Представьте себе: человек, который начал свой путь с нежных фортепианных пьес, вдруг превращается в настоящего народного любимца, чьи песни звучат из каждого окна! От романтических баллад, что трогают до глубины души, до убойных рок-хитов, под которые хочется танцевать до упаду. Это всё о нем – о Давиде Тухманове, чья жизнь и творчество были полны невероятного разнообразия.
Будущий народный артист РФ появился на свет в семье, где музыка витала в воздухе. Его папа, Фёдор Тухманов, был инженером, а мама, Вера Карасёва, – композитором. Ну, вы понимаете, с такой мамой судьба Давида была предрешена! Музыкальное образование началось дома, а потом продолжилось в знаменитой Гнесинке. Преподаватели сразу разглядели в юном Давиде искру таланта – его первые баллады и пьесы уже тогда говорили о многом.
С седьмого класса он постигал тайны теории музыки под чутким руководством Льва Наумова, а в конце 50-х с гордостью поступил на композиторское отделение "Гнесинки". Дипломная работа – это же не просто "корочка"! Тухманов создал целую ораторию "За далью даль" по мотивам поэмы Твардовского, да ещё и цикл баллад на стихи Генриха Гейне, которые потом с таким блеском исполнял Александр Градский.
Армия для Давида Фёдоровича тоже не прошла даром – он руководил оркестром! А после службы с головой окунулся в мир аранжировок. В 60-е этот классически образованный композитор вдруг решил покорить эстраду. И, знаете, у него это получилось! Народная любовь обрушилась на него после выхода "Последней электрички" на стихи Михаила Ножкина. Этот хит распахнул для него двери телевидения. Но стал ли он от этого более открытым? Сегодня, 20 июля, народному артисту РФ исполняется 85 лет, и мы, словно на электричке, отправляемся в увлекательное путешествие по волнам его памяти.
Классик и бунтарь: как Тухманов перевернул мир музыки
Представьте себе: музыкант, который впитал классику с молоком матери, вдруг открывает для себя джаз, авангард и, о боже, The Beatles! Давид Фёдорович начал смело экспериментировать, создавая невероятную эклектику в своей музыке, но при этом оставаясь верным своим классическим корням. "Последняя электричка" была только началом. Вскоре после неё появились патриотические хиты, которые знала вся страна: "Мой адрес – Советский Союз", "Мы – большая семья".
В конце 60-х он совершил ещё один прорыв. Вместе с поэтом Онегином Гаджикасимовым они создали "Восточную песню". Эта композиция не просто сделала знаменитыми авторов и первого исполнителя, Валерия Ободзинского, – она стала настоящим хитом на все времена! В нулевых она получила второе дыхание благодаря группе "Премьер-министр", и до сих пор звучит свежо и актуально.
Влияние The Beatles достигло своего пика в альбоме "Как прекрасен мир". Тухманов, подобно своим западным коллегам, создал концептуальную пластинку, где все песни были объединены одной идеей, словно части музыкальной сюиты. Он никогда не скрывал своего вдохновения и всегда подчёркивал, что каждый его диск – это эксперимент, поиск чего-то нового, необычного и цельного в творчестве. В 70-е Давид Фёдорович писал музыку для фильма "Эта веселая планета" и привносил элементы рока в аранжировки популярных ВИА, таких как "Лейся, песня", "Самоцветы" и "Веселые ребята".
А вот в 1975 году музыкант оказался на волосок от грандиозного скандала. Его песня "День Победы" на стихи Владимира Харитонова была забракована худсоветом, который посчитал её "легкомысленным фокстротом". Цензоры были категоричны. Но тут на сцену вышел Лев Лещенко, который уже сотрудничал с Тухмановым. Он рискнул! Без всякого разрешения сверху он исполнил эту песню на концерте, посвящённом Дню милиции. И что вы думаете? Композиция мгновенно стала народным хитом, а затем и вовсе превратилась в главный гимн 9 Мая. Поразительно, правда?
Чтобы выпустить свой культовый альбом "По волне моей памяти", Тухманову самому пришлось пойти на хитрость. Перед худсоветом он сыграл композиции, пропитанные духом британского арт-рока, нарочито медленно. Цензоры, видимо, решили, что это что-то классическое, и дали добро. А вот потом, получив одобрение, Давид Фёдорович, уже дома, без лишних согласований, занялся аранжировками, значительно ускорив темп треков. Каким-то чудом ему удалось протащить в массы песни с виртуозными соло и голосами молодых, никому не известных артистов. В то время это было настоящей революцией в советском искусстве!
От рока до оперы: неуёмный поиск и личные драмы
Концептуальный альбом Тухманова разошёлся тиражом в 2,5 миллиона экземпляров, став настоящей легендой. Особенно полюбилась меломанам песня "Из вагантов", которую все знают как "Песенку студента" или по первым строчкам – "Во французской стороне…"
Эксперименты по смешению стилей продолжались. Появились песни "Так не должно быть", "Олимпиада-80", "Как жаль". Тухманов сыграл огромную роль в становлении таких звёзд, как Валерий Леонтьев, Александр Барыкин, Яак Йоала. А его сотрудничество с группой "Москва" в очередной раз показало, насколько он увлечён рок-музыкой.
Его новаторские взгляды позволили ему возглавить проект "Электроклуб", где впервые зажглись звёзды Ирины Аллегровой и Игоря Талькова. Именно Тухманов подарил Талькову хит "Чистые пруды" на стихи Леонида Фадеева. Однако вскоре Игорь отправился в "свободное плавание". В конце 80-х Тухманов неожиданно для многих начал совместный проект с Юрием Энтиным: они написали мюзикл "Багдадский вор", а затем создавали композиции для "Непосед".
Но, как это часто бывает, в жизни великих творцов случаются переломные моменты. В 1990 году Давид Фёдорович перебрался в Германию.
"Скорее всего, мне просто захотелось пожить там и посмотреть мир, – объяснял артист годы спустя. – То, чего советские люди были в достаточной мере лишены. Тем более, я много читал про художников и композиторов прошлого, которые часто уезжали жить за границу, и это было только на пользу их творчеству. Ко всему прочему, 90-й год: эта беспросветная рутина, этот режим, который порядком уже надоел. Так что в определённой мере это был и какой-то внутренний протест. Но эмигрантом я себя никогда не считал. Просто был период длительного, скажем так, путешествия".
На Западе Тухманова, конечно, никто не знал, и он, не стесняясь, трудился простым пианистом в ресторанах.
"У меня не было какой-то постоянной работы, играл время от времени, даже не так часто, как нужно было, – я ведь ещё и продолжал заниматься сочинительством, кое-что делал для оркестров телевидения и радио. Но самое главное – я по-прежнему продолжал зарабатывать музыкой",
– подчёркивал композитор.
Возвращение не стало для него испытанием: в 1994 году он впервые прилетел в Москву после отъезда в Европу, а в 1998-м окончательно вернулся на Родину, хотя и продолжал жить на три страны – всё чаще композитор бывал в Израиле.
Хотя раньше Тухманов признавался, что сочинение песенных мелодий пробуждает в нём азарт, в нулевых он заявил, что теперь его интересуют более крупные формы. И он не обманул! Композитор писал для Всемирных Юношеских Игр, создал музыку для спектакля с Людмилой Гурченко "Мадлен, спокойно!", написал оперу "Царица" и целый цикл на стихи Пушкина. Вот это размах!
Три брака: тайны личной жизни гения
Как и многие творческие натуры, Давид Тухманов видел в своих спутницах не только хранительниц домашнего очага, но и настоящих партнёров. Его первая супруга – поэтесса Татьяна Сашко – яркое тому подтверждение. Она не только написала текст к легендарной песне "Эти глаза напротив", но и обладала невероятным чутьём на хиты, помогая мужу подбирать стихи и находить исполнителей для его альбомов.
В 1974 году у пары родилась дочь Анастасия. Вопреки всем ожиданиям, она не пошла по музыкальным стопам, а окончила МГИМО. Почему же распался союз родителей этой талантливой переводчицы и журналистки? Поклонники композитора до сих пор гадают. Так или иначе, в интервью нулевых Тухманов с грустью признавался, что не общается ни с первой супругой, ни с дочерью. Это, конечно, очень печально…
Следующей избранницей музыканта стала Наталья. Но этот союз продлился всего два года. А вот после развода разразился настоящий скандал! Пока Тухманов был в Германии, его бывшая супруга, воспользовавшись его отсутствием, сменила замки в их пятикомнатной квартире и завершила процесс приватизации. Представляете?
Отстаивать свои права пришлось через суд. И, по слухам, представителем Тухманова в этом непростом деле выступила… его первая жена, Татьяна Сашко! Вот это поворот! Впрочем, от выяснения, кому же досталась элитная жилплощадь, публику отвлекли новости из личной жизни композитора: в Германии он встретил певицу Любовь, которая стала его третьей женой.
Эта пианистка годами работала в ресторанах и кафе, где и пересеклись их пути с Тухмановым. Роман "на профессиональной почве", как выражался сам артист, привёл к долгой и, хочется верить, прекрасной истории любви, которую супруги пронесут через всю жизнь. Ведь так хочется верить в счастливый конец, правда?
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!