем Охотского моря и Камчаткой.
После закрытия Анадырского острога в 1771 году, часть жителей которого переселились в Гижигинскую крепость, центр северо-востока Сибири сместился в Гижигинскую крепость. Крепость превратилась в крупнейшую военную крепость региона с гарнизоном из 229 человек. Поселение насчитывало почти 700 жителей. Внутри крепости находилось 87 домов, три начальственных дома, церковь (построена в 1758 году), казённые магазины и питейный дом. За крепостной стеной стояло несколько жилых домов, рыбные лабазы, кузница, баня и кладбище. Население было занято рыбной ловлей. От крепости ничего не сохранилось.
С 1783 года – город Гижигинск, административный центр Гижигинского уезда с перерывами до 1926 года. Достигал численности населения свыше 700 человек (1805 год), неоднократно переносился.
В 1790 году он получил герб: щит, в верхней части которого помещался тигр с соболем в пасти, в нижней – часть крепости с башнями.
В конце XVIII века Гижигинская крепость, наряду с Охотском, была опорным пунктом Российско-американской компании. Здесь же в течение 40 лет прожил родной брат основателя компании – П. Баранов.
26 октября 1790 года вместе с другими гербами Иркутского наместничества был высочайше утверждён герб Гижигинска с описанием: «В верхнем поле герб иркутский, в нижнем в голубом поле видна часть крепости с башнями, каковая в сем городе находится».
В 1805 году «по малочисленности в уезде жителей» учреждения уезда, располагавшиеся в Гижиге, были упразднены. Чиновники и военные покинули город. В 1812 году был назначен гижигинский комиссар Охотской области[7]. На 1805 год в Гижигинске проживало 773 человека, в том числе 387 женщин и 386 мужчин. Город с тремя воротами, огороженный палисадом, имел размеры 230 на 180 метров. Насчитывалось около 90 жилых и 9 казённых домов, старая церковь, казённая баня, питейный дом, пять магазинов и две лавки. К 1818 году численность населения сократилась до 696 человек. Городские укрепления располагали четырьмя пушками.
В XVIII–XIX веках все казаки, будучи основным населением Гижиги, находились в родственных связях с коряками, эвенами и чуванцами. С 1856 года Гижигинск – административный центр Гижигинского округа (с 1902 года – Гижигинского уезда).
После присоединения к России Приамурского края в 1858–1860 годах значение Гижигинска снизилось, он терял население: в 1853 году насчитывалось 475 жителей, в 1885 году – 200 человек. В условиях тундровой растительности с трудом давалось занятие земледелием: гижигинцы разводили капусту, картофель, редьку, репу. В 1894 году здесь проживало 516 человек. Гидрограф Б. Давыдов так описывал Гижигинск рубежа XIX–XX веков: «Селение производит унылое впечатление. Дома в большинстве плохие и низкие… При домах есть маленькие пристройки, но амбаров мало, а огородов совсем нет. Все постройки сооружены так скверно, что крыши протекают даже в лучших домах, а сквозь щели в стенах зимою наносит снег…»
В 1909 году Гижигинск во второй раз в своей истории утратил статус уездного города (в связи с образованием Камчатской области). С 1920 года входил в состав Дальневосточной Республики, с 1921 года (после ратификации Учредительным собранием ДВР договора о границах с РСФСР) – в РСФСР. В эти же годы Гижигинск снова стал административным центром Гижигинского уезда Камчатской губернии.
После установления советской власти, в марте 1918 года здесь был избран первый на территории Магаданской области совет во главе с А. А. Куриловым, который отменил ясак с коренного населения. С наступлением белогвардейцев на Дальний Восток совет был закрыт в июле 1918 года, Курилов уехал во Владивосток.
В конце 1921 года город был взят белогвардейским отрядом В. Бочкарёва. В апреле 1923 года отряд красногвардейцев под предводительством Г. И. Чубарова занял Гижигинск.
В 1924 году создана первая организация Комсомола. В 1926 году с упразднением Камчатской губернии Гижигинск был лишён статуса уездного города. От старого города сохранились остатки кладбища.
В 1920-е годы в течение нескольких лет население Гижиги перебралось в село Кушка в устье реки Гижиги, де-факто ставшее административным центром Гижигинского сельсовета: по этой причине было принято решение о переименовании Кушки в Гижигу.
Гижигинская Спасская церковь – православный храм, действовавший в городе Гижигинске (ныне Северо-Эвенский район Магаданской области) в XIX – начале XX века.
Во второй половине XVIII в. Гижигинская Спасская церковь развернула активную миссионерскую деятельность среди коренного населения. Кроме эвенов, в христианство были обращены оседлые коряки, жившие вблизи Гижигинской крепости, Туманского форпоста и Ямского острога. Известно, что в середине 1760-х гг. пеших коряков крестил гижигинский священник Иоанн Трифонов. Оседлые коряки, проживавшие в окрестностях Гижиги и Гарманды, в это время уже были обращены в православие [Косвен, 1962. С. 277, 278]. К середине XVIII в. были крещены многие коряки-каменцы. Один раз в год из Гижиги в места обитания каменцев (Каменский и другие корякские острожки) выезжал церковный причт для отправления обрядов [Вдовин, 1973. С. 170, 171].
Крещение коряков-кочевников началось после 1760 г., так как в ясачных списках 1767 г. князцы и старшины большей части кочевых корякских родов значились новокрещенами [Косвен, 1962. С. 277, 278; Гурвич, 1966. С. 128]. Для сбора сведений о числе кочевников и для перевода на корякский язык основных церковных проповедей священник пользовался услугами переводчика [Гурвич, 1966. С. 128].
В 1840-х гг. на содержание Анадырской миссии направлялись доходы от Ямской и Тауйской церквей, поскольку церковь в Гижиге не располагала необходимыми средствами [Барсуков, 1887. С. 224]. В середине XIX в. из-за подмывания берегов Анадырская крепость была заброшена, жители переселились в близлежащее селение Марково, где имелась только часовня. В 1855 г. в Марковскую часовню приезжал причт из Гижиги, чтобы отслужить молебен в честь успешной защиты Петропавловска [Жихарев, 1961. С. 29]. В 1862 г. переселенцы построили Марковскую Николаевскую церковь на пожертвования гижигинского купца П. П. Брагина [Олсуфьев, 1896. С. 23]. На базе Марковской церкви стала действовать новая Анадырская миссия, а Гижигинскую походную церковь переименовали в Корякскую миссию.
В 1830–1840-х гг. поселение Гижига перенесли на новое место. Новое здание Гижигинской Спасской церкви построили на средства от продажи пушнины, пожертвованной эвенами-оленеводами [Барсуков, 1887. С. 131]. Строительство храма было начато в 1826 г., а закончено только через 13 лет. За это время неоднократно менялось место расположения будущей церкви, так как местная администрация и церковные власти не могли договориться.
Престол церкви был воздвигнут во имя Всемилостивого Спаса. Иконостас, ризницу и утварь приобрели на пожертвования прихожан. Причт церкви состоял из двух священников и трех причетников, содержался на средства казны, однако значительными были и пожертвования от кочевых эвенов и русских купцов. В 1840-х гг. гижигинский приход состоял из 996 эвенов, 318 коряков, 21 чукчи, 409 русских и метисов (так называемых камчадалов). Среди русских и камчадалов 330 были казаками и 79 разночинцами. К Гижигинской церкви относились жители сел Гижига (448 чел.), Тахтоямск (45 чел.), Туманы (45 чел.), Гарманда (117 чел.) и Таватум (26 чел.) [Барсуков, 1887. С. 132, 147, 148]. После возведения церкви в Ямске население Тахтоямска и Туманов было отнесено к Ямскому приходу.
Архивные документы открывают нам имена гижигинских миссионеров. В 1840-х гг. в Гижигинской церкви несколько лет был священником брат Камчатского архиепископа Стефан Евсеевич Вениаминов. В течение долгого времени (с 1848 по 1882 г.) служил в Гижигинской церкви, а затем в Корякской миссии Никифор Петрович Никифоров, окрестивший многих оседлых и кочевых коряков в районе Пенжинской губы. В 1847 г. начал службу дьячком Иоанн Андреевич Сновидов, в 1864 г. стал священником и оставался на этом посту до 1893 г. С 1889 по 1907 г. в Гижиге работал Петр Алексеевич Черных, потомок первого тауйского священника. Последними гижигинскими священнослужителями были иеромонахи Нестор и Нифонт.
Довольно часто к исполнению религиозных обрядов привлекались миряне – местные жители, окончившие церковные школы. Например, детей кочевых тунгусов (так до революции называли эвенов и эвенков) и юкагиров в разные годы крестили тунгус-оленевод Нифонт Горулин, гармандинский якут Михаил Свинобоев, вилигинский мещанин Петр Куркутский, отставной солдат Афанасий Нижегородов. Венчание кочевников часто происходило во время выезда к ним священнослужителей. В церковных метрических книгах писали, что обряд совершен «в поле».
В 1870-х гг. Гижигинский приход увеличился за счет присоединения кочевых эвенов, освоивших эти территории. Среди них были члены 1-го и 2-го Долганского и 1-го Уяганского родов. Причт Корякской походной церкви успешно обращал в православие не только коряков, но и чукчей. В 1913-1914 гг. состоялось массовое крещение чукчей-оленеводов, кочевавших в Гижигинском уезде.
В 1926 г. территория бывшего Гижигинского уезда была разделена: его восточная часть с Гижигой вошла в состав Пенжинского района Камчатской области, а западная – в Северо-Эвенский район с новым центром - Наяханом. В с. Наяхан существовала часовня, которая после разделения некоторое время функционировала как церковь. Здесь проживал престарелый гижигинский священник-иеромонах Нифонт. По данным А. А. Бурыкина, Нифонт трагически погиб в своем доме в 1940 г. во время пожара [1999. С. 56]. Мы также располагаем сведениями местных жителей о том, что Нифонту в последние годы жизни приходилось скрываться, и он проживал сначала в местечке Ханькан по р. Гарман-да, на Робиковской заимке (названа по имени владельцев -зажиточных эвенов Робиковых). Затем гармандинцы увезли священника в местечко Алачево на р. Наяхан, в небольшой домик-поварню, где он вскоре и умер. Похоронили Нифонта на берегу Наяхана, над могилой поставили деревянный крест и насыпали груду камней.