Начнем сразу с главного: я не против носителей. Правда. Пусть будут вдохновением, живым примером, окном в культуру – для кого-то это действительно важно, но вот лично я, как преподаватель и как человек, который сам регулярно учится, давно понял: урок с носителем – это не всегда верх совершенства. А чаще – вообще не то, что нужно на практике.
Методика – очень спорный вопрос
Первое нет – человек, владеющий языком, не всегда сможет дать конструктивную обратную связь и пояснить, где были пробелы. Большинство учеников приходят с кашей в голове, страхом ошибиться и очень нестабильной базой, и в такой ситуации урок с носителем, особенно если он не владеет еще и твоим родным языком – не мотивация, а чистый стресс, а вместо структуры – “давай поговорим, it'll come naturally”.
Не придет или придет, но позже и гораздо дольше, потому что “естественный путь” не работает, когда не проводишь в англоязычной среде все свое время. Когда час в неделю говоришь с носителем, а потом шесть дней живешь в родном языке – твое “естественное” быстро забывается в пуле рабочих задач и домашних хлопот. За редким исключением, такие разговоры превращаются в вежливый small talk, где боишься звучать глупо, и в итоге говоришь меньше, чем мог бы. Или молчишь и киваешь, а платишь как за прогресс.
Да, можно сказать, что общение с носителем – это классный способ натренировать аудирование, акцент, прокачать разговорные обороты. Все это правда, но при условии, что у тебя уже есть база, и можешь без паники разобрать на слух вопрос собеседника или так же спокойно переспросить. А теперь скажите честно, много ли таких учеников среди начинающих или даже середнячков? Уровень B1 – уже хорошо, но даже на нем половина студентов мнутся, путают времена и не могут связать мысль без подготовки. И тут – носитель. “Tell me about your childhood memories.” Да какие memories, я слово milk забыл.
Не все умеют преподавать
Еще нюанс: не все носители умеют преподавать. Иначе почему каждый из нас еще не преподает иностранцам русский язык? Кто-то искренне считает, что достаточно просто болтать, кидаться идиомами и вставлять “you know?” в каждую фразу – и вот оно, погружение. Но без методики это никуда не годится. Можно просидеть уроки с носителем полгода, а потом понять, что говоришь те же пять шаблонов, что и в начале, потому что за тебя никто не строил траекторию. просто общался. За деньги.
Конечно, у носителей есть плюсы – акцент, фонетика, живой словарь. Но давайте будем честны: кому это нужно на уровне “учусь формулировать базовые мысли”? Люди, которые готовятся к интервью за границей, эмигрируют, или уже говорят уверенно – да, им это может быть полезно. Но абсолютному большинству хочется сначала нормально научиться объяснять, кто они, чем занимаются, и не бояться открывать рот. И в этом смысле носитель – не самый нужный человек на старте.
Я не иду к носителям на занятия не потому, что они плохие, а потому что мне на данном этапе нужнее другое: чтобы поправляли, чтобы объясняли до мелочей, чтобы было ясно, почему так, а не иначе. А не просто: “This sounds more natural.” Мне нужно учиться, а не угадывать, и многие мои ученики – такие же. Им не экзотики хочется, а ясности.
Если захочу акцент или культурный контекст – открою ютуб, включу подкаст. Но за структурой, прогрессом и пониманием – я иду к методике, а не к гражданству другой страны.
Буду рада Вашему мнению в комментариях:)
#английскийязык #носитель #репетитор