Наши мнения разделились. Сначала позитивно:
Не слишком элегантный, но глоток свежего воздуха для тех, кто на дух не переносит подростковую псевдоинтеллектуальность Снайдера, устал от бесконечного потока серого Марвела и хочет посмотреть на здравую современную интерпретацию персонажа, которому уже скоро 90 лет.
Джеймс Ганн архитектор киновселенной вбрасывает зрителя посреди истории, вводит два десятка второстепенных персонажей, мимолетно упоминает космические зоопарки и пока не представленные фракции, дает задел на будущее в рамках фильма, а не в сценах после титров. Все актеры на своих местах, и людям, уже знакомым с персонажами, будет тяжело представить кастинг сильнее.
Джеймс Ганн режиссер использует все, что работало в «Стражах галактики» — обретенная семья, кайдзю, животные, хореографический экшн под поп-музыку. Это не стилистически раскованный «Отряд самоубийц», но поставлено со вкусом, есть интересная работа с цветом и кадром — например, многие пропы выполнены в цветах костюма Супермена, лучи солнца регулярно заливают экран, а чеховское ружье свечения Зеленого фонаря выстреливает. В отличие от Снайдера, сошедшие со страниц комиксов кадры здесь исходят из нужд повествования и ритма фильма. Сомнения в выборе оператора «Флеша», с которым Ганн уже дважды работал, улетучились — хотя некоторые кадры со статистами выглядят потешно (справедливости ради, жители Метрополиса, ежедневно переживающие 9/11 — безумные люди)
Джеймс Ганн сценарист знает, как связать все эти элементы и запоминающихся персонажей, уместив их в два часа истории с понятными идеями и полноценными арками. Кто-то найдет тут рефлексию Ганна по поводу своей отмены, смесь актуальных военных конфликтов и даже эпизодическую мифологичность. Такой нагруженный сценарий, конечно, страдает логически (Ганн всегда этим грешил) и дуболомно дает экспозицию — персонажи несколько раз рассказывают друг другу то, что нужно услышать потерявшемуся зрителю.
Хоть «Супермен» и провисает, когда персонажи плывут по мультивселенской CGI-реке и зачитывают характеризующие их речи, но кино успешно работает на массового зрителя — что уже видно и по оценкам, и по сборам в США (по миру фильм не так силен), и по «добрым» мемам, и даже по кинотеатральной реакции. Как часто вы слышите аплодисменты в наших кинотеатрах?
Хочешь-не-хочешь, вдохновляешься наивной добротой персонажа и представляешь, что возможно в будущем новой вселенной, свободной от оков пресловутого «реализма» и видения одного создателя — Ганн обещает невиданное ранее разнообразие.
Теперь негативно:
В истории экранных «Суперменов», в принципе, ничего не меняется десятилетиями – усади в режиссерское кресло хоть подчеркнуто авторского Джеймса Ганна, – все равно каждый фильм разворачивается и заканчивается одинаково. С квадратным лицом Супермена, ходульным Лексом Лютором и фальшивыми разрушениями небоскребов с изобилием посахаренного CGI.
Возможно, Супермен для Джеймса Ганна – птица вообще не его полета (и ему, допустим, было бы куда милее экранизировать какую-нибудь «Болотную тварь»), но этот парад наивности и возврата к золотому веку комиксов выглядит таким же надуманным и искусственным, как и реалистическая мегаломания Зака Снайдера. Просто здесь цвета поярче, крови поменьше и еще есть собака.
Отдельного момента заслуживает популярный пассаж, что новый «Супермен» удачно прокладывает мостик навстречу новой киновселенной. В этом смысле, авторов куда больше волнует судьба и репутация DC Studios, нежели кино как продукт самостоятельной ценности. За годы зрителю опостылели и истории рождения супергероев, поэтому Ганн срезает все лишнее и кидает нас сразу в сумбур, да и их скучные сольные выходы тоже – Ганн даже тут старается сделать командное кино, а баталии красно-синего героя разбавить участием Зеленого фонаря и Орлицы.
Вот только ганновской дерзости, его привычного контраста между умилительным и жутким в «Супермене» нет и в помине. Он, конечно, наполняет фильм забавной и необязательной ерундой: роботами-помощниками (ну окей), огромным монстром в стиле кайдзю-фильмов (ну забавно), тюрьмой-бестиарием (забывается уже через пару минут), но так и остается продуктом эпохи, когда у кинокомиксов случился застой – шаблонным, картонным и рассеянным.
С трудом «Супермена» можно назвать ностальгическим возвратом в классику – и пусть не обманывает сюжетная простота и героизм, лишенный сложных философских дилемм. «Ностальгия» у Джеймса Ганна состоит из высокотехнологичных самолетов, фейк-ньюс как двигателя сюжета, Лекса Лютора как сатиры над современными технократами и весьма четкого контура ближневосточного конфликта. Как и любой современный герой, здешний криптонец не уверен в себе и продолжает упорно искать себя.
Фильм Джеймса Ганна, к сожалению, тоже выглядит как неуверенный в себе гигант, который не знает что он может предложить этому миру.