Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

"Загадка старой колокольни" - книга о дружбе, войне и несовременном интернационализме

Скажу вам честно - приступаю я к рассказу об этой книге с некоторым ожиданием осуждения. Но призову вас не рубить с плеча и не поминать всуе "Колю из Нового Уренгоя" и помнить, что книга эта вышла в печати в 1971 году... Главный герой книги - Володя Корниенко по прозвищу Жу-жу. Хороший мальчик, пятиклассник, занимается с товарищем по имени Лёнчик в Клубе интернациональной дружбы "Глобус" при Доме пионеров и с удовольствием учит немецкий язык. Лёнчик ещё и марки с конвертов собирает - "весь мир в наших руках"! И вот однажды в Клуб пришло письмо из Германии (ну, то есть, конечно, из ГДР!) от такого же школьника, мальчика Вилли Кюнте. Вот фрагмент письма: «Дорогие друзья!
   Я живу в Дрездене, недалеко от площади Единения, на которой стоит памятник погибшим советским воинам.
   Сегодня наш отряд носил к памятнику цветы. Мы стояли в почётном карауле. В эти торжественные минуты я и решил написать вам письмо.
   Звать меня Вилли Кюнте. Я очень хотел бы познакомиться с вашим пионером, подруж

Скажу вам честно - приступаю я к рассказу об этой книге с некоторым ожиданием осуждения. Но призову вас не рубить с плеча и не поминать всуе "Колю из Нового Уренгоя" и помнить, что книга эта вышла в печати в 1971 году...

Главный герой книги - Володя Корниенко по прозвищу Жу-жу. Хороший мальчик, пятиклассник, занимается с товарищем по имени Лёнчик в Клубе интернациональной дружбы "Глобус" при Доме пионеров и с удовольствием учит немецкий язык. Лёнчик ещё и марки с конвертов собирает - "весь мир в наших руках"!

И вот однажды в Клуб пришло письмо из Германии (ну, то есть, конечно, из ГДР!) от такого же школьника, мальчика Вилли Кюнте. Вот фрагмент письма:

«Дорогие друзья!
   Я живу в Дрездене, недалеко от площади Единения, на которой стоит памятник погибшим советским воинам.
   Сегодня наш отряд носил к памятнику цветы. Мы стояли в почётном карауле. В эти торжественные минуты я и решил написать вам письмо.
   Звать меня Вилли Кюнте. Я очень хотел бы познакомиться с вашим пионером, подружиться с ним. Но со смелым, отчаянным мальчиком, потому что у меня необычная просьба.
   В вашем городе на крутом берегу реки есть старый монастырь с высокой колокольней. Эта колокольня мне очень дорога. Не только мне, но всей нашей семье.
   Дело в том, что давно, ещё до вашей Великой Октябрьской революции, настоятели монастыря захотели на колокольне установить часы. Но такие, чтобы они каждую четверть часа заставляли звонить колокола.
   Настоятели обратились к немецкой фирме. Часы изготовили, и хозяин предприятия послал моего деда — механика — установить их и научить кого-нибудь из служителей управлять ими.
   Дед сделал всё, что ему велели. А перед отъездом домой на корпусе часов прикрепил медную табличку со своим именем.
   В сорок третьем году, в последнюю войну, мой папа, кажется, оставил на той табличке и свою роспись.

И Вилли очень просит какого-нибудь смелого мальчика найти на колокольне эту табличку и сфотографировать её.

Бдительный читатель уже встрепенулся - это как же так, фашистский солдат оставил памятную надпись на колокольне, стоящей на советской земле, и его сынок, то есть, значит, фашиста сынок, просит советского школьника сфотографировать табличку "на память"?!

Подождите. Всё не просто. Дед-то, тот самый мастер, был тельмановцем. Сгинул в тюрьме с другими коммунистами. Но оставил дневники, откуда мальчик узнал про часы.

А отец Вилли? Что он-то делал в этом украинском городке, где стоит высокая колокольня в 1943 году?

В азарте ни Володя, ни Лёнчик не задумываются над этим. Главное - пробраться в запертую колокольню!

И ведь проберутся... И переполоху наделают - с подключением милиции... Ещё бы - пропали мальчишки! И река рядом. А друзей на самом деле ненароком заперли на колокольне. Такие дела.

Но и последствия будут грандиозные! Потому что Володин дедушка - знаменитый мастер, выяснит, что на месте колокольни затевается строительство "современных модерновых сооружений". Старина? Помилуйте, зачем нужна эта древность! И дедушка включится в дело по спасению не только колокольни, но и тех самых часов, что перестали идти давным-давно...

И именно дедушка скажет важную, пожалуй, ключевую фразу:

— А мы, — сообщил дедушка, когда все познакомились и поздоровались, — говорим о том, что всё в жизни имеет свой голос: и камень, и птица, и былинка каждая… Вот эта, вторая надпись на корпусе часов, о чём она вам, хлопчики, говорит?
   Дедушка указательным пальцем провёл по пластинке на корпусе: «Август Кюнте, 1943». Мы с Лёнчиком переглянулись, пожали плечами, не зная, что ответить. Потому что, кроме имени и фамилии да ещё года, больше ничего там не увидели.

И вот тут-то мальчишки и задумаются...

-2
— Жаль, жаль, — покачал дедушка головою. — А я вот думаю, что этот Август Кюнте был в нашем городе в войну с гитлеровцами.
   — Так это же папа Вилли, — сказал я.
   — Ну и что же, — глухо молвил дедушка, — но он был на нашей земле как завоеватель. Понимаете?
   Признаться, мы об этом даже не думали. И теперь стояли с Лёнчиком просто ошарашенные. Если это так, то стоило ли с такими трудностями взбираться на колокольню, радоваться, когда увидели старые часы и надпись на них? Да и сейчас — стоит ли возиться с этим хламом? Не знаю, как Лёнчика, а меня сразу одолели сомнения и грусть. Я не знал, что же нам делать.

Осудил ли дедушка Володю и Лёнчика?

Нет. Вилли-то ни в чём не виноват. И дедом вполне может гордиться. И мальчики правильно поступили, выполнив его просьбу. Но...

А время идёт, и на местном заводе дедушка восстанавливает старинные часы. А мальчишки помогают. Осваивают разные работы. А мысль о том, кем был отец Вилли, из головы у Володи не идут...

Но иногда среди работы вспоминалась вторая надпись: «Август Кюнте, 1943». Воображение дорисовывало рядом ещё одно слово: фашист.
   У меня от этого опускались руки. Нет, даже больше — хотелось напильником разбить и это колесико, и все часы.

Но у истории, конечно, было продолжение.

Вилли Кюнте написал письмо в пионерскую газету (предположу, что это мог быть «Die Trommel» - «Барабан»). И про своё письмо, и про подарок советских пионеров - колёсико со сломанными зубцами от тех самых часов, и фотографии послал, которые ребята сделали на колокольне. И нашелся человек, который был свидетелем гибели Августа Кюнте, сапёра, что не стал выполнять приказ командования. Да, Август Кюнте заминировал колокольню, но не замыкнул провода, да к тому же повредил запалы... Обман вскрылся - и в тот же день Август Кюнте, сын тельмановца Ганса Кюнте, был расстрелян у стен той самой колокольни.

Так уж получилось, что папа Володи, военный, участвовал в освобождении родного города. И, кажется, он видел тело Августа Кюнте - он лежал у стены, его погоны были сорваны... А наши саперы, войдя в колокольню, очень удивились, что запалы повреждены. Случай был странный, но разбираться тогда было некогда. Полевая сумка Августа Кюнте в числе трофейных вещей оказалась в музее...

...9 мая у старой колокольни открылся музейный городок. Приехал и Вилли со своей мамой. На стене колокольни торжественно открыли мемориальную доску:

"Эту колокольню в 1943 году ценой собственной жизни спас от разрушения немецкий сапёр Август Кюнте, сын коммуниста-антигитлеровца Ганса Кюнте, сподвижника и друга Эрнста Тельмана".

А жёлтую полевую сумку отца передали Вилли, как драгоценную реликвию...

Всегда интересно, как сложилась жизнь героев книги - и в послесловии мы прочитаем, что Володя и Лёнчик стали рабочими на заводе, где работал их дедушка, и учатся на вечернем отделении института. А дружба с Вилли продолжилась - он тоже пошёл по стопам своего деда и стал мастером... Заводы дружат - Володя вместе с делегацией от завода приезжал в Дрезден, а Вилли - в город, где до сих пор стоит старая колокольня...

«Вилли, — мысленно сказал я ему, — так будем же беречь и мы с тобой частицу василькового неба над нами всегда! Всегда!..»

Вот такая история. Написал эту книгу Анатолий Павлович Дрофань (1919 - 1988гг.), советский украинский писатель. Писал на родном украинском, эта книга - переводная. В книге есть намёк на то, что действие происходит в Киеве: упоминается музей-квартира композитора Николая Лысенко.

Когда я читала эту книгу в своем пионерском детстве, мне всё было ясно: да, фашизм - это страшно. И наши победили. Но среди немцев были и те, кто не разделял взгляды гитлеровского режима. Кто-то оказался в тюрьме, кто-то - на фронте.

Но сейчас я перечитывала книгу и понимала - это ещё одна книга которая не вписывается в нашу эпоху.

Читали? А если не читали - стали бы читать сейчас?

Книга доступна в электронном варианте на сайте royallib.com

Остаюсь, как всегда, искренне ваша - Умная Эльза!