Найти в Дзене
АвтоКочевники (VanLifers)

Грузия. 1я часть. საქართველო*

*) საქართველო - Сакартвело. Самоназвание Грузии, переводится как "Страна картвелов"

Когда мы только задумали и начали осуществлять постройку своего автодома, то Грузия была нашей первой целью для путешествия, но так получилось, что весна 20-го года внесла свои планы в жизнь авто- и просто путешественников — ковидные ограничения, запрет на выезд из страны… Мы с Леной успели получить загранпаспорта, готовясь к заграничным поездкам, но как раз в этот момент прилетел "подарок из Китая", заставивший весь мир съёжиться от незнакомой хворьбы. Затем мы два года (весьма не бесцельно!) ждали поднятия шлагбаумов на границе и как только это произошло, мы сразу поняли, надо ехать! Всё сошлось — Лена смогла получить весь отпуск целиком, а не поделённый напополам, а Милана (наша дочка) и вовсе получила загранпаспорт прямо в день нашего выезда!

Я уже неоднократно рассказывал, что мы избегаем платных дорог, поэтому маршрут до Владикавказа и Верхнего Ларса (единственный погранпереход с Грузией) мы проложили через Волгоград и Элисту. Трасса весьма качественна и не в пример трассе М4 "Дон" не такая забитая транспортом отпускников и фурами. А от Волгограда и далее через всю Калмыкию так и вообще пустынна, что позволяет ехать расслабившись. В Элисте, на уже знакомой стоянке у Хурула Будды Шакьямуни мы отпраздновали мой очередной день рождения. Поскольку мой ДР теперь почти всегда выпадает на момент, когда мы в путешествии, то последние несколько лет я встречаю этот день то в Крыму, то в Дагестане, теперь вот Калмыкия приютила.

Ехали мы наугад — попадём в Грузию или нет. Дело в том, что по местным законам любой иностранный коммерческий грузовой транспорт (в том числе и категории В) обязан получить так называемый "дозвол", что облегчит ваш кошелёк на 10-18 тыс рублей (на момент написания статьи - 2022г). Плюс к этому — грузовая очередь. Я, будучи подписанным на канал, где каждый день информировали о количестве машин на границе, был в курсе длиннющих очередей из грузовиков, где бедные дальнобои проводили по несколько суток. Да и у легковых временами случались какие-то коллапсы и собиралось по 200-300 автомобилей. Попасть в грузовую очередь означало для нас не попасть в Грузию вообще — смысл терять несколько суток в очереди, тогда уж поехать изучать наш Кавказ! По документам у нас автомобиль категории B(N1), что означает вроде как грузовик, но одновременно в СТС пометка — Легковые прочие (автодом). Мы надеялись, что на B(N1) внимания не обратят.

Во Владикавказе мы заправили полный бак под пробку и к 9 вечера добрались до границы с Грузией. Настал час истины. Мы достигли конца (или начала?) очереди из фур и нам тотчас наперерез бросился какой-то человек с пакетом. Что он хотел нам предложить я узнавать не стал, хоть и было очень любопытно, но я внаглую пошёл в объезд. Мы неслись вдоль длинной вереницы грузовиков и приехали прямо на пропускные пункты. Были открыты, наверное, все. Перед нами была очередь всего в 2 машины!

Подошёл погранец и попросил документы на машину. Показал. Он что-то там прочитал и молча вернул их. Пока всё не так уж плохо. Минут через пять обе машины, стоявшие впереди, уехали дальше и настала наша очередь. Погранец залез в бус, весьма поверхностно заглянул по углам (даже полок не открывал, только в санузел заглянул, не прячется ли кто) и дал добро. Нам проштемпелевали паспорта и мы выехали на нейтральную полосу, потеряв в общей сложности минут 15-20.

Грузинские пограничники даже не заглянули в бус, только попросили открыть задние двери. Под кроватью у нас были три запакованные коробки. Наши питерские коллеги-автодомщики попросили нас привезти жидкости для туалета. Ребята торчали в Грузии уже больше месяца и планировали задержаться там ещё какое-то неограниченное количество времени, а вот с жидкостями для туалета в Грузии была напряжёнка. Для них мы везли 2 коробки с жидкостями и ещё одну коробку купили себе.

— Что это? — указал грузинский погранец на нераспакованные серые коробки с логотипом одной он-лайн торговой площадки.
— Жидкости для туалета.
— А в этой?
— Тоже жидкости для туалета и вы не поверите, в третьей тоже.
— Зачем в туалет жидкости? — Был задан нелепый для автодомщика вопрос. Я только было открыл рот, чтобы начать инструктаж по пользованию горшком, как страж границы жестом заткнул меня и сказал:
— Это штоби кагда сходищ нэ пахла да?
— Да! — Обрадованно сказал я.
— Проезжайте.

Прохождение грузинской границы заняло минут 10. Мы было поехали дальше, но в чёрной-пречёрной южной ночи увидели, что вокруг высокие горы, а значит, должно быть красиво, а мы всё пропустим? Развернулись и встали на стоянке прямо у границы. Так мы и провели первую ночь в Грузии.

Нашими первоначальными задачами было обеспечить себя местными деньгами, связью и страховкой на автомобиль, ведь мы въехали в страну, не имея ни одного лари в кармане. Чтобы не попасть случайно в роуминг мы попросту вытащили свои российские симкарты из телефонов. Дома я установил навигатор MapsMe и закачал карту Грузии, чтобы можно было проехать какое-то время по стране без интернета. Деньги мы везли наличкой, родные российские рубли.

Мы поехали изучать новую для нас страну, но проехали всего-то метров 600, как упёрлись в первую же достопримечательность — Дарьяльский монастырь. Это сооружение Х века (конечно же, многократно реставрированное и достроенное за века) и находится в очень живописном месте, короче, проехать мимо мы не могли.

Мы сначала вместе прогулялись по территории монастыря, а потом как-то все разбрелись и я один полез в гору по железной лестнице. Лена, как оказалось, пошла к горной речке, а Милана и вовсе куда-то свернула, потеряла нас и потом ходила искала, но мы хорошо попрятались. Я даже нашел какой-то грот в скале, где лежат стройматериалы и там что-то делают, может кельи для монахов, как в Крыму, в Инкерманском Свято-Климентовском мужском пещерном монастыре. Потом ко мне присоединилась Лена и мы вместе спустились вниз и нашли Милану.

На переднем плане монастырь, на дальнем — погранпереход. Так близко всё
На переднем плане монастырь, на дальнем — погранпереход. Так близко всё

Мы поехали дальше, в поселок Степанцминда, бывший Казбек, потом Казбеги, в общем, в разных картах он по-разному зовётся, но для нас важно было то, что от него идёт дорога на Казбек, а мы после Приэльбрусья стали почитателями снежных вершин. Мы не спеша ехали по Военно-Грузинской дороге, которая сама по себе памятник то ли природы, то ли человеческому труду. Я ехал расслаблено, поменяв свою и без того неспешную манеру вождения на вовсе созерцательную — мы ехали 70-75 км/час. Конечно же, чтобы успеть наслаждаться красивыми видами! Ну ладно, и ради экономии дорого здесь топлива тоже. Мы въехали в страну картвелов, так переводится самоназвание страны Сакартвело с полным баком и я старался проехать на дешёвом российском топливе как можно больше. Всё же, всё познаётся в сравнении, м-да.

Как вдруг Лена завизжала так, что я чуть не навалил кирпичей на дорогу!
— Казбек!
Блин, так же можно заикой стать! Действительно, справа из-за горы показалась снежная вершина главной горы Грузии. Даже никуда ехать не нужно — вот она, прямо с трассы видна. Однако, на эту гору у нас были свои планы — где-то рядом есть Троицкая церковь в Гергети, откуда по рассказам других путешественников открывается живописный вид на Казбек.

Первое знакомство с Казбеком
Первое знакомство с Казбеком

Страховкой мы обзавелись в будке у Военно-Грузинской дороги, на месяц она обошлась нам в 1800 руб и купили мы её именно за рубли. И сразу свернули к Казбеку. Мы уже прочитали, что раньше была плохая грунтовая дорога, по которой можно добраться до церкви, а потом сделали новую хорошую дорогу и теперь проблем с подъёмом нет. Но, читая разных авторов и статьи, написанные в одно и то же или близкое друг к другу время информация была разной — кто-то писал, что проблем нет, любая легковушка, кто-то — нужен джип. Странно как-то, настолько разные речи. Что ж, вот и узнаем, что там на самом деле.

Нормальная дорога, хороший асфальт, стоянка с кучей Митсубиси Делика, оттуда выбегает мужик и машет руками, типа стой! Ага, щаз. Знаем мы таких, ещё в Крыму столкнулись с извозчиками, которые тебе говорят "Э, туда не проедешь!", а мы проезжали. Пролетаем мимо зазывал, поворот и… Поперёк дороги стоит белый внедорожник, рядом съезд на грунтовку. Подъезжаю к нему, машет руками, дальше нельзя. Лена сказала, что тут ремонт дороги, и табличка висела, что ремонт. Съезжаем на грунтовку и едем дальше. Первая передача, ухабы, камни, едем. Всё громыхает, кухонная утварь, вещи какие-то в багажнике… Ещё несколько Делик стоят. Я понимаю, что дальше мы не проедем. Нашёл место на узкой дороге и приткнул бус. И пошли мы пешком, потому как всего полтора километра до церкви. Ок, будем растряхивать накопленное за несколько дней сидения в креслах автодома. Кстати, мы заметили, что некоторые наши знакомые вэнлайферы изрядно так поднабрали солидности, приехав из дальних путешествий. Сидячий образ жизни и маленькое пространство дома — вот тебе и лишний вес!

Дорога стала ещё хуже. Сначала Лена говорила, что "надо было там аккуратно проехать и смотри, дальше нормальная дорога", но здесь уже было понятно, что для нашего Дукато подъем был бы не по силам. Время от времени мы видели брошенные автомобили, видимо, кто-то тоже понадеялся на свои возможности, но явно их переоценил и дальше пошёл пешком. Нас обгоняли лишь Делики, да всякие Пахеро, (именно так читается название Pajero, если вы не в курсе, это испанский язык) да Гелендвагены с Крузаками на больших злых колесах. Удивительно проходимый микрик Делика! А как там болтало туристов под вой бензинового движка! Почему-то именно бензинки там в цене, видимо, ввиду более простого ремонта. Уверен, что долго моторы там не ходят и капиталятся постоянно: высокие обороты, большие нагрузки, низкая скорость, пылища из-под колёс.

Делика штурмует высоту
Делика штурмует высоту

И вот мы выбрались на асфальт. Делики довольно урча моторами уносились вверх по чёрному ровному покрытию, а на развилке стоит полицейская машина в расцветке американской полиции — белое авто и чёрные вставки. Звезды шерифа не хватает и Ford Victoria Crown. В общем, доблестные служители не пускают по асфальту вниз, только в объезд по грунтовке. А мы пошли дальше, коротким путём в обход серпантина.

Как и было обещано, примерно полтора километра, но всё время в гору и мы слегка запыхались, когда выбрались снова на асфальт. Здесь было что-то типа плато, с довольно большой парковкой, впрочем, сейчас почти пустой. До самой церкви нужно было пройти ещё с полкилометра и её было хорошо видно с нашего места. Но нам и этого показалось мало — мы увидели, что сверху с горы спустилась пара с детьми и я спросил у них, как там вид.
— What, sorry?
— Ааа… — Пришлось срочно загружать в голову свой небольшой файлик с английским языком и дальнейшая беседа пошла на языке Шекспира. Семья поведала нам, что вот оттуда открывается потрясающий вид на Казбек (который и отсюда уже неплохо смотрелся), а вот если пройти ещё дальше, то там вообще вау. Пожелав друг другу приятного путешествия, мы полезли в гору, а они ступили на только что освобожденную нами тропу.

Приложение в телефоне поведало нам, что мы на высоте в 2300 метров, что для нас было рекордной высотой за все наши предыдущие путешествия. Мы потихоньку ползли в гору, время от времени останавливаясь передохнýть, чтобы не передóхнуть от жары и высоты. Да, середина августа в Грузии жаркая, даже несмотря на горы, было тяжко, плюс разреженная атмосфера. В какой-то момент мы уже еле тащили ноги, а вот Милана, на вид тонкая и хрупкая, как веточка, неожиданно шла в гору как по ровной местности! Стареем… В один момент мне даже как-то поплохело совсем, но я отдышался и мы полезли дальше.

Телефон показал нам 2480 метров, когда мы вышли на ровное место, покрытое зеленой травой. Отсюда Казбек был как на ладони, возвышаясь над нами ещё на добрых 2,5 километра. Его высота 5033 метра, но даже наши достижения были для нас уже новым рекордом!

Казбек мелко
Казбек мелко
Казбек крупно (телевик хорошая вещь)
Казбек крупно (телевик хорошая вещь)

После короткого отдыха мы спустились вниз и пошли к церкви. Ужасно хотелось пить и ту воду, которую несли с собой, мы растягивали по глоточку. Возле церкви есть источник воды и там мы набрали полную бутыль, утолив жажду.

Троицкая церковь в Гергети
Троицкая церковь в Гергети

От церкви открывается прекрасный вид на Степанцминду и я провел несколько занимательных минут, прищёлкнув к камере телеобъектив. Мы отдышались, отдохнули и побрели к бусу. На стоянке я увидел несколько автодомов… Хм, там же перекрыто? Потом поехали обычные легковушки…

Спускаться было гораздо легче и мы довольно быстро добрались до промежуточной точки. Там, где пару часов назад стояла полицейская машина никого не было, а по этой хорошей асфальтовой дороге вверх-вниз деловито ездили всякие автомобили. Тут всё стало понятно (и позже нам подтвердили нашу догадку).

Раньше была только вот эта плохая дорога вверх и многие местные люди купили себе Делики, чтобы возить туристов, зарабатывая себе на жизнь. Затем государство построило новую дорогу, лишив тем самым людей заработка, потому что теперь до церкви можно было доехать хоть на велосипеде. В какой-то момент местные повредили дорогу, её ремонтировали, а сейчас ушлые извозчики перекрывают трассу, оставляя лишь грунтовку. Полиция, видимо, в доле, перекрывая дорогу сверху (чтобы не палиться, судя по всему). А вечером, когда поток туристов спадает, когда извозчики разъезжаются по домам, трасса открывается и езжай, кто хочет. В Крыму такая же фигня с Чуфут-кале, там вообще шлагбаум стоит. С одной стороны местных понять можно, с другой — это мошенничество и просто низко и портит впечатление об этом месте, как минимум.

Наш бус стоял на месте и даже колеса нам никто не проколол. На том месте, где стояла поперёк машина тоже никого уже не было.

Мы снова вышли на Военно-Грузинскую дорогу и поехали в сторону Тбилиси. Увидели вывеску "Сим-карты" и приобрели там нужную нам вещь от местного оператора Magti. Обошлось нам это в 800 рублей, безлимитный интернет на неделю. Нам была нужна лишь одна симка, остальные пользовались раздачей. Каждая последующая неделя стоит 9 лари. (1 лари = 23 рубля) Дорого по российским меркам, но… Кстати, купили тоже за рубли, на каком-то расстоянии от границы их ещё принимают.

Пока ехали, за очередным поворотом увидели интересное место, гора была покрыта чем-то гладким желто-коричневым, как карамель, рядом рыночек. Мы остановились, чтобы посмотреть, что же это такое, а заодно прицениться к ништякам на рыночке.

Место называется Травентили
Место называется Травентили

Журчит вода, с горы ручеёк. Как мы догадались, вода выносит какой-то минерал и он осаждается, как сталактит, только на склоне горы. Я спросил у торговавшей тётушки, что это и она подтвердила наши догадки, добавив, что внизу есть источник газированной воды. Мы пошли посмотреть, а я на ходу подумал, что она хотела сказать — минеральной, но плохо знает русский. Арочка такая, водица течет из горы, я зачерпнул воду и…

— Она реально с газом! — Я аж глаза выпучил от удивления. Настоящая газированная углекислым газом вода, как из обычной бутылки, только течет из горы! Что за чудо расчудесное? Внизу, куда падала вода все было красным от ржавчины. Значит, в воде высокое содержание железа. Отсюда и привкус, схожий с углекислотой.

Мы вышли наверх и решили узнать, есть ли домашнее вино, потому что ехали в Грузию ещё и затем, чтобы попить местного вина. Так повелось, что мы почти всегда путешествовали в винные края (поверьте, не специально, так вышло!) — Крым, Дагестан, теперь Грузия. Один раз из интереса заехав в Массандру на винзавод, мы сделали традицией заезжать на местные производства и закупать там их продукцию, что называется с конвейера, гарантируя себе тем самым, что это никакой не контрафакт, разлитый в подвале "по мотивам оригинальных напитков". Как правило, того, что мы закупаем нам хватает на год и это не потому, что мы много закупаем, мы не настолько богаты, а потому что так пьём! И, конечно, приехать в Грузию и не попить знаменитых грузинских вин, не поесть хинкали или хачапури — так зачем мы вообще поехали-то?

Вино у дяди Гии было. Хванчкара, Киндзмараули и Саперави в литровых пластиковых бутылках перекочевали в наш бус, после неплохих торгов. Ещё одна, пустая, была дана нам, чтобы мы набрали той самой "газированной" воды. Милана получила в подарок свежайшую чурчхелу. Мы обменяли 10 тыс рублей на 400 лари, по курсу 25 руб/лари. Не самый выгодный курс, но в банках, как нам сказали, курс и по 31-32 не редкость, меняйте лучше в обменниках. Мы получили 4 бумажки по 100 лари, деньги, которые мы и в руках никогда не держали.

Гия
Гия

Конечно же, на трассе всё всегда дороже. Инжир, к примеру, был в шесть раз дороже, чем его можно найти в каком-нибудь селе и так со всем товаром. Вино было тоже не шибко дешёвое и нам не терпелось его попробовать.

Время шло уже к вечеру и нам нужно было искать место ночлега. Мы проскочили Арку Дружбы Народов (туда мы ещё вернемся) и доехали до горнолыжного Гудаури, где нашли ровный пустырь с одиноко стоящим трактором, гордо заняли место прямо по центру площадки и приступили к ужину.

Первой пошла Хванчкара. У неё обнаружился лёгкий оттенок уксуса, однако, не исключающий употребление сего напитка. Употребив по 200, мы перешли к следующему упражнению — Киндзмараули. Вот это вино оказалось вкусным. Довольно терпкое, с ароматом винограда, нам зашло. Дальше было уже интересно попробовать и Саперави! Набулькали в наши фирменные кружки по 150, "За Грузию и мир между нашими народами!" — чуть с кислинкой, сухое, уксусом и не пахнет, но Киндзмараули первое место однозначно!

Вот так, уставшие, но сытые и довольные, мы ушли на боковую. Первые сутки в Грузии оказались плодотворными и интересными, хоть мы и проехали всего 45 километров. Впереди у нас ещё 16 дней в этой солнечной стране и какие приключения ждали нас впереди мы ещё не знали.

ПРОДОЛЖЕНИЕ
(подпишитесь, чтобы не пропустить)