Лирика
Известный афоризм, принадлежащий немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю, гласит: «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса». И тому очередным подтверждением может служить событие, случившееся в мире профессионального бокса в ночь с 19 на 20 июля 2025 года в Лас-Вегасе.
Есть в профессиональном боксе спортсмены не сказать, чтобы выделяющиеся среди прочих особенным талантом или добившиеся каких-либо выдающихся результатов, но при этом неизменно вызывающие интерес у публики. К числу таких персон, безусловно, можно отнести до недавнего времени кумира австралийских фанатов бокса – Тима Цзю, хорошо известного и в нашей стране.
Когда у нас уже наступило 20-е, а за океаном только заканчивалось 19-е июля, стало известно о результате боя Фундора vs Цзю, соглавного события вечера бокса, состоявшегося на арене «МГМ Гранд» в Лас-Вегасе (штат Невада, США). Надо сказать, результат для людей, сведущих в боксе, случился вполне ожидаемый, но обо всем по порядку.
В чем интрига?
Важно обратить внимание на то обстоятельство, что реванш состоялся исключительно по желанию и инициативе Себастьяна Фундоры, действующего чемпиона WBC в первом среднем весе. Причины такого жеста доброй воли со стороны американца были подробно рассмотрены в Статье от 23 мая, предварявшей поединок. Если коротко, то смысл такого выбора понятен и прозрачен. Формально —остались вопросы после первого поединка, поскольку Тим провел практически весь бой с сечкой, и, соответственно, по официальной версии, Фундора хотел подтвердить справедливость победы в первом бою, а потому изъявил желание организовать бой с экс-чемпионом Тимом Цзю. Но все же главная причина, очевидно, финансовая. Американец понял, что заработать на имени раскрученного и пока еще не окончательно обесценившегося актива в лице австралийца — дело гораздо более прибыльное, чем обязательная защита титула в бою с никому не известным претендентом, а потому и отказался от обязательной защиты титула чемпиона WBO, которым владел наряду с титулом чемпиона WBC. В нынешней ситуации Тим реально не представлял серьезной опасности. Во-первых, Себастьян успел его хорошо изучить в первом бою и понимал уровень соперника, а, во-вторых, Цзю-младшего несколько позже изрядно потрепал и фактически деклассировал Бахрам Муртазалиев (подробно в Статье от 21 октября 2024 года), что не могло не сказаться как на физическом здоровье, так и на ментальном состоянии Тима.
Остается загадкой, неужели Цзю-младший не понимал, на что идет, соглашаясь на матч-реванш? Вместо того, чтобы постепенно восстановиться после двух тяжелых поражений подряд, провести некоторое количество боев с посильной оппозицией, восстанавливая утраченную уверенность, он проводит один бой с привезенным к нему в Австралию на убой, совершенно безопасным ноунеймом (подробный обзор боя в Статье от 11 апреля 2025 года), одерживает победу и объявляет о своем возвращении на боксерский Олимп. А затем принимает вызов Фундоры. Смешно и грустно, а, главное, недальновидно. И здесь вопросов больше к его команде и ее профессионализму.
Что же касается любви к громким заявлениям, то Тим остался верен себе. На пресс-конференции, посвященной матчу-реваншу, прозвучал такой спич: «Вопрос не в поясе, а в Фундоре и во мне. Пояса приходят и уходят, ты можешь перейти в другую весовую категорию, выиграть пояс, а затем потерять его. Но победить кого-то, с кем у тебя есть общая история, и переписать эту историю — это более серьезный вопрос».
Чуть позже уже в интервью The Punch Podcast Тим заявил буквально следующее: «Сейчас и я пришел сюда (в Лас-Вегас зам.автора). И знаете, это потрясающе — делать это. Я просто хочу нокаутировать Фундору».
Чем все это закончилось, теперь известно.
Ход поединка
Бой с самого начала принял односторонний характер. Привычная тактика Цзю — с первых секунд оказывать давление на соперника, не сработала. Все получилось с точностью до наоборот. Инициативой сразу же овладел Фундора, который непрерывно шел на соперника и из-за джеба осыпал ударами. Возможно, удары не были акцентированными, но, частые и точные, они делали свое дело, дезориентируя и деморализуя соперника. Обратила на себя внимание высокая скорость рук Себастьяна, в которой он явно превосходил Тима. Кроме того, удары наносились под разными углами и непрерывно чередовались: прямые, боковые, апперкоты, свинги. Американец больше походил на машину, практически ни на секунду не останавливая бомбежку, не делая пауз и постоянно нависая над соперником, и уже в первом раунде левый встречный снизу пришелся точно в челюсть так, что Тим оказался на канвасе. А уже во втором раунде у Цзю появилась и сечка, которая, к счастью, в этот раз не была столь фатальной, как в первом бою.
Первые четыре раунда картина боя практически не менялась: Фундора шел вперед с ударами, а Тим пятился, периодически оказываясь у канатов. Прижав соперника к канатам, Себастьян работал серийно, очень уверенно, словно отрабатывал удары на снарядном мешке, ничуть не опасаясь получить в ответ. Пропуская большое количество ударов, Цзю огрызался своими размашистыми, редко достигавшими цели свингами. Статистика нанесенных и достигших цели ударов показала, что американец кратно превзошел австралийского визави по всем параметрам.
Долговязый и, казалось бы, нескладный Фундора на деле оказался весьма координированным, быстрым и невероятно хорошо готовым функционально: из раунда в раунд он лишь наращивал давление на соперника и увеличивал темп. При этом складывалось впечатление, что сам он вообще не устает. Кроме того, Себастьян прекрасно использовал свое значительное преимущество в антропометрии, разбивая защиту соперника с дистанции, а, сблизившись, смело переходил в размен на средней дистанции, несмотря на свои габариты, где так же имел преимущество за счет большей скорости рук.
Что до Цзю, то все его проблемы, которые высветили предыдущие поражения, никуда ни делись: практически отсутствовал джеб, низкая скорость перемещений, прямолинейность, однообразие и предсказуемость как в защитных действиях, так и в атаке, скудный технический арсенал, не позволяющий действовать вариативно, исходя из складывающейся обстановки.
По ходу поединка складывалось впечатление, что Тим совершенно на знает азов работы против левши: грамотная защита, перехват атаки соперника и начало собственной справа. Ко всему долговязый Фундора показал и лучшую работу ног, закручивая соперника, в то время как Цзю вместо того, чтобы бороться за пространство, сам двигался под сильнейшую (левую) руку соперника. Себастьян уверенно забирал раунд за раундом.
В пятом раунде Тим попытался работать с дистанции на контратаках, за счет чего бой несколько выровнялся. Но и здесь часто проигрывал боевые эпизоды: после успешных защитных действий, уклонов, нырков, блоков не следовало быстрой контратаки. Причина – слабая работа ног, а потому не было за счет чего разрывать дистанцию. В промежутках между раундами, в углу Цзю, обращала на себя внимание нервозность помощников, а на лице самого австралийца определенно читалась растерянность, словно не было понимания, что же делать дальше и за счет чего переломить неблагоприятное развитие событий на ринге.
Шестой раунд прошел в обоюдных атаках, но на каждый удар австралийца американец успевал отвечать несколькими, пусть и не такими акцентированными. Фундора работал словно машина, и удары соперника, как говорится, «проглатывал», не замечая. Чего не скажешь о Цзю. К концу шестого раунда стали проявляться признаки усталости.
В седьмом раунде действующий чемпион пошел на решительный штурм и откровенный размен на средней, совсем не выгодной, казалось бы, для него дистанции. Но и в этом аспекте американцу удалось наглядно продемонстрировать свое превосходство. В жестком обоюдном размере Фундора явно доминировал, а к концу раунда Цзю попросту выживал.
Развязка наступила неожиданно. На восьмой раунд Тим уже не вышел. Официальная версия: технический нокаут в связи с отказом угла Цзю от продолжения боя. И эта ситуация в точности повторила давнишнюю историю, приключившуюся двадцать лет назад, 4 июня 2005 года, в Манчестере, когда в поединке между Костей Цзю и Рикки Хаттоном за титулы IBF и The Ring была зафиксирована победа Хаттона техническим нокаутом в 11-м раунде (поскольку угол Цзю снял боксёра с 12-го раунда).
Вот тут весьма к месту вспомнить высказывание классика, приведенное в начале статьи. И если в 2005 году поражение выдающегося боксера, экс-абсолютного чемпиона мира Константина Цзю воспринималось как трагедия, то в 2025 году проигрыш его сына Тима выглядел, скорее, как фарс.
Каков итог?
Фундора празднует заслуженную победу. Несмотря на то, что Себастьян — американец, тем не менее, большим специалистом в трештокинге он никогда не слыл. Однако высказывание обычно не очень словоохотливого чемпиона накануне боя с Тимом, прозвучавшее в интервью каналу Jai McAllister: Boxing & MMA, оказалось пророческим: «Но, на мой взгляд, еще одно поражение от меня не сильно повредит его карьере».
Бокс, продемонстрированный Себастьяном в прошедшем бою, хорошая заявка на будущее. Очевидно, перед ним открываются хорошие перспективы больших кассовых боев, включая объединительные. Самым интересным в этом ряду для любителей бокса нашей страны видится бой с Бахрамом Муртазалиевым.
Что же до Тима, то может статься так, что и он войдет в историю, запомнившись любителям бокса не столько своими победами, одержанными большей частью над ноунеймами, а яркими и ни в чем ни схожими между собой (можно сказать, на любой вкус) проигрышами.
До вечера 19 июля 2025 года в коллекции Тима было два поражения. Первое произошло 31 марта 2024 года в достаточно близком и конкурентном бою за титулы WBO и WBC с долговязым Себастьяном Фундорой, о котором подробно рассказано в Статье от 1 апреля 2024 года. Второе случилось в ночь с 19 на 20 октября 2024 года, когда Цзю был фактически деклассирован и брутально нокаутирован (подробно рассказано в Статье от 21 октября 2024 года), а виновником такой развязки стал наш соотечественник, действующий чемпион IBF Бахрам Муртазалиев. И вот теперь эту коллекцию пополнило очередное, на этот раз досрочное, в виду отказа угла, как когда-то случилось и с отцом Тима, поражение в матче-реванше с Фундорой.
Если обратиться к истории, то поражение от Рикки Хаттона сподвигло завершить карьеру Константина Цзю. Как показало время, это было мудрым, хотя и чуть запоздавшим решением. Как поступит в аналогичной ситуации Тим Цзю, предсказать трудно, время покажет, но очень может статься, что долговязый и нескладный Фундора поставил жирную точку в так толком и не состоявшейся карьере Цзю-младшего.
Юрий Хас
Спасибо за лайк!
Подписывайтесь на канал о примечательном из мира бокса!
Адрес в Telegram: https://t.me/GeneSis_DF