Когда в 1922 году большевики вскрыли раку с мощами князя Александра Невского, советские граждане впервые увидели на экранах кинотеатров то, что веками считалось священным и недоступным.
Камера зафиксировала процесс эксгумации, который призван был не только разуверить народ в чудесах, но и утверждать новую парадигму мышления - материалистическую, научную, свободную от мистики. Так началась одна из самых резонансных антирелигиозных кампаний, в которой не пощадили даже покровителя Петербурга.
Масштаб этой инициативы был беспрецедентным: уже в феврале 1919 года Советская власть дала старт организованному вскрытию и ревизии святых мощей. Под лозунгами науки и просвещения, скрывался иной замысел - разрушение вековой традиции и обличение Церкви в обмане.
Хотя экспроприацию церковных ценностей оправдывали экономической нуждой, изъятие мощей трактовалось как борьба с религиозным суеверием. Людей должны были убедить: "нетленные тела" - вовсе не чудо, а результат хитроумной мистификации.
Так, согласно писателю Льву Ригельсону, культ мощей у русского народа порой выходил за рамки канонов, и это вынуждало священников придавать теме нетления чрезмерную значимость. Например, если форма раки напоминала человеческое тело, то и ожидали, что внутри находятся нетленные останки. Однако вскрытия нередко опровергали эти ожидания - из ковчегов извлекали истлевшие кости или муляжи, изготовленные из воска или металла.
Даже когда находили относительно сохранные ткани, объяснение у материалистов было простое - не святость, а особые условия хранения. В музеях такие останки демонстрировали рядом с чучелами животных и сопровождающими подписями: "мумифицированный труп".
Не был обойден вниманием и один из самых почитаемых святых России - князь Александр Невский. Его почитание началось в XIV веке, после того как пономарю Богородицкого монастыря во Владимире явилось видение: князь благословлял своего потомка Дмитрия Донского на битву. Вскрытие раки тогда подтвердило нетленность и благоухание останков, что легло в основу канонизации Александра Ярославича.
К XVIII веку память о князе была тесно связана с Петербургом. По указу Петра I, в 1710 году начали строительство монастыря в его честь. Именно сюда позже были перенесены мощи, размещенные в раке из российского серебра весом полторы тонны - выдающемся образце декоративного искусства того времени. Летописцы сообщали, что перед погребением Петр лично открыл ковчег, взглянул на мощи, а затем выбросил ключ в реку - вероятно, чтобы никто более не тревожил святыню.
Но в 1922 году ковчег все же открыли. Среди участников эксгумации были ювелиры, судебные эксперты, представители власти и духовенства, а также толпа горожан. Процесс снимали на пленку - хроника вскрытия была показана в кинотеатрах, служив примером "разоблачения церковного обмана".
Много времени заняло снятие покровов. Внутри оказалась подушка, обтянутая оранжевым атласом, лиловое сукно и небольшая шкатулка. Там под стеклом лежали истлевшие фрагменты костей - берцовые, ребро, остатки височной и ключичных. Всего насчитали 12 небольших костей разного цвета. Эксперты даже предположили, что они могли принадлежать разным людям. Священнослужители же возразили:
"Святость не в составе костей, а в силе Господа, дарующей нетленность лишь на нужный срок".
Сторонники «разоблачения» ссылались на пожары. Согласно Никоновской и Воскресенской летописям, в 1491 году во Владимире пожар якобы уничтожил мощи князя. Однако позже была принята иная версия - останки пережили бедствие чудесным образом. Петр Красиков, глава военно-следственной комиссии, утверждал, что нетленность - это миф, и якобы вскрытие подтвердит обман.
Оказалось, что еще в 1917 году при секретной инспекции представители Синода обнаружили в раке не только останки, но и восковую голову, а также чучело, набитое ватой. Кости были зашиты в мешки, а рядом лежала записка:
"Мощи собраны после церковного горения".
Позже выяснилось: в 1723 году при зимовке в Шлиссельбурге павильон с мощами сгорел. Не исключено, что тогда и появились заменители. Член ревизионной комиссии Сергей Каблуков предположил, что восковую куклу создали по указанию самого Петра, хотя архивы подтверждали подлинность костей. Восковую голову уничтожили, мешки с останками вернули в раку - именно в таком виде они предстали перед комиссией в 1922 году.
После осмотра раку разобрали. Её серебряные элементы вывезли в Эрмитаж, где они находятся и по сей день. А найденные останки разместили в музее атеизма в Казанском соборе. Только в 1989 году мощи Александра Невского вернулись в лавру, но гробница, как символ государственности и искусства, так и осталась в музейных фондах. Общественность до сих пор требует вернуть её в монастырь.
Циркуляр Народного Комиссариата Юстиции, вышедший в августе 1920 года, предписывал действовать без колебаний: уничтожать культ мощей, возбуждать уголовные дела против лжесвятых и разоблачать шарлатанов публично - дабы не оставить шансов на эксплуатацию «народной тьмы».
Ставьте лайк чтобы поддержать статью👍 и пишите свои мысли в комментариях!