Необычные игрушки как новая поп-культура
Кто сказал, что мягкие игрушки — это только для детей? В последние годы интернет превратил самых неожиданных персонажей в настоящие культовые феномены. Плюшевые монстры с зубастыми ухмылками, забавные акулы, мемные создания и герои видеоигр внезапно стали любимцами миллионов. Их покупают не только дети – молодежь и даже взрослые заводят себе «странных» мягких друзей на полках и в кроватях, снимают с ними вирусные видео, делают мемы. Эти игрушки одновременно милые и немного криповые, вызывают улыбку ностальгии и иронию над самим собой. Расскажем о самых ярких примерах и попробуем понять, почему они взорвали соцсети и сердца людей.
Ждун: мем ожидания, ставший игрушкой
Начнем с персонажа, который родом вовсе не из мультфильма, а из искусства. «Ждун» – серое бесформенное существо с мордочкой морского слона и руками человека, терпеливо сидящее в ожидании. Изначально это была скульптура Homunculus Loxodontus, созданная в 2016 году нидерландской художницей Маргрит ван Бреворт для больницы – она хотела изобразить милого пациента, который смиренно ждет приема врача. Но в январе 2017 фото скульптуры попало в Рунет, и народ сразу окрестил ее «Ждуном». Образ идеально лег на ситуацию, знакомую каждому: вечно сидим в очередях и ждем лучшей жизни. Неудивительно, что Ждун мгновенно стал вирусным мемом в интернете.
Успех Ждуна выходит за рамки просто шутки. В России его популярность объясняли даже социальным подтекстом: бесконечное ожидание – часть жизни в стране бюрократии, и интернет-сатира стала способом выразить недовольство. Журнал «Мир фантастики» назвал Ждуна главным мемом 2017 года, отметив, что он «похож на каждого из нас. Мы вечно сидим и ждём перемен к лучшему... Но при этом Ждун терпелив, полон оптимизма и уверен, что своего дождётся». Этот смешной и в то же время грустный персонаж попал в самую точку народных чувств. Его стали вставлять повсюду – в фотожабы, картины, кадры из фильмов – Ждун везде смотрелся уместно, добавляя комичного спокойствия.
Конечно, такой хит не мог остаться только картинкой в интернете. Очень скоро Ждун «ожил» в виде товаров: появились мягкие игрушки, фигурки, даже кресла-мешки в форме Ждуна. Плюшевого Ждуна дарили на праздники и продавали онлайн – ведь хотелось иметь физическое воплощение любимого мема. За право делать мерч специально выкупили лицензию у автора скульптуры. Так абсурдный интернет-персонаж превратился в реальную игрушку для всех возрастов. Люди ставят Ждуна дома или на рабочем столе – как шуточный талисман терпения и надежды. История Ждуна показала: странный мем может обрести жизнь вне интернета, стоит только массово полюбиться публике.
Хагги Вагги и Кисси Мисси: страшно, но мило
Что получится, если смешать детскую любовь к плюшевым монстрам и вирусные тренды TikTok? Получится Хагги Вагги – синий лохматый монстр с огромной зубастой улыбкой, герой хоррор-игры Poppy Playtime. На первый взгляд, Хагги выглядит как страшилище из кошмаров, но тысячи детей по всему миру обожают его и спят с игрушкой в обнимку. В чем секрет?
Игра Poppy Playtime вышла в 2021 году, и почти сразу Хагги Вагги стал звездой интернета. В Рунете популярность вспыхнула к концу 2021 во многом благодаря TikTok: завирусились нарезки летсплеев и модов, где Хагги появлялся, например, в GTA V. Появился мемный звук: взволнованный голос кричит «У нас пропал синий Хагги Вагги! О нет, Хагги Вагги, нет...», взятый из видео ютубера Скорти. Под эту аудиодорожку стали снимать шутливые ролики о любых разочарованиях – так страшный монстр превратился в повод для юмора.
Пока взрослые недоумевали, почему дети так полюбили пугающую игрушку, психологи объясняют: интерес к страшненькому – нормальная стадия развития ребенка. Еще до Хагги были примеры: в 2020 в моду вошел Сиреноголовый (Siren Head), жуткий монстр из крипипасты, чью фигурку раскупали тысячами. Раньше – аниматроники из Five Nights at Freddy’s. Дети испытывают острые эмоции и учатся справляться со страхом через игру со страшными персонажами. К тому же Хагги Вагги хоть и монстр, но мягкий и яркий, в нем есть доля милоты. Многие малыши вовсе не боятся его: наоборот, считают забавным и приятным на ощупь другом. Они завязывают Хагги как шарф, берут в постель, придумывают истории, где он добрый. В итоге жуткий с виду персонаж выполняет ту же роль, что и обычный плюшевый мишка.
Немалую роль сыграла и мода. Благодаря миллионам просмотров на YouTube и TikTok Хагги стал настоящим хитом – иметь его игрушку значит быть «в теме». Появилась целая линейка мерча: разных размеров Хагги, его розовая подружка Кисси Мисси, другие монстрики из игры. Кисси Мисси, кстати, в самой игре оказалась доброй и помогает героям, так что дети воспринимают эту розовую версию еще позитивнее. Игрушки распродавались на маркетплейсах, в садиках дети хвастались ими друг перед другом – эффект цепной реакции: раз у одного появился, другим тоже «надо». Так пугающий на первый взгляд Хагги Вагги стал для нынешних детей тем же, чем для прошлых поколений были страшилки про бабайку – жутко, но притягательно. Через него можно пощекотать нервы, а потом крепко обнять и прогнать все страхи.
Акула из ИКЕА: как хищник покорил сети
Обычная мягкая игрушка из IKEA – казалось бы, что тут особенного? Однако синяя плюшевая акула по имени Блохэй взяла и стала мировой знаменитостью. В 2018 году российские соцсети заполонили фотографии этой акулы: ее сажали за стол как члена семьи, наряжали в шляпы, брали с собой на работу. У игрушки такой забавно-грустный взгляд с приоткрытой пастью, что люди видели в ней «страдающее» выражение лица и умилялись. Мемы показывали акулу в самых разных жизненных ситуациях – она стала своеобразным символом флегматичного друга, который всегда рядом.
Волна популярности была настолько сильной, что плюшевых акул смели с полок всех магазинов IKEA. Осенью 2018 в Москве акулу раскупили до последней, на Авито их тут же начали перепродавать вдвое дороже. Компания едва поспевала завозить новые партии. Казалось бы, обычная мягкая игрушка, но интернет-слава превратила ее в дефицитную «звезду». Популярность Блохэя вышла и за пределы России: акула стала известным интернет-мемом по всему миру. IKEA даже использовала Блохэя в рекламе и выпускала сумки и товары с ее изображением.
Почему же все влюбились именно в акулу? Вероятно, дело в удачном сочетании: с одной стороны, хищник, с другой – мягкий и грустный. Это одновременно смешно и трогательно. А еще такая игрушка идеально подходит для фотографий и роликов: большого метра длиной «зверя» можно посадить в машину, положить на диван, обнять перед сном. Он выглядит комично рядом с людьми, отчего кадры выходят вирусными. Соцсети любят немного абсурда. Именно поэтому голубая акула ИКЕА стала культурным феноменом: она объединяла всех, кто хотел поделиться кадром своего плюшевого питомца и посмеяться. Сегодня Блохэй все еще продается (несмотря на слухи о снятии с производства, которые сами по себе подогрели интерес в 2021 году). И дети, и взрослые продолжают таскать акулу по дому и делать с ней новый контент. Настоящая «акулья» история успеха!
Labubu: зубастый кролик из TikTok
Современный хит 2020-х – забавные пушистые монстрики Лабубу. Эти зверьки похожи на маленьких мохнатых зайцев, только с острыми эльфийскими ушами и широкой зубастой улыбкой. Выглядят одновременно мило и немного жутковато – идеальная комбинация для вирусного тренда. Придумал их гонконгский художник Kasing Lung еще в 2015 году для своей арт-книги «Монстры». Но по-настоящему известными Labubu стали, когда китайская компания Pop Mart выпустила их фигурки-сюрпризы. Началась слепая продажа в закрытых коробочках, и фанаты бросились скупать, пытаясь собрать всю коллекцию. Элемент азарта – не знаешь, какой именно монстрик попадется – сделал свое дело: продажи росли, люди обменивались «повторами», охота за редкими фигурками разгорелась не на шутку.
Мировой бум случился уже в 2022–2023 годах, когда про Лабубу заговорили звезды и соцсети. В январе 2022 участница популярной k-pop группы BLACKPINK по имени Лиса похвасталась в видео своей коллекцией Labubu – миллионы поклонников тут же захотели таких же. Затем бренд Pronounce показал на Миланской неделе моды целую коллекцию одежды с этими монстриками. В TikTok тем временем множились ролики с распаковками: блогеры напоказ открывали сюрприз-коробочки Labubu и бурно реагировали на содержимое. Зрелище действительно азартное – и зрители заражались желанием тоже купить коробочку себе. В России тренд тоже подхватили: к 2023–2024 году Лабубу стали массово появляться в локальных TikTok* и Instagram* как модный аксессуар. Их носят на сумках как брелоки, ставят на полочки, фотографируют в кафе.
Интересно, что фанатами Labubu зачастую становятся именно подростки и молодые девушки. Для них иметь такого зубастого зайца – значит быть в тренде, чувствовать себя современным. Можно сказать, Лабубу – это своего рода показатель «модности». Всплеск вокруг них напоминает бум уток Lalafanfan пару лет назад или истерию по акуле ИКЕА, только масштаб еще шире. Многие знаменитости тоже обзавелись Лабубу – говорят, есть у Рианны и Дэвида Бекхэма. Конечно, не обошлось без скептиков: кто-то считает этих монстриков уродливыми и слишком дорогими, смеется над теми, кто гонится за модой. Оригинальные фигурки действительно недешевы, а из-за дефицита появились и китайские подделки «Ляфуфу». Но настоящим поклонникам все нипочем – они готовы собирать полные коллекции, вешать по десять брелочков на рюкзак и ждать новых серий. Labubu превратились в глобальный мем: странные зубастые зайцы, которые внезапно стали символом молодёжной культуры TikTok-поколения.
Ам Ням: возвращение героя детства
Помните забавного зеленого монстрика из мобильной игры Cut the Rope? Зовут его Ам Ням – в начале 2010-х он был так популярен, что снимали мультики, печатали на рюкзаках, делали игрушки. Спустя годы Ам Ням снова на гребне волны, причем сразу у двух поколений. В 2023–2024 в России произошла настоящая «Ам Ням-лихорадка» – и дело не только в ностальгии, но и в новом маркетинговом ходе.
В январе 2025 сеть ресторанов «Вкусно – и точка» (бывший McDonald’s) выпустила коллекцию фигурок Ам Няма. Казалось бы, обычные игрушки к детскому меню, но эффект превзошел ожидания. Множество подростков, чье детство прошло за игрой Cut the Rope, вдруг воспылали желанием собрать всех Ам Нямов. Игра когда-то была повальной: все эти конфетки на веревочках, которые нужно срезать прямо в рот прожорливому монстру, запомнились своей веселой простотой. Теперь увидев любимого героя в виде игрушки, молодые люди испытали прилив ностальгии А тут еще и детишки нового поколения заинтересовались ярким зеленым персонажем – для них он новинка. В итоге на фигурки началась охота, в которой сошлись и те, кому «за 20», и малыши.
Коллекция включала пять разных Ам Нямов в прикольных головных уборах: в бейсболке, в тыквенной шляпе, в ушанке, а также фокусник и фермер. Фигурки продавались как с детским обедом, так и отдельно по доступной цене – чем и воспользовались массово все желающие. Спрос оказался невероятным: меньше чем за месяц миллион игрушек разошелся буквально за пару дней в Москве. В других городах схожая история – партии сметали за считанные часы. Некоторые умельцы скупали по 30–50 штук и тут же выставляли на перепродажу онлайн, поднимая цены и ажиотаж. Наступил тот самый эффект дефицита, когда желанный предмет хочется вдвойне. В соцсетях публиковали фото длинных очередей за фигурками, хвастались полными наборами. Ам Ням вновь стал героем дня – только уже не на экране смартфона, а на полках коллекционеров.
Этот феномен показал силу ностальгии. Те, кто в детстве любил игру, теперь с радостью вернулись к любимому персонажу, да еще и смогли поделиться им со своими детьми. А для молодежи игрушка стала модным атрибутом: милый, узнаваемый, связанный с поп-культурой. Интересно, что образ Ам Няма сам по себе очень «милашный» – большой рот, круглые глазки. Он идеально вписывается в тренд на милых смешных зверьков. И хотя в нем нет доли криповости, как в Хагги или Labubu, его триумф показывает еще одну грань феномена странных игрушек: фактор ностальгии и вирусной акции может мгновенно превратить классического героя в хит продаж.
Among Us: повсюду подозрительные «предатели»
Едва ли в 2020-м можно было зайти в интернет и не увидеть этих круглых космонавтов из игры Among Us. Простые фигурки в скафандрах заполонили мемы, видео и чаты по всему миру. Игра про поиск предателя на космическом корабле стала символом эпохи локдауна: друзья играли по сети, шутили про «импостера», словечко sus («подозрительный») вошло в сленг. На волне этой популярности персонажи Among Us превратились и в физические игрушки – повсюду появились плюшевые «амогусы», фигурки в капсулах, брелоки.
Чем же зацепили эти простячки? Наверно, своей универсальностью для мемов. Безликие разноцветные человечки подходили на любую роль – их рисовали и лепили где только можно. Мем «Амогус» – нарочно корявое произношение Among Us – стал отдельным явлением, породившим уйму абсурдных шуток. Например, люди увидели сходство силуэта космонавта с любыми предметами («в каждом огнетушителе мерещится амогус») – и это тоже разлеталось шутками. Такая постирония завоевала особенно молодежную аудиторию, знакомую с игрой. В итоге спрос на сувениры был обеспечен: фанаты и просто любители мемов захотели иметь у себя кусочек этого феномена.
Игрушки Among Us появились самые разные. Классический вариант – мягкие плюшевые фигурки размером с ладонь или побольше, однотонные, с большой маской-шлемом. Их удобно кидать, фотографировать, ставить на стол – например, устроить целый «экипаж» из десятка цветов. Были и брелоки-сюрпризы, и большие надувные костюмы «космонавтов», в которых народ танцевал на видео. Удивительно, но даже маленькие дети полюбили образ «амонгаса» – он ведь простой и забавный, хоть игра им по возрасту не очень подходит. Родители отмечали, что ребенок может даже не знать сюжет, но тянется к яркой мягкой фигурке. А подростки и взрослые брали игрушку скорее как прикол, атрибут интернет-культуры. Например, поставить на полке фигурку красного Among Us – и каждый гость поймет отсылку, улыбнется («красный подозрителен!»).
Так невзрачные на вид космонавты стали частью массовой культуры. Их феномен – в способности выйти за пределы своей игры. Даже когда ажиотаж вокруг геймплея спал, мемы и образы продолжили жить своей жизнью. Фраза «Это же амогус!» стала понятна очень многим. А мягкая игрушка позволяет этому мему прописаться у нас дома. Among Us – еще один пример того, как цифровой юмор материализуется в игрушке, которую хочется иметь на память о веселом времени, проведенном с друзьями (пусть и онлайн).
Возвращение Sanrio: новая слава Куроми и Синнаморолла
Классика японской милоты – персонажи Sanrio – тоже переживают новый всплеск популярности. Компания Sanrio подарила миру Hello Kitty еще в 1970-х, и казалось, что эта кошечка навсегда останется главной звездой. Но теперь под светом софитов новые герои: кроличка-неформалка Куроми и нежный щенок Синнаморолл. Эти персонажи существовали давно (Куроми дебютировала в 2005, Синнаморолл вообще в 2001), но именно в последние пару лет они стали мировыми трендами среди молодежи.
В TikTok и Instagram внезапно стало модно носить аксессуары с Куроми – черной и розовой проказницей с дьявольскими ушками. Она представляет собой своеобразный «анти-Хелло Китти»: хулиганистая, с черепком на капюшоне, но все равно очаровательная. Куроми особенно полюбили подростки, которые устали от чрезмерно сладкого образа Hello Kitty и ищут чего-то с долей бунтарства, но по-прежнему милого. Футляры для телефона, рюкзачки, игрушки-талисманы Куроми распродавались в 2022–2023 как горячие пирожки. Ее образ активно используют в эстетике e-girl и просто как символ «дерзкой милоты». В то же время Синнаморолл – белый щенок с длинными ушами – стал покорять сердца тех, кто тянется к более классической мягкой эстетике. Его круглые глаза и постоянно радостное выражение лица сделали его фаворитом для всевозможного декора: от кружек до плюшевых подушек. В 2022 году продукция с Cinnamoroll взлетела в трендах продаж, многие отмечали, что этот персонаж вдруг обогнал по популярности старшую сестру Китти.
Почему же новый бум? Отчасти сыграло роль поколение соцсетей: в мире, где так ценится визуальная самопрезентация, иметь узнаваемый милый образ – значит получать лайки. Куроми и Синнаморолл идеально вписались в разные сегменты эстетики. Кроме того, Sanrio мастерски переиздает старых персонажей под новые коллекции, сотрудничает с модными брендами, запускает фильтры в масках и стикеры. У молодых пользователей возникло ощущение, что это их актуальные герои, а не мамины Hello Kitty. Не стоит забывать и про цикл ностальгии: те, кто любил Санрио в детстве, выросли и теперь с удовольствием коллекционируют фигурки и игрушки снова – уже ради удовольствия и воспоминаний. Многие взрослые женщины не скрывают любовь к Sanrio, покупают больших плюшевых Синнамороллов для интерьера или брелоки Куроми для авто. Это стало социально приемлемым – радоваться детским любимцам, но на новом витке. В итоге Куроми и Синнамон заняли прочное место в витринах и в сердцах, доказав, что «милое» бессмертно, особенно если добавить чуточку современного флера.
Molang: корейский кролик, покоривший милотой
Еще один герой, который стал глобальным феноменом милоты – белый пухлый кролик Моланг. Он родом из Южной Кореи, где начинал как персонаж стикеров в мессенджерах, а затем обзавёлся собственным мультсериалом для малышей. Моланг – это квинтэссенция нежности: круглое тельце, маленькие ушки и всегда счастливое выражение мордочки. В мультфильмах он вместе с цыплёнком Пию-Пию попадает в добрые забавные ситуации, и все заканчивается хорошо. Казалось бы, аудитория – дошколята. Но феномен Моланга шире: его полюбили и подростки, и даже взрослые, уставшие от негатива.
В интернете Моланг появился примерно в одно время с покемоном Пикачу и котиком Пушином – в середине 2010-х, когда образ «кавайных» круглых зверьков был очень популярен. Поначалу это была просто милая картинка для переписки. Но потом вышли сотни товаров: плюшевые Моланги, канцелярия, наклейки, игрушки-сюрпризы. Его популярность особенно возросла, когда сериал «Molang» стал транслироваться по всему миру – образ кролика стал международно узнаваемым. На волне этого вокруг героя сформировалось комьюнити поклонников милоты. В TikTok можно найти ролики с Молангом: кто-то коллекционирует фигурки всех размеров, кто-то делает комнатный декор в стиле этого кролика, а кто-то просто обнимает большую мягкую версию под расслабляющую музыку.
Интересно, что Моланг привлекает именно своей беспредельной позитивностью. На фоне многих других трендовых игрушек, где часто есть элемент юмора, странности или хоррора, Моланг – просто праздник добра. Возможно, поэтому его выбирают те, кому хочется антистресса без всякой иронии. Однако ироничное отношение тоже присутствует: мемы сравнивают Моланга с зефиркой, с «снеговиком без морковки», разыгрывают сценки с его вечным счастьем. Так или иначе, он стал частью глобального тренда на «комфортных персонажей». Люди окружили себя подобными мягкими созданиями, чтобы чувствовать уют. Моланг – как раз из таких. Пусть он и не хохмач-мем, зато культурный феномен своей нишевой, тихой популярности: символ простого радующего сердца счастья, понятного всем возрастам.
Гусь-обнимусь: из игрового хулигана – в плюшевые друзья
Если вам доводилось видеть в интернете смешные фото большого плюшевого гуся, которого люди носят на руках и наряжают – познакомьтесь, это «гусь-обнимусь». Большой белый гусь с расправленными крыльями и болтающимися лапками стал хитом 2022 года. Его обнимают, с ним спят и делают массу контента. История гуся началась с видеоигры Untitled Goose Game (2019), где безымянный гусь пакостил всем подряд. Персонаж мгновенно превратился в мем как олицетворение хаоса и мелкого зла – фраза «гусь ворует» гуляла по сети. А в 2022 китайская фабрика игрушек решила: почему бы не сделать этого вредного гуся мягким и добрым? Так появился плюшевый гусь, которого сразу же полюбили за возможность потискать и прижать к себе то, что раньше олицетворяло хулиганство.
Эффект оказался взрывным. По словам производителей, популярность героя игры сделала игрушку желанной по всему миру. В России белого гуся начали заказывать из зарубежных магазинов, затем он добрался и до местных витрин. И дети, и взрослые захотели себе такого. Ведь он реально удобный – длинная шея позволяет накинуть гуся как подушку, мягкое тело идеально для обниманий. В соцсетях завалили видео: люди танцуют с гусем, укладывают его спать, придумывают для него наряды. Появился и отдельный тренд – «гусь с табличкой»: игрушечному гусю в крылья вкладывают табличку с надписью (чаще шуточной или мотивирующей) и фотографируют. Такой гусь стал своеобразным медиумом для мемов: через него можно подать любое сообщение с юмором. Например, гусь держит табличку «Обнимите меня немедленно» – и это одновременно мило и смешно.
Популярность гуся сравнивают с историей акулы из ИКЕА или утки Лалафанфан. Действительно, похожий сценарий: неожиданно взрослые люди начинают таскать с собой огромную детскую игрушку и получать от этого удовольствие. В Польше и других странах в 2022-2023 видели в общественных местах людей с гусями на руках – интернет пестрил такими видео. Игрушку стали шить разные фабрики, в ассортимент добавились гуси разных размеров. Пик моды пришелся на 2022, но и сейчас гусь остается желанным подарком. Его феномен в том, что он объединяет сразу несколько трендов: тут и мемный бэкграунд (гусь-хулиган из игры), и функция антистресса (мягкая обнимашка), и элемент юмористической самоиронии (ну кто из взрослых ходит с плюшевым гусем? – вот именно, те, кто умеют посмеяться над собой). В итоге гусь-обнимусь занял почетное место среди «странных» игрушек-кумиров.
Почему мы полюбили странных игрушек?
Рассматривая все эти истории, возникает вопрос: что общего у Ждуна, Хагги, акулы ИКЕА, Labubu, Ам Няма, амогусов и прочих? Почему именно они – такие разные – стали вирусными феноменами? Кажется, секрет кроется в сочетании нескольких культурных тенденций:
1. Микс милоты и абсурда. Людям нравятся вещи, которые одновременно вызывают умиление и смех. Когда чудовище оказывается плюшевым и забавным – это когнитивный диссонанс, который цепляет. Ждун – вроде некрасивый, но такой трогательный. Хагги – монстр, но хочется обнять. Этот контраст рождает вирусный потенциал.
2. Мемная природа. Почти все перечисленные игрушки появились из интернет-мемов или сами стали мемами. Они узнаваемы, за каждым стоит история или шутка. В эпоху соцсетей мем – лучшая реклама. Люди сами распространяют контент с игрушкой, подхватывают тренды, создают новые смыслы. Игрушка становится не просто вещью, а символом какой-то шутки или идеи.
3. Ностальгия. В игру вступает и поколенческий фактор. Ам Ням возвращает миллениалов в беззаботное детство с первыми мобильными играми. Sanrio будит память о школьных годах, проведенных с пеналами Hello Kitty. Даже акула IKEA у кого-то ассоциируется с студенческими временами. Ностальгические чувства сильны – они побуждают заново покупать то, что напоминает о хороших моментах жизни.
4. Самоирония и новая искренность. Современные взрослые уже не боятся показаться «детскими». Завести дома гору плюшевых игрушек в 30 лет – нормально, если это в кайф. Молодежная культура поощряет самовыражение через милые и дурашливые штуки. Общество стало относиться к этому проще: стрессов хватает, почему бы не расслабиться с обнимательной акулой? Заводя «странную» игрушку, человек как бы говорит: «Да, я не против инфантильности, мне так весело и уютно». Это и есть самоирония – осознавать абсурдность, но получать удовольствие. Такой подход заразителен, поэтому всё больше взрослых вовлекаются в эти тренды.
5. Социальные сети и тренды. Конечно, без TikTok, Instagram, YouTube многих феноменов бы просто не было. Алгоритмы разгоняют то, что привлекает внимание за секунды. Яркая, необычная игрушка – идеальный герой короткого ролика. Один пост знаменитости с Labubu – и продажи взлетают по всему миру. Один вирусный челлендж с бросанием липких лапок на потолок (привет лапкерам) – и новый вид игрушек раскуплен. В таком информационном климате любой забавный образ может обрести масштаб за дни.
В итоге, феномен «странных игрушек» – это отражение нашего времени. В них смешалось детское и взрослое, онлайн и офлайн, страх и нежность. Они дают эмоциональную разрядку, чувство общности (когда видишь у другого такого же Ждуна или акулу и понимаешь – «ой, свой человек!»), и просто радость обладания чем-то прикольным. Нам всем порой не хватает простых радостей, и плюшевые герои мемов их щедро дарят. Сегодня обнять большого гуся или посадить зубастого кролика на сумку – значит, сказать миру: «Да, вокруг хаос, но я улыбаюсь».
*Instagram и TikTok являются продуктами компаний, признанных экстремистскими и запрещённых на территории Российской Федерации.