Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

На Бологое-Полоцкой железной дороге восстановили исторические сооружения

Оглавление

На Бологое-Полоцкой железной дороге вновь зазвучали шаги прошлого – на станции Баталино восстановлены исторические сооружения, уничтоженные пожаром в 2022 году. Об этом сообщили в пресс-службе Октябрьской железной дороги.

Восстановление проводилось по оригинальным чертежам начала XX века.

«По старинным чертежам железнодорожники восстановили уничтоженный пожаром в 2022 году исторический багажный сарай станции и деревянный навес для пассажиров. Также на станции сохранился вокзал 1907 года постройки с примыкающими к нему малыми архитектурными формами», – говорится в официальном сообщении Октябрьской железной дороги.

-2

Станция Баталино, расположенная в Тверской области между Бологое и Осташковом, – одна из немногих, где можно прикоснуться к живой, не музейной истории железных дорог. Здесь сохранились действующие деревянные опоры проводной телефонной связи начала прошлого века. В стороне от пассажирского здания – переезд с линейной казармой и будкой стрелочника.

Сюда можно доехать на ретропоезде «Селигер», следующем по маршруту Бологое – Осташков, а также на пригородном поезде Бологое – Великие Луки или на поезде Петербург – Осташков с беспересадочными вагонами из Москвы.

-3

И хотя станция небольшая, она из тех, что олицетворяют ту самую «заповедную» Бологое-Полоцкую железную дорогу, где история и современность слились воедино.

Живая дорога сквозь эпохи

Бологое-Полоцкая железная дорога – это не просто абы какая очередная линия. Ее ценность давно оценили те, кто стремится сохранить культурное и инженерное наследие России. Сама дорога была построена в начале XX века и долгое время оставалась на обочине внимания.

Все изменилось в 2013 году, когда БПЖД получила официальный статус заповедной. Это стало возможно благодаря настойчивости энтузиастов – историков, краеведов, железнодорожников, которые буквально спасли линию от забвения и демонтажа. Особую роль сыграл Алексей Вульфов.

-4

Теперь более 200 объектов вдоль БПЖД находятся под государственной охраной как объекты культурного наследия. Это не только вокзалы, но и водонапорные башни, жилые дома, платформы, казармы, старинные указатели, стрелочные будки и прочие элементы, без которых невозможно представить железную дорогу начала XX века.

Особое внимание уделяется станции Куженкино, где полностью отреставрирован вокзальный комплекс. Сейчас здесь действует музей, рассказывающий о Бологое-Полоцкой дороге и людях, строивших ее более века назад.

-5

Среди объектов – вокзал, сторожевой дом, керосиновый погреб, гидроколонка, водонапорная башня и даже настоящий стрелочный перевод, который пассажиры ретропоезда могут перевести собственными руками.

Ретропоезд как машина времени

Ретропоезд «Селигер», курсирующий по БПЖД, стал неотъемлемой частью этого уникального маршрута. Состав состоит из современных сидячих вагонов, которые следуют под паровозом.

-6

Во пути поезд делает 30-минутную остановку на станции Куженкино, где пассажиры могут посетить бесплатную экскурсию и посмотреть, как паровоз заправляют водой.

Утраты и надежда

Несмотря на заповедный статус, железная дорога остается уязвимой. В июле 2021 года полностью сгорел вокзал бывшей станции Черный Дор. Это было одно из старейших зданий на линии, построенное в самом начале XX века.

-7

Удивительным совпадением стало то, что за несколько дней до пожара было подписано распоряжение о демонтаже вокзала – несмотря на охранный статус. Пожар, случившийся как раз перед началом демонтажных работ, стал для многих трагическим и подозрительным событием. Здание утрачено безвозвратно.

-8

Похожая участь едва не постигла и Баталино. Пожар 2022 года уничтожил багажный сарай и навес – сооружения, которые могли бы исчезнуть навсегда. Но в этот раз железнодорожники пошли по другому пути – они восстановили утраченные постройки.

Посмотрим, как будут относиться к железной дороге дальше.