Это продолжение повествования про наше путешествие в Грузию в августе-сентябре 2022 года. НАЧАЛО ЗДЕСЬ
--------------------------------------------------------------------------------
Ночь в Гудаури прошла тихо и спокойно — хоть мы и стояли практически вдоль трассы, но ночью по серпантину никто особо не ездил и спать нам не мешал. Утром, едва мы встали, умылись и приступили было к приготовлению традиционного кофе, как я увидел, что к нам решительным шагом идёт какой-то мужчина. Я высказал предположение, что раз мы встали на выровненной для строительства площадке (тут и трактор стоит), то, наверное, мы мешаем рабочим или стоим на частной территории. Однако, всё было не так.
— Доброе утро! Вы не поможете нам? У нас автобус не заводится, аккумулятор сел. — Мужчина показал на большой туристический автобус на другой стороне дороги, у отеля.
— А у вас 24 вольта? У нас 12…
— Да, но там два аккумулятора, один совсем плохой. - Мужчина говорил с мягким грузинским акцентом, но на очень хорошем русском.
Мы погасили чайник, подъехали к автобусу. Я сначала хотел стартерным аккумулятором и генератором дать заряд, но подумал, что лучше поберечь автомобильную систему и переставился задом, где у нас расположен сервисный. Мне протянули два провода и я накинул клеммы.
— Нам поляков везти, группу, а не завёлся…
— Так ты скажи им, пусть толкнут!
Посмеялись.
— Подержи несколько минут, пусть возьмет заряд. — Попросил грузин. Подержал.
— Давай второй, я сейчас провода перекину.
— Всё правильно перекинул? Не попутал полярность?
— Нет-нет, все правильно, это плюс, это минус!
Накидываю клеммы с громким хлопком и сантиметровой искрой! Да ты ж!
— Точно ничего не перепутал? У меня там искра слона убьет!
— Нет-нет! Это как раз севший…
Опять накинул, подержал, ребята попробовали провернуть двигатель и… Дрррррр…
— Спасибо, друг! — Ребята расплылись в улыбке. Автобус исправно тарахтел на холостых. Я закрыл двери и собрался отъехать.
— Постой, погоди, сейчас! — Мужчина отбежал куда-то в автобус и выскочил обратно. — Держи!
Он протянул 5 евро.
— Да не надо ничего!
— Возьми-возьми! Вино себе купишь! Если проблемы будут с машиной, я тебе помогу!
Я помахал ему рукой и отъехал на прежнее место. Ну ладно, дают — бери, бьют — беги. Пусть лежат, может и пригодятся когда. (не пригодились, лежат уже три года как сувенир). Позавтракали, автобус загрузил поляков и умчал на какие-то достопримечательности. Нам тоже пора бы, вчера вот Арку Дружбы в сумерках проскочили, надо заехать. Девчонки увидели осликов и побежали к ним, а я запустил коптер, пролететься над Гудаури.
Гудаури это небольшое село, самое высокогорное на Военно-Грузинской дороге, находится неподалёку от Крестового перевала на высоте 2150 м над уровнем моря. Известно, кроме этого, горнолыжной трассой, работающей ещё с советских времён. Для лучшей доступности проложена канатная дорога, поднимающая на высоту в 3307 метров. Всего этого с нашей стоянки не было видно, но позже загуглил про эту местность, чем с вами и делюсь.
Осликов покормили морковкой и поехали к Арке. Место интересное, с прекрасным обзором на долину Дьявола. Не знаю, чем обусловлено такое название, но выглядит оно довольно мирно, с небольшим круглым озерцом далеко внизу. Справа видны водопады, а наличие внизу грунтовой дороги подразумевает, что туда можно спуститься.
Арка — место традиционное для туристов, но в порядок привели его сравнительно недавно и недавно стали развивать — появились летние кафешки, но в целом вокруг просто поле и всё. Сама Арка появилась в 1983 году, на 200-летие присоединения Грузии к Российской Империи. (удивительно, что её отреставрировали в 2017м, а не снесли. И это радует)
Мы посмотрели, полюбовались, полетали, а потом Лена увидела выступ над пропастью и решила туда добраться и чтобы я полетал вокруг неё и сделал красивое видео. Чтобы не таскать с собой лишнее по жаре, я взял лишь 1 аккумулятор для коптера и заряда оставалось 23 процента. Ну, для короткой минутной съёмки хватит, решил я и запустил его в воздушное пространство. Лена стояла на краю скалы, я отлетел метров на 20 от неё и стал выбирать точку съёмки. Решил подняться чуть выше и понял, что дрон не слушается. Мало того, он показал критически низкий заряд и стал идти на посадку! В ущелье! Я на максимум дал ему полный вперёд и вверх, он устремился к нам навстречу и…
"Прощай, наш верный помощник, прощайте 50 тысяч…"
Каким-то чудом он дотянул до скалы, каким-то чудом там нашлось крохотное место с густой травой на полметра ниже той точки, где стояла Лена. Коптер грохнулся в траву и запутался винтами в траве. Лена, позабыв про боязнь высоты, легла на уступ и дотянулась рукой до летучей кинокамеры. На экране я увидел движение, камера продолжала съёмку. Лена схватила коптер и принесла его к незадачливому пилоту, у которого тряслись руки. С тех пор я никогда не поднимал летуна, если заряд был меньше 50-60%. Сильный ветер, который я не учёл, быстро вымотал аккумулятор дрона и 23х процентов для такого полёта было крайне мало. Ну, я учусь на своих ошибках, а мудрецы на чужих!
Зато мы нашли воду, тут же, на импровизированной стоянке, чем и воспользовались. Там был шланг и мы просто воткнули его в свой бак, пополнив все наши запасы. Арку посмотрели, пора двигать в сторону Тбилиси. В интернете мы нашли, что рядом с современной столицей Грузии находится древняя — Мцхета и решили туда заехать. Для этого нам нужно было вернуться до Гудаури и проехать дальше, по извилистому Земомлетскому спуску. Там большая разница высот (на 1000 м) на сравнительно небольшом расстоянии. Поэтому спуск имеет 6 ярусов, которые вырубили в скалах, и сам по себе является памятником человеческому труду, помимо его живописности.
Теперь мы не боялись горных дорог и серпантинов, а этот был один из самых крутых по спускам и подъёмам. Если раньше я дымил колодками на раз-два (Крым, Дагестан), то сейчас научился правильно выбирать передачи и скорость движения. Бус задорно катил по горной дороге, местами были небольшие пробки из-за фур, некоторые из которых при повороте занимали все существующие 2 полосы. Милана села между нашими сидениями, чтобы было лучше видно дорогу и мне пришла в голову мысль, что нам нужно откидное складное сидение по центру. Например, от Делики. Ни у кого не завалялось?))
И вот так мы ехали и спускались вниз и вышли на сравнительно равнинное место. Поскольку у нас теперь был интернет, то в качестве навигации мы использовали привычный "Яндекс.Навигатор". "Maps.me" мне не понравился — неудобный интерфейс, ограничение скорости и текущую скорость показывает неудобно, трудно считывается, поэтому возврат к привычной навигации был бальзамом на душу.
Нашей следующей точкой была крепость Ананури, которая находится прямо у Военно-Грузинской дороги в 60 км от Тбилиси. Пока мы к ней едем, Лена покопалась в интернетах и поведала нам такую историю.
Построили эту крепость в XVI веке для защиты дороги, что шла от города Душети на север. В то время Грузия не была единым государством и состояла из отдельных княжеств. И вот на слиянии двух рек — Ведзатхеви и Арагви была построена башня, а затем и крепость. Она отразила множество набегов, как от других княжеств, так и от иранских шахов. Во время этих набегов население Душети и прилегающих населённых пунктов могло пройти мимо крепости и укрыться в горах, а крепость "затыкала" собой дорогу, защищая от врага. В XIX веке, после присоединения Грузии к Российской Империи тут находился русский военный гарнизон, который защищал единственную дорогу, связывающую эту часть Грузии с Россией.
На территории крепости сохранилось несколько зданий и одно из них это храм Успения, выполненный в необычном архитектурном стиле, напоминающий ранний псевдогрузинский и выполненный не из кирпича, как уже строили в то время, а из камня. По всей видимости архитектор хотел построить что-то в стиле XIII века, но воспроизвести прошлое (как говорят специалисты) у него не получилось. Это показывает, как трудно воспроизвести то, что уже давно вымерло. (далеко за примером нам, как жителям Петербурга ходить не надо — достаточно прийти в центр города и посмотреть на вкрапления современных зданий в исторические кварталы. Современные технологичнее, но гораздо скучнее, несмотря на то, что архитекторы старались хоть как-то приблизиться к петербургской классике. — отвлёкся). Строителям Храма хотелось построить что-то в классическом стиле, но сделать подобное они уже не смогли. Потому что время другое, люди, технологии. Нельзя в XVII веке строить как в XIII. Поэтому ананурский храм и остался единичным экземпляром подобного стиля.
Мы доехали до Храма, который стоит прямо перед высоким мостом через Арагви и нашли место для парковки. Как всегда перед подобными сооружениями есть небольшие лавки с сувенирами, легкая закусь с напитками. Мы посмотрели ассортимент и вошли в крепость.
Если вы хотите найти там какую-то экспозицию, то её нет. Внутри крепости как-то запущено, видно, что что-то неспешно реставрируется. Храм открыт и туда можно пройти. Посетить это место можно ради архитектуры, побродить по башне, сделать оттуда несколько красивых снимков, полюбоваться открывающимися видами. Мы провели там около часа, заглянув во все уголки и забравшись везде, куда только можно.
Теперь можно ехать в Мцхету. Она совсем рядом с Тбилиси, там, судя по данным интернета, тоже есть что посмотреть, всё же древняя столица Грузии. Мы уже выехали с серпантина, любуясь красивыми видами вдоль дороги. Как я упоминал в предыдущей части повествования, ехали мы неспешно (70-75 км/час), разглядывая достопримечательности и экономя топливо. Видимо, это и послужило толчком к единственному инциденту на дороге, за всё наше пребывание в Грузии. Нас резко обогнала красная Мазда и ударила по тормозам. За рулём сидела женщина. Хочется думать, что не российские номера послужили триггером для её поступка. Мы ехали неспешно, я даже не сильно тормозил, чтобы избежать ДТП. Мазда дала по газам и скрылась за очередным поворотом.
Мцхета. Небольшой городок, расположенный у слияния Арагви и Куры, является одним из древнейших городов Грузии. Был основан в V веке, а археологические находки на его территории говорят о том, что на этом месте ещё во II веке до н.э. было поселение.
Его визитной карточкой можно назвать квартал вокруг кафедрального храма Светицховели, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Это самое большое историческое здание из сохранившихся до наших дней. Мы долго петляли по узким улочкам Мцхеты, чтобы найти парковку, ибо везде в центре либо шлагбаумы, либо платно, а мы планировали тут переночевать. В итоге нашли место возле сквера, в 5 минутах неспешной ходьбы от храма.
Красиво, конечно, что тут скажешь. У каждого посещённого нами места какая-то своя атмосфера, вкус. Вот и здесь в воздухе витало что-то необычное. Вроде юг, но как-то иначе, не как в Дагестане или Чечне. Что придаёт оттенки атмосфере — не знаю. Но в этом и кайф путешествия, окунаться в иные ощущения, чувствовать неуловимые нюансы нового места! Конечно, в старом городе есть улочка, где стоят лавки, кофейни, где постоянная движуха. В Мцхете это улица Арсухидзе.
Кстати, путешествие в Грузии осложнено тем, что если названия населенных пунктов на дорожных указателях дублируются на английском, то названия улиц — нет. Поэтому даже простая прогулка по городу превращается в квест с телефоном в руках. В Яндекс.Навигаторе, к примеру, названия улиц пишутся и на русском, что сильно облегчает прогулку.
Нам хотелось перекусить местной еды и Лена стала искать в интернете какой-нибудь ресторанчик с хорошими отзывами. И мы такой нашли. У него даже вывески нет, внутри два зала, верхний и нижний, оба большие и люди во всех двух залах были только за одним столиком. Второй заняли мы. Судя по количеству посетителей, можно было подумать, что тут отвратно готовят, но отзывы говорили об обратном. Мы заказали по 5 хинкали, 1 большой хачапури на троих и поллитра домашнего красного вина. Всё это вышло на 1200 наших денег, заказ принесли быстро и мы приступили.
Ребята, будете в Мцхете, обязательно зайдите туда поесть. Кухня обалденная, очень вкусно! Место это называется ресторан Opizari, ул. Мамулашвили 2, а чтобы туда попасть — вот вам координаты 41.844732,44.721058. Это буквально пять минут пешком от храма Светицховели, вы всё равно там будете гулять. Из окон ресторана открываются виды на горы, на монастырь Джвари, который в темноте подсвечивается. Домашнее вино было очень вкусным и мы пожалели, что взяли мало. Приняли нас как старых гостей, хорошо изъясняются по-русски. Мы вышли оттуда уже в ночь, сытые и слегка хмельные, и неспешно потопали на вечернюю прогулку по Мцхете.
Её старую часть можно обойти минут за 30-40, заглядывая в интересные уголки. Мы сделали круг и вернулись к скверу у ресторана, возле которого был припаркован наш автодом. Место оказалось немного шумноватым из-за проезжающего транспорта, поэтому рекомендовать его мы вам не будем. Но ночь прошла спокойно и мы отправились в Тбилиси.
Попутно заехали в лесок, где позавтракали, приняли душ и слили горшок. Мы пользуемся исключительно зелёной жижей, которая предназначена для слива под кустик, в отличие от синей, которая допускает утилизацию только в канализацию.
От Мцхеты до Тбилиси меньше часа езды. Мы въехали по длинному проспекту в город, затем я, как это временами случается, немного не туда свернул и нас водило по узким улочкам, чтобы вернуть обратно. Не знаю, что случилось с моим навигатором, но тётка, там сидящая говорила "поверните направо" уже непосредственно на перекрёстке. Поэтому с какого-то момента мы стали ездить по двум навигаторам сразу, а Лена постоянно мониторила, когда именно нужно свернуть.
Движение в Тбилиси. Году в 1987-88м от школы, где я учился, было организовано путешествие в Тбилиси и часть класса на каникулы поехала в столицу Грузии. Наша семья была не шибко богатой и я не поехал. (или сам не захотел, не помню уже точно, я рос домашним ребёнком — велосипед и книжка были 2 моих лучших друга) Однако одноклассники рассказывали уже тогда, что ездят там крайне безобразно. Настало время проверить это, спустя 34 года. Но, либо менталитет поменялся у грузин, либо мои одноклассники приукрасили, либо везде стали ездить агрессивнее, чем 34 года назад и я не особо удивился местной манере езды на общем фоне. Ну скажите мне, где не поворачивают с правого ряда в левый? А где без поворотников не совершают маневры? (ща владельцы БМВ напряглись. Им вообще в 95% случаев западло ручкой щёлкнуть. А что, не так что ли, бээмвэшник?) В целом вполне всё прогнозируемо, но надо делать скидку на то, что мы ехали не на легковушке, а на большой железной машине. Я уже выработал манеру езды, неспешную, но тяжёлую — если кто внаглую пытается влезть, скорость не сбрасываю, говоря — не, я не приторможу. Вежливых пропущу всегда, наглых — никогда. (есть совсем наглые, но тут включается правило ДДД — рано или поздно они свой столб или бампер-швеллер сами находят)
Но вот организация движения в Тбилиси это что-то с чем-то. Для человека впервые туда приехавшего на своём автомобиле Тбилиси очень жёсткий город. Во-первых, развязки. Иной раз они довольно запутанны, плюс не забываем, что всё на английском (это в лучшем случае) или на грузинском и моментально сориентироваться невозможно. Во-вторых, в центре некоторые перекрёстки запрещают поворот налево и приходится ехать направо, затем прокрутиться там и вернуться на этот же перекрёсток, только уже с другой стороны. В-третьих, река Кура течёт по Тбилисской котловине, в которой и находится сам Тбилиси и делит его пополам вдоль. И чтобы попасть с одного берега на другой, тебе нужно по набережной проехать до моста. Понятно, что поездив там недельку всё встанет на свои места, но для нас было нервно. Кстати, то же самое сказали нам наши знакомые, кто тоже туда съездил.
А в-четвёртых, весь центр платный в плане парковок. Нам, конечно, был интересен Старый Тбилиси (а кому в Питере интересно Купчино или в Москве Новокосино?), но мы ехали по брусчатке и вертели головами аки совы, пытаясь найти место. В итоге мы нашли местечко в проулке как раз под наш бус, встали туда, но мы перекрывали ворота стройки. И хоть была суббота, но не факт, что кто-нибудь не приедет. Я прошёлся по округе, увидел ещё пару мест и зашёл в ближайшую лавку спросить, это чьё-то место или можно здесь встать. Кругом были маленькие двух-трёхэтажные дома и наверняка у людей есть свои привычные стоянки. Лавочник сказал, что вот туда я могу встать. Кое-как на узкой улице мне получилось задом заползти в указанное место, запрыгнув на поребрик, выровняться и когда я уже заглушил двигатель бабулька, наблюдавшая сверху с балкона за нашими действиями что-то по-грузински сказала лавочнику. И мы стали искать новое место.
Нашли мы его в квартале от главной площади Старого Тбилиси, на улочке имени Александра Дюма, напротив маленького ресторанчика. Там как раз было место втиснуться (именно втиснуться) и нам это удалось. Теперь можно пойти гулять по столице Грузии!
Поскольку мы были здесь впервые, то можно идти в любом направлении и всё равно будет интересно. Хотелось колориту и узкие улочки старого города как раз соответствовали поставленной задаче. Мы оставили бус на углу Котэ Абхази и Александра Дюма и прошли по булыжной мостовой до церкви Святого Креста (Мамаджвари). Мы прошли во дворик, заглянули в саму церковь. Красиво, необычно. Маленькое пространство, но очень уютное и не скажешь, что за забором большой город, что до площади Свободы, главной площади столицы Грузии 10 минут пешком.
Дальше наш путь пошёл в гору, улочки очень узкие, местами настолько, что доступны лишь для пешеходов. В какой-то момент над крышами домиков мы увидели огромную статую и решили подняться наверх. Пока шли узнали, что это памятник "Мать Грузия" (Картлис дедá) и там есть обзорная площадка и канатная дорога вниз, к реке Курé. Неплохой маршрут для знакомства с городом! Рассказывать о красоте и архитектуре грузинских домов я не смогу, лучше посмотрите фотографии.
Так мы добрались до памятника. Его построили в 1958 году на вершине холма Сололаки, и первоначально он был из дерева, а в 1963 его сделали из алюминия. Памятник символизирует Грузию, с вином в левой руке для друзей и мечом в правой для врагов.
В 1990м памятник демонтировали, реконструировали и установили на место. От него открывается поистине фешенебельный вид на Старый Тбилиси и можно залипнуть на долгое время, особенно, если ты вооружен какой-либо оптикой, разглядывая город с высоты птичьего полёта — Кура, крыши домов, церкви. Раньше это был пригород и тут селились зажиточные армяне, которых в те времена в Тбилиси было даже чуть больше, чем самих грузин.
Сейчас население столицы Грузии составляет примерно 1 млн 200 тыс человек, при общем населении страны в 3 млн 700 тыс. То есть — треть населения страны живёт в её столице! И действительно, Тбилиси очень людный город. Плюс большое количество туристов — как самих жителей страны, так и представителей других государств. Особо выделяются арабы, индусы и русскоязычные, их больше всего, но мы встречали и поляков и немцев и англичан в разных концах страны.
От памятника Матери Картвелов мы решили пройти до водопада, который увидели на карте, но оказалось, что он на территории Ботанического сада, но туда был длинный спуск, было жарко, спускаться было лень и мы в итоге увидели развалины какой-то древней стены и решили посмотреть. Я шёл первый, набрёл на какую-то башню и нашёл в неё ход. Там был крохотный закуток, на стенах которого были свечи, иконки, надписи. Мне подумалось, что тут когда-то была церковь и сейчас в это намоленное место приходят какие-то люди. Пусть будет так, может кто из наших читателей знает лучше эти места и поделится рассказом в комментарии. Я тихонечко вышел из этого места и мы вернулись к памятнику и пошли дальше, к крепости Нарикала.
Название перекликается с Дербентской Нарын-Кала и основали её примерно в те же времена. Даже архитектура и замысел был одинаков — сама крепость на горе, а с горы спускаются 2 крепостные стены до воды. В Дербенте в Каспийское море, в Тбилиси — в реку Куру. А между стенами сам город. Тем самым и город защищён и враг по берегу не пройдёт — с одной стороны гора, с другой — вода. В саму крепость мы решили не идти, а спуститься вниз на канатной дороге. В кассе можно купить билеты на всю кабинку, это стоит примерно как цена билета на одного человека и тогда кроме вашей семьи больше никто в ней не поедет. Мы так и поступили, чтобы была возможность хорошо поснимать в дороге.
Спустились мы в парк Рике, на другом берегу Куры. Парк был основан на песчаной отмели, отсюда и название "Рике", что в переводе с грузинского "песок". Мы прошли по его краю, чтобы подняться к возвышающемуся над Курой храму и памятнику Горгасалу. Отсюда открывается прекрасный вид на площадь Европы, на реку, на окрестные городские кварталы.
Памятник Горгасалу в народе называли "с лёгким паром" потому что, когда выходишь из бань, смотришь прямо на него. (про бани расскажем ниже)
В конце августа в Тбилиси жарко, поэтому, налюбовавшись видами, мы ушли с палящего солнца обратно к парку, а от него быстрым шагом двинулись к необычному по виду Мосту Мира. Его построили по указанию Мишико "Съешь Галстук" Саакашвили, в память конфликта 2008 года между Грузией и Осетией. Вообще, его (Саакашвили) в народе вроде как уважают — провёл реформу полиции (говорят, грузинские полицейские теперь не берут взяток), что-то сделал для города (видимо, мост и свой Дворец над ним). Мы натыкались время от времени на надписи "Миша" на заборах. Вот, про мост.
Это пешеходный мост причудливой конструкции, со стеклянной галереей. В народе за свою форму получил название "Прокладка", причём не та, что у вас в моторе или кране.
Мы прошли мост и вышли на "наш" берег. Где-то там стоит наш автодом, на улице… А как её? Я примерно понимал, в каком направлении нужно идти, но где на неё выйти? Я не стал заморачиваться и спросил у первого же прохожего возрастом старше, чем я.
— Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как пройти на улицу… Что-то там "котэ"? — Я показал пальцем в предполагаемую сторону.
— Здравствуйте! — С акцентом, но по-русски ответила женщина. — Котэ Абхази?
— Наверное, да.
— Ай! — и дальше на грузинском к ближайшему торговцу у лотка. Всё, что я понял "Котэ абхази". Начался быстрый диалог, результатом которого нам показали направление и куда и когда свернуть. Да, по-русски многие разговаривают, но если они родились до 90х. Позже мы столкнулись с тем, что в далёких от туристических мест молодёжь русского не знает, как и английского, впрочем. Тогда на выручку приходил язык жестов и телефон в качестве калькулятора.
Мы вышли на улицу имени контрреволюционера, генерала Русской Императорской армии Константина (Котэ) Абхази, а там, по уже знакомым ориентирам нашли наш бус. Сидим, отдыхаем, обедаем. И тут начинается какое-то шоу. Сначала сильно пьяный и по пояс раздетый мужчина что-то орал на всю улицу. Нам его экспрессия была непонятна, ибо он выражал свои эмоции на родном грузинском. Очень быстро (реформа, помним, да?) будто из под земли выросли полицейские, на автомобиле расцветки американской полиции (бело-чёрная), взяли его под белы руки, а ещё через три минуты подъехала "Скорая" и это был единственный FIAT Ducato, который мы вообще встретили в Грузии. Мужика упаковали в карету, через минуту подъехал второй полицейский экипаж. Мы обедали и смотрели на происходящее прямо перед нашим капотом. Подъехал третий (!) экипаж, возле скорой образовался консилиум из полисменов, движение транспорта на и без того узкой улице встало. Белый с жёлто-зелёными квадратами по бортам Дукато уехал и через минуту разъехались и все экипажи полиции. Мы как раз доели и решили ещё пройтись, заодно поменять рубли на лари.
Обменников в Грузии много, но не все из них могут предложить выгодный курс, поэтому приходилось идти или ехать и смотреть на светящиеся табло пунктов обмена валют. Мы нашли такой, практически в самом центре и поменяли очередные 10 тыс рублей, но на этот раз более выгодно, получив не 400, как в прошлый раз у дяди Гии, а 435 лари. Учитывая цену газированной литрушки воды примерно в 1 лари, можно понять, насколько этот курс был выгоднее.
Наша прогулка была в окрестностях нашей стоянки-ночёвки. Мы и так стояли в самом центре грузинской столицы, поэтому решили пройти этаким квадратом по кварталам. На одной из небольших площадей мы наткнулись на скейтеров. Там было что-то типа соревнований, причём был ведущий с микрофоном, он что-то комментировал, но по-английски. Может, эти маленькие соревнования были международного уровня? Мы постояли, посмотрели на прыжки участников через препятствия и пошли дальше.
Вообще, Тбилиси оказался довольно тихим для столицы городом. Или мы ходили где-то не там, но Петербург или Москва в центре гораздо люднее и шумнее, постоянно какая-то движуха, особенно летом, как сейчас. Стоило зайти на квартал от проспекта Шота Руставели, главной улицы города, как почти никого не встретишь. Да и на самом проспекте жизнь в основном была на стороне Парламента, на противоположной стороне улицы было вообще пустынно.
Мы прошлись с километр по Руставели и повернули обратно. Было уже довольно поздно, а в путешествиях мы старались лечь пораньше, чтобы вставать часов в 7-8 — так световой день захватывается больше, в темноте мало что увидишь, особенно на природе.
Ночь прошла спокойно, никто к нам не ломился. Было жарко и мы спали с открытыми люками и приоткрытыми окнами. Утром мне было как-то лениво куда-либо идти, плюс я хотел слить с камер отснятый материал и упорядочить его, разложив по папкам. Поэтому девчонки ушли на утреннюю прогулку без меня. Они добрались до района Абанотубани и это бани, да.
Это древнейший район Тбилиси и по преданию именно отсюда и начался Тбилиси. Тут издревле находились сернистые горячие источники и по легенде тогдашний царь Грузии Вахтанг Горгасали охотился в этой местности. Он увидел фазана и выпустил своего сокола. Когда птицы скрылись за лесом царь пошел их искать и обнаружил, что фазан был повержен и упал в горячий источник, в котором и сварился. Царю понравилось его открытие и он приказал построить здесь баню, от которой позже разросся целый квартал бань, а потом и город.
Даже название города имеет отсылку к этим источникам, ведь "тбили" и означает "тёплый", а "си" — "источник". Бани для горожан были не только местом для того, чтобы помыться, но и как бы клубом — здесь встречались, пили, ели, похмелялись, обсуждали сделки и последние новости. В исторических источниках упоминалось, что бани были традиционным способом досуга в Тбилиси.
Необычное место, в восточном стиле, много раз достраивалось, перестраивалось, разрушалось, снова строилось, переименовывалось. Здесь интересно прогуляться, попав в этакий Багдад на территории грузинской столицы.
Девчонки вернулись, мы что-то быстренько перекусили и поехали навстречу новым приключениям и впечатлениям. Мы устали от города и хотелось уже на природу, в горы, подальше от городской суеты.